Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №46 (211) | 3 декабря 2007г.
 

Алексей Ушамирский:

Время спекулятивных заявлений прошло

Татьяна Никонорова

27 ноября на пленарном заседании Самарской губернской думы (СГД) принят Закон «Об областном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009-2010 гг.». Отличительной особенностью финансового документа стало изменение срока бюджетного планирования до трех лет, а также увеличение расходов на социальные вопросы. Впервые Алексей УШАМИРСКИЙ принял участие в формировании областного бюджета в качестве председателя комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике СГД. В интервью корреспонденту «Хронографа» Алексей Ушамирский изложил свой взгляд на бюджетное планирование в современных условиях.

- Алексей Константинович, голосование за проект бюджета шло без предварительного доклада. Подобный шаг представители областного парламента поясняли нежеланием излишне политизировать данный вопрос в преддверии выборов. Отсюда вопрос: в чем состоит «политическая составляющая» вопроса, и вообще, есть ли она?

- Напомню, вопрос прорабатывался 2,5 месяца, в работе над проектом бюджета так или иначе участвовали все депутаты СГД. Нет ни одного законопроекта, который бы проходил такую тщательную проработку всеми заинтересованными сторонами. Все параметры бюджета были детально изучены и комитетами, и согласительной комиссией, которая за это время провела 10 заседаний и рассмотрела 435 поправок на сумму более 15 млрд. р. Поправки вносились депутатами, органами местного самоуправления и другими субъектами законодательной инициативы. Поэтому на пленарном заседании в обсуждении как таковом проект бюджета просто не нуждался.

Что касается политизированности вопроса... Придать политический окрас можно любому вопросу. Достаточно заявить, что в СГД фракция ЕР оставляет 28 человек. Губернатор области, который, собственно, и сформулировал основной посыл в нашей работе, также является членом «Единой России». Тем не менее, по моему убеждению, нецелесообразно искать политическую составляющую в том, что губернатор принял решение об увеличении бюджетных ассигнований на социальные расходы, а парламентарии поддержали его в этом.

- Тем не менее бюджет не был принят единогласно. Пять депутатов от голосования воздержались, мотивируя свои отказ тем, что ставить заработную плату работникам бюджетной сферы в прямую зависимость от поступления дополнительных доходов неправильно.

- Работа с бюджетниками так или иначе будет вестись. В текущем рабочем режиме. Через внесение поправок, отработку их на комитете. Потребности бюджетной сферы на все 100% регион удовлетворить не сможет. По крайней мере пока. Тем не менее могу сказать одно: если бы правительство области не было уверено, что в состоянии обеспечить продекларированный рост заработной платы, никто никаких обещаний давать бы не стал. Время спекулятивных заявлений прошло. Поэтому в итоге из массы поправок и предложений в проект областного бюджета включены расходы — на социальную поддержку медицинских и фармацевтических работников на селе на сумму 75 млн. р. и средства по ЕДВ (единовременные денежные выплаты. — Прим. ред.) для пенсионеров на сумму 740 млн. р. Это то, что мы действительно можем обеспечить.

Ряд поправок депутатов предложено рассмотреть правительству области в ходе формирования областных целевых программ: по обращению с отходами производства и потребления, по обеспечению пожарной безопасности, по завершению газификации населенных пунктов, по развитию материальной базы ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения. — Прим. ред.), по осуществлению капитального ремонта многоквартирных жилых домов, а также по организации горячего питания учащихся общеобразовательных учреждений.

На этом работа комиссии не заканчивается. К рассмотрению поправок, принятых к сведению, согласительная комиссия обязательно вернется в ходе исполнения областного бюджета в 2008 г. Все эти предложения вошли в итоговый протокол согласительной комиссии.

- Понятно, что изысканием средств для реализации предложенных депутатами программ в первую очередь должно быть обеспокоено правительство. Как бы вы сформулировали задачи депутатского корпуса в процессе исполнения бюджета, помимо того, чтобы просто «предложить» и «рекомендовать» ?

- К сожалению, рецептов для того, чтобы резко увеличить доходную часть областного бюджета, нет. Увеличить налоги? Это не выход.

Бюджет растет вместе с ростом экономики, а не сам по себе. Задачей депутатского корпуса является создание комфортных условий для развития региональной экономики, и прежде всего путем учета интересов субъектов экономической деятельности при разработке и принятии областных законов.

Расходы областного бюджета в первую очередь должны быть направлены на развитие социальной сферы, здравоохранения и образования; на то, чтобы сделать достойной жизнь граждан, которые напрямую не участвуют в экономической жизни. Я говорю об инвалидах, ветеранах, пенсионерах.

Еще одна очень важная задача -создать условия для привлечения в область инвестиций, по возможности во все отрасли, начиная от сельского хозяйства и заканчивая высокотехнологичными производствами. Многое уже сделано. Надо и дальше работать в этом направлении. У нас есть неиспользованные резервы в строительстве, производстве стройматериалов, производстве и распределении электроэнергии, газа, воды, переработке продукции сельского хозяйства. По этим отраслям возможен существенный рост, при условии решения ряда проблем административного или финансового характера.

Вторая задача — обеспечить эффективное расходование тех средств, которые мы собираем в бюджет. И здесь, я считаю, депутаты могут сыграть важную роль. Трехлетний областной бюджет, который мы сегодня приняли, отличается от бюджетов прошлых лет не только цифрами. Это бюджет, ориентированный на результат. Главные распорядители средств — министерства получили большую самостоятельность в оперативном управлении своими расходами, но вместе с этим возросла и их ответственность. Мы уже чувствуем, что областное правительство очень внимательно следит за исполнением бюджета. На последнем заседании бюджетного комитета мы согласились с предложением правительства по перераспределению средств облбюджета с тех статей, по которым они не могут быть освоены в полном объеме, на другие, где освоение идет опережающими темпами. Часть изменений появилась с подачи депутатов СГД. Нам надо вместе с областным правительством работать над тем, чтобы повысить отдачу от вложения средств областного бюджета, — надо совершенствовать всю систему, от начала формирования бюджета до проведения торгов и контроля за выполнением условий госконтрактов. Губернская дума в этом плане может помочь областному правительству в том числе и за счет активной работы нашей счетной палаты.