Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №49 (214) | 24 декабря 2007г.
 

Анатолий Пушков:

Не надо вставать на сторону муниципалитета

Евгений Насыров

20 декабря рабочий общественный совет при президенте ОАО Группа «АВТОВАЗ» Борисе АЛЕШИНЕ утвердил главного инженера завода Анатолия ПУШКОВА в роли возможного кандидата от завода на выборах в мэры города. АВТОВАЗ, как и в прежние годы, попытается сыграть решающую роль в выборной кампании за пост мэра Тольятти. Тем не менее остается интрига, станет ли Пушков консолидированным кандидатом от АВТОВАЗа и партии «Единая Россия» (ЕР) или партия выдвинет свою креатуру. Очевидно, что под кандидатуру АВТОВАЗа сегодня готовы присягнуть большинство политических и бизнес-структур в г.Тольятти. Однако остается неясным вопрос, как будут нейтрализовываться альтернативные кандидаты, готовые на выборах выступить против автогиганта и бороться до победы. В интервью корреспонденту «Хроногрфа» Анатолий Пушков дал свою оценку предвыборной ситуации в городе.

- Анатолий Николаевич, когда планируете вписать свое имя в новейшую (2008-2012 тт.) историю исполнительной власти Тольятти?

- Если вы о подаче документов на выдвижение в Автозаводскую ТИК, то планирую сделать это на следующей неделе (24-30 декабря. -Прим. ред.).

- Как собираетесь выдвигаться? Внесением залога, собрав подписи, или, может, от какой-нибудь из партий?

- Залог я вносить не буду. Для меня очень важно, чтобы были собраны подписи, и поэтому я считаю, что только этот путь для меня приемлем. Сбор подписей в мою поддержку — это обозначение позиции тех, кто проголосует за меня 2 марта. Поддержка завода и внутренних общественных организаций дает мне моральное право выдвигаться, за мной стоит коллектив завода, а кроме того, меня поддерживает «Тольятти, вперед!» — очень цельное и прогрессивное общественное движение.

- Однако сегодняшнее (21 декабря. — Прим. ред.) заседание –«Тольятти, вперед!» вы предпочли собрать в стенах штаба ЕР. Место выбрано не случайно?

- Могу сказать одно: партбилета у меня нет. Городское или региональное отделение ЕР не выходило ко мне с таким предложением. А я лично пока не собираюсь вступать в какую-либо партию.

- Однако вы понимаете, что в нашем городе зачастую завод и партия едины?

- Подчеркну: при всем уважении к партии я позиционирую себя как представитель АВТОВАЗа и как лидер «Тольятти, вперед!». И никак иначе.

- Как вы расцениваете возможность поддержки вашей кандидатуры на пост мэра и со стороны ЕР?

- Официального заявления от партий не поступало. Думаю, будем выстраивать отношения с ЕР конструктивно: на сегодняшний день это лидирующая партия в стране. В парламенте у нее подавляющее большинство. Президент и премьер -единороссы.

- Кто же, по-вашему мнению, может пойти на выборы мэра под флагом ЕР?

- Гадайте сами. Когда партия решит, тогда и узнаем.

- Однако возможный кандидат от ЕР — один из ваших прямых оппонентов на грядущих выборах.

- «Единая Россия» не может нам быть оппонентом!

- Откуда такая уверенность? Партия может выдвинуть на выборы выходца с завода — секретаря городского отделения ЕР Виталия Вильчика?

- Я не могу сказать ни за партию, ни за Виталия Андреевича. Он вице-президент по производству ООО «Группа АВТОВАЗ» и мой непосредственный руководитель, поэтому мы общаемся тесно... Он работник завода, а на заводе еще 20 декабря было принято решение и руководством, и рабочим общественным советом по выдвижению меня в кандидаты. Вероятность того, что Вильчик выдвинет свою кандидатуру каким-то образом, очень низкая. Как гражданин я понимаю, что партия выдвинет своего кандидата, Но не вазовского. Все руководство, женсовет выступил, представители производств, директора. От завода — один кандидат!

- Безусловно, однако мало ли на какой политтехнологический кульбит готова ЕР ради продвижения своего кандидата? Да и АВТОВАЗ в данном случае единороссовской креатурой может подстраховаться на случай возможных форс-мажоров. Ведь цель — наращивать и сохранять свое влияние в Тольятти как втором городе области.

- А как вы сами считаете? Другого и не может быть. Что такое завод: 2% ВВП страны до сих пор, 40% бюджета области, 60% бюджета города. И как можно не влиять на общественно-политические процессы, которые в городе происходят? И не пытаться, чтобы эти процессы работали, в том числе на все позитивное, что делают на заводе. От этих процессов зависят настроение людей, их социальная обеспеченность, удовлетворенность своей жизнью, уровень социальной напряженности. С другой стороны, я не думаю, что наши рабочие на заводе такие послушные и во всем соглашающиеся с руководством люди. Напротив, рабочие охотно участвуют в общественных форумах. И столь же охотно высказываются о происходящем на заводе и в городе. К примеру, конференции по коллективному договору. Там критика идет без купюр и без вхождения в положение. Просто горожане выскажут свое отношение к конкретному кандидату.

- Проголосуют ногами?

- Почему только ногами? Я не думаю, что эти выборы будут сонными, решаются ведь совершенно серьезные проблемы. Идет совмещение выборов мэра и президента, и неужели последнее десятилетие не показало, какая у нас Голова. Ведь от того, кто у нас руководит страной, во многом и определяется наша с вами жизнь. Вот и движение «Тольятти, вперед!» должно, я считаю, коренным образом изменить лицо нашего города, я даже не говорю о внутреннем его содержании.

- Давайте о лице завода. Раз уж вы заговорили о коллективном договоре — краеугольном камне социальной ситуации на АВТОВАЗе, поясните, почему его заключение было перенесено с 22 на 15декабря? И почему он практически не подвергся корректировкам?

- Да, он был подписан 15 декабря. Что ему предшествовало? Конференции трудовых коллективов, на которых были поставлены совершенно конкретные вопросы и проблемы. Потом все самые острые темы были обобщены и выработаны пути их решения. После этого и был подписан проект колдоговора на 2008г. В нем были сделаны поправки, замечания, касающиеся таких сегментов социальной сферы, как тарифные соглашения, регулирование труда и отдыха, условий безопасности производства. Было со стороны администрации однозначно подтверждено, что АВТОВАЗ принимает на себя все социальные обязательства и ни по каким статьям колдоговора не будет ухудшений. Было сказано, что рост зарплаты произойдет.

-А «неухудшение» основных параметров колдоговора, на ваш взгляд, реальное достижение?

- Вы хоть раз читали колдоговор? Это нижние пределы социальных обязательств завода перед рабочими, а верхние никто не ограничивает. Есть социальные улучшения. Но жить надо по средствам. Вот сейчас на заводе готовится принципиально новый документ — Социальный кодекс, более фундаментальный, в котором будут прописаны коренные принципы по социальной политике АВТОВАЗа.

- Когда данный кодекс примут?

- Не ранее 2008г.

- Борис Алешин 21 декабря в очередной раз встречался с Петром Золотаревым, однако их первая встреча не принесла независимому профсоюзу -«Единство» видимых дивидендов. Их так и не привлекли к принятию колдоговора на будущий год. В чем причина?

- Думаю, та встреча не могла поспособствовать их включению в работу над колдоговором. Ну невозможно за остававшееся время (чуть более двух недель) с момента их встречи профсоюзу «Единство» внедриться в то, что делалось профсоюзом АСМ на протяжении всего года. Если Золотарев действительно договорился с президентом Алешиным о том, что они будут третьей стороной в колдоговоре, значит им надо проявлять настойчивость, готовить свои предложения. Упорно.

- Почему третьей стороной? Разве они не могли влиться в работу членов трудового коллектива завода?

- Профсоюзы разные: АСМ и «Единство». Уже три подписи.

- Получается, что их встреча носила не конкретный характер, а возможным мотивом была попытка их «приручения» перед выборами?

- Если Борис Алешин сделал такое предложение Золотареву, то он его выполнит. Он слишком значимая фигура, ответственный руководитель. А вообще работа над колдоговором чрезвычайно сложна, и вам не мешало бы поглубже погрузиться в нее, чтобы понять это. Я думаю, вам можно обратиться к руководителю профсоюза АСМ Карагину Николаю Михайловичу, он поможет.

- Ваше предложение вызывает некоторые сомнения. Официальный АВТОВАЗ так и не ответил «Хронографу» на официальный запрос относительно ситуации с комплексными общежитиями ВАЗа. Может, вы как возможный претендент на пост мэра проясните ситуацию?

- Вы поймите, когда человек селится в общежитие как работник ВАЗа, то ему говорится: ты будешь жить здесь, пока работаешь на заводе. Это вазовское общежитие. Оно построено и содержится на деньги АВТОВАЗа только для тех, кто работает на предприятии. Вот представьте, вы приходите на завод, но вам не понравилась тяжелая работа, вы уходите с тяжелого производства, а общежитие не освобождаете. АВТОВАЗу нужен другой рабочий, а поселить человека некуда.

- Ну так в этих общежитиях еще и муниципальные служащие, бывшие служащие социальной сферы, связанной с заводом, живут. Просто так их не выселишь.

- Не надо вставать на сторону муниципалитета. Заводу что делать? А вы встаньте на позицию завода. Как поступать заводчанину? У нас главная проблема: мы не можем привлечь что рабочих, что итээров-цев на завод, не обеспечив их жильем. Конечно, это проблема, которую предстоит решать всем вместе.

- Вернемся к вашему общественному движению. Есть информация, что может произойти объединение всех трех движений («Тольятти, вперед!», «Тольятти против коррупции» и «Народный контроль»), созданных этой осенью.

- Ко мне с таким предложением пока не выходили. Да и на координационном совете мы эту тему еще не обсуждали.

- Хотя вы и беспартийный, однако в случае с вашим выдвижением на пост мэра вам придется контактировать с различными партиями. Как будете выстраивать отношения?

- Я хотел бы, чтобы все партии, которые имеют вес в Тольятти, поддержали меня. Проблем в городе немало. И, безусловно, синергия всех жителей Тольятти, всех сил необходима для того, чтобы ситуация изменилась.

- То есть надеетесь найти общие интересы как с влиятельной ЕР, так и с карликовым отделением той же ДПР?

- Буду взаимодействовать со всеми партиями, которые преодолели семипроцентный барьер на выборах в Госдуму. Хотелось бы встретится с лидерами городских отделений и по крайней мере высказать свою позицию и свое видение развития города, а заодно услышать их позицию.