Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (167) | 22 января 2007г.
 

Евгений Юрьев:

АВТОВАЗ обязан участвовать в политике

Павел Соколов

17 января на одном из наиболее известных в политических кругах интернет-сайте была вброшена информация провокационного содержания. В ней шла речь об отставке заместителя генерального директора по вопросам социально-экономического развития и взаимодействию с государственными органами ОАО «АВТОВАЗ» Евгения ЮРЬЕВА. В реальности все оказалось абсолютно не так, как это пожелали представить определенные структуры, преследующие свои интересы в политическом пространстве Самарской обл. В силу ряда обстоятельств АВТОВАЗ сейчас оказался в самом центре сложного клубка политических, административных, энергетических и экономических интриг регионального масштаба. Особую роль предстоит сыграть АВТОВАЗу и на предстоящих выборах в Самарскую губернскую думу (СГД). Это обусловлено тем, что руководство завода имеет серьезные намерения влиять на процессы управления в регионе. Обо всем этом в интервью корреспонденту «Хронографа» рассказал исполнительный директор ОАО «АВТОВАЗ» по социально-экономическому развитию и взаимодействию с государственными органами Евгений Юрьев.

- Евгений Леонидович, уже на следующий день после заседания совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» отдельные ангажированные местными финансово-промышленными группами электронные СМИ вбросили информацию о якобы вашей отставке. Проясните, пожалуйста, ситуацию.

- Комментарий может быть один: это не соответствует действительности. Сейчас уже официально объявлено о том, что действительно был совет директоров, который в том числе затрагивал и вопрос назначения людей на вновь созданные должности в управляющей компании Группы «АВТОВАЗ». Я присутствовал на этом совете. Свое видение по кандидатурам и должностям буквально несколько дней назад объявил Владимир Владимирович Артяков как президент управляющей компании. Он четко, в соответствии с программой развития акционерного общества, определил, кто есть кто и кто за что будет отвечать. Им были названы соответствующие вице-президенты, исполнительные директора управляющей компании. В общих чертах суть структуры такова. Часть людей, которые исполняли руководящие функции непосредственно в ОАО «АВТОВАЗ», стали вице-президентами в управляющей компании. Часть остались на прежних должностных уровнях. Например, изменилось название моей должности. Теперь она звучит так: исполнительный директор по социально-экономическому развитию и взаимодействию с государственными органами ОАО «АВТОВАЗ».

- Можно ли расценить этот выпад как провокацию в ваш адрес?

- Наверное, кому-то это было выгодно. Возможно, это было сделано для того, чтобы какое-то шевеление произошло. Я думаю, что больше всего это связано с политикой.

- По неофициальным данным, СМИ, которое вбросило 17 января эту информацию, эпизодически финансируется вице-спикером Самарской губернской думы (СГД), членом правления ООО «Управляющая компания холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ) Олегом Дьяченко. Он является одной из ключевых фигур на региональном политическом пространстве. Насколько это связано с тем, что официальный АВТОВАЗ имеет разногласия со структурами ВПГ?

- Очень сложно комментировать слухи. Давайте в нашей дальнейшей беседе не опираться на непроверенную информацию, а говорить о конкретных вещах.

Мы хотим, чтобы интересы АВТОВАЗа и Тольятти отстаивались в полном объеме.

- Вы многое сделали при формировании списка кандидатов от «Единой России» для участия в выборах в СГД. Между тем существуют высказывания о том, что политические структуры, так или иначе связанные с Волгопромгазом, попытаются провести своих людей в думу не только по списку «Единой России», но также под прикрытием других партий и под видом самостоятельных выдвиженцев по сельским округам. Если задуманное им удастся, то они имеют отличные шансы оказать в будущей СГД по количеству мест серьезную конкуренцию правящей партии. Нет ли опасений, что, войдя в СГД, вы будете вынуждены с ними договариваться?

- Даже в Государственной думе для решения каких-то организационных задач фракциям приходится договариваться. Если исключить демократию, то можно, в принципе, установить диктатуру, тогда можно проводить политику такую, какую ты хочешь. Но никто на это не пойдет.

Я прекрасно понимаю, что и в Самарской губернской думе по отдельным вопросам взаимного интереса придется договариваться.

В целом то, о чем вы сказали, можно будет увидеть только после 11 марта, когда пройдут выборы. Ведь не секрет, что иногда выборы преподносят очень много сюрпризов. Неожиданностей.

- Кому принадлежит инициатива обнародования списка партии «Единая Россия» на выборах в Самарскую губернскую думу полностью?

- Было принято решение на уровне регионального политсовета.

- Метания депутатов Виталия Гройсмана и Александра Дроботова с этим как-то связаны?

- Я бы не хотел комментировать жизненную позицию коллег по партии. Они вправе сами высказывать собственное мнение.

- Список колеблющихся «единороссов» пополнил также и генеральный директор ОАО «Жигулевское СМУ» Николай Радайкин. Ради того чтобы идти на выборы в СГД, он даже задумался о приостановлении на время выборов своего членства в партии. Как быть с такими проявлениями?

- Такое понятие, как приостановка на время своей партийной принадлежности, я считаю абсолютно неприемлемым. Партийная организация — это прежде всего дисциплина. Ее соблюдение — обязанность всех членов партии. В противном случае это уже не партия.

- Неужели генерального директора ЗАО «Мотор-Супер» Дмитрия Савенкова могут выпроводить из партии за нарушение дисциплины?

- Партийная организация будет принимать решения по тем выдвиженцам, которые проявили недисциплинированность. Устав партии обязателен для всех.

- В случае если кандидаты от АВТОВАЗа и Тольятти пройдут в СГД, будет ли АВТОВАЗ предпринимать попытку поставить во главе бюджетного комитета своего человека?

- Дождемся результатов выборов. Мне бы хотелось, чтобы представители города Тольятти занимали в думе наиболее высокие посты. Будем к этому стремиться. Ну а время покажет, кто туда попадет, кто туда не попадет, каких постов удастся достичь.

- Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся вокруг городской энергетики? Какую долю в позициях сторон занимают интересы города, населения, личные интересы чиновников и менеджеров, а также цели спекулятивного политического характера?

- Я на работу пришел в июне 2006 г. Генеральный директор Игорь Есиповский пригласил меня в кабинет и сказал: «Существует проблема по энергетике, я бы хотел, чтобы вы к этой работе подключились». Я подключился к этому вопросу. До сентября велись проработка соответствующих документов, анализ ситуации. На основании анализа группы специалистов был сделан вывод о том, что целесообразно отказаться от услуг Самараэнерго и самим выйти на оптовый рынок электроэнергии. Поэтому, когда все эти вопросы были проработаны, они стали предметом рассмотрения руководством АВТОВАЗа.

Если говорить о теплосетях, то совет директоров принял принципиальное решение о создании единой коммунальной энергетической компании.

- Чем руководствовался совет директоров, когда принимал это решение?

- Перспективы развития города и автозавода свидетельствуют о том, что уже в ближайшем будущем перед энергетическим производством АВТОВАЗа будут поставлены новые серьезные задачи. В первую очередь это связано со строительством нового автосборочного завода в рамках соглашения с канадской компанией Magna. Как известно, его запуск намечен на конец 2009 г. Перед заводскими энергетиками стоит задача обеспечения новых производственных мощностей всеми необходимыми энергоресурсами. Наличие в городе крупной коммунальной компании облегчает решение этой серьезной проблемы. Особенно на фоне растущего дефицита

энергетических мощностей, который затронул экономически развитые регионы России. Поволжье пока не входит в зону риска. Но продолжающийся экономический рост может уже в ближайшем будущем привести к ситуации, когда Самарская обл., так же как сегодня Москва, столкнется с нехваткой энергоресурсов. Имея в виду подобную незавидную перспективу, необходимо уже сегодня готовиться к столь неблагоприятному развитию событий.

Если бы состоялась передача коммунальных сетей и права на оказание коммунальных услуг организации, которая не имеет отношения к муниципалитету, то это было бы расценено как безответственность и недальновидность местных властей. Не надо быть экспертом, чтобы разглядеть в подобной ситуации опасность серьезных и непредсказуемых последствий. Это можно сравнить с джинном, которого выпустили из бутылки. Уже никто и ничто не помешало бы ВоТГК в будущем установить такие ставки, которые выгодны ее владельцам. А так как эти владельцы к Тольятти не имеют никакого отношения, то надеяться на справедливость с их стороны было бы излишней самонадеянностью. В свою очередь создание единой коммунальной энергетической организации, принадлежащей на паях городу и АВТОВАЗу, — по сути, стопроцентная гарантия недопущения неконтролируемого роста тарифов.

- Какую конфигурацию будет иметь эта совместная компания города с АВТОВАЗом?

- Это будет новая компания с долевым участием муниципалитета и АВТОВАЗа.

- АВТОВАЗ всегда был определяющим фактором при формировании органов власти в г. Тольятти. Последнее время не всегда автогигант стремился брать на себя доминирующую роль в управлении городом. Каким руководство АВТОВАЗа видит развитие этого направления? Каково отношение АВТОВАЗа к нынешним персонам в органах местного самоуправления?

- Вы прекрасно понимаете, что АВТОВАЗ как градообразующее предприятие, как крупнейшее предприятие, конечно, имеет определенный интерес к тому, кто будет мэром города Тольятти. Если заглянуть в историю, то прежние руководители АВТОВАЗа конца 80-90-х имели достаточно большое влияние на принятие определенных решений. И сегодня АВТОВАЗ эту работу упускать из виду вовсе не собирается, ведь не случайно же ввели мою должность...

- Определенными структурами уже запускалась информация о намерениях гендиректора МУП «ПО КХ г. Тольятти» Александра Дружинина занять пост мэра. Такой вариант может быть интересен АВТОВАЗу?

- Я ничего не могу сказать о планах Дружинина. Не знаю, насколько это реально, есть ли у него желание. Спросите его лично.

- Каковы ваши политические планы?

- Тольятти — это мой 18-й переезд. Когда я сюда ехал, у меня одна мысль была: это будет последний переезд. У меня здесь похоронены родители. Родители жены живут здесь. Вся родня здесь. Мне бы не хотелось переезжать в 19-й раз.

Обсудить на форуме