Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (147) | 11 сентября 2006г.
 

Осечка будущего президента

Сергей Чемизов войдет в совет директоров ОАО «АВТОВАЗ»

Павел Соколов

5 сентября совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» принял решение рекомендовать внеочередному собранию акционеров, которое запланировано на 5 октября, избрать в состав совета директоров генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергея ЧЕМИЗОВА (на фото). При этом совет директоров покинет Игорь ЕСИПОВСКИЙ. Причину этой ротации конфиденциальный источник «Хронографа» объясняет тем, что руководство Рособоронэкспорта летом столкнулось с серьезными проблемами создания на базе своей компании госкорпорации. Конфигурация проекта преобразования Рособоронэкспорта в госкорпорацию и ее дальнейшие перспективы имели настолько многоходовый характер, что могли повлиять на судьбу будущих президентских выборов в РФ. Чемизов после этого должен был стать истинным преемником президента РФ Владимира ПУТИНА. В то время как сам Путин возглавил бы корпорацию. Однако поспешность в контактах с Венесуэлой вынудила вносить в первоначальный план непредвиденные корректировки.

Особый статус

Получив в конце прошлого года контроль над ОАО «АВТОВАЗ», менеджеры ФГУП «Рособоронэкспорт» намеревались в течение относительно короткого периода перестроить структуру акционерного капитала автозавода. То есть ликвидировать систему перекрестного акционирования. Без оформления сделок купли-продажи акций сделать это на законных основаниях практически невозможно. «Создается дочерняя компания, куда заказчик закачивает деньги на покупку акций. Эта фирма покупает у любого из нынешних акционеров по рыночной цене или с премией к рыночной стоимости тот пакет акций, который необходим заказчику скупки», — обрисовал одну из общеизвестных схем, по которой можно было бы ликвидировать систему перекрестного акционирования на АВТОВАЗе, Александр Шадрин, директор ООО «Интелком». Однако, несмотря на всю простоту, Рособоронэкспорт не мог этого сделать в силу ряда ограничений, которыми он был обременен, находясь в статусе государственного унитарного предприятия. ФГУПы должны согласовывать с собственником любые сделки, превышающие 5 млн. р. Прибыль, оставшуюся после уплаты налогов, они обязаны перечислять государству. Другими словами, в статусе ФГУПа Рособоронэкспорту было нецелесообразно становиться полноценным собственником АВТОВАЗа.

Между тем желание изменить статус Рособоронэкспорта первый раз публично было озвучено Чемизовым в октябре 2005 г. в интервью «Ведомостям». Как раз в тот самый момент, когда предварительная работа по подготовке смены власти на АВТОВАЗе была проведена его сотрудниками практически в полном объеме. Более того, уже к началу 2006 г. Рособоронэкспорт подготовил законопроект о своем преобразовании в государственную корпорацию. Это особый вид некоммерческой организации (НКО). После того как ФЗ о НКО был дополнен главой о госкорпорациях, их было создано всего две, отмечают «Ведомости»: Агентство по реструктуризации кредитных организаций и Агентство по страхованию вкладов. Причем конкретные особенности каждой госкорпорации определяются отдельными законодательными актами, которые принимаются при их создании. В подготовленных Рособоронэкспортом документах указывалось, что будущая НКО могла, помимо предпринимательской деятельности «для достижения целей военно-технического сотрудничества», заниматься доверительным управлением имущества, работать с ценными бумагами и т.д. Гендиректор госкорпорации был бы вправе распоряжаться имуществом госкорпорации, инвестировать временно свободные денежные средства в развитие корпорации. Доход госкорпорации, как и любой НКО, ее собственность, организация никому дивидендов платить не обязана, а прибыль может направлять на собственные нужды, отмечает источник «Ведомостей». Более того, по словам Чемизова, госкорпорация должна была получить функции госзаказчика на некоторые виды экспортной продукции. Ни на что подобное Рособоронэкспорт, находясь в статусе ФГУПа, рассчитывать не может.

Сменить статус Рособоронэкспорт планировал в течение лета. Но этому не суждено было случиться.

Сбой программы

Наглядным индикатором того, что руководство Рособоронэкспорта столкнулось с серьезными проблемами в реализации своих планов по преобразованию, являются последние события на АВТОВАЗе. Руководство автозавода больше не говорит об уходе от перекрестного владения акциями как о задаче ближайшей перспективы. Хотя 27 мая текущего года член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин во время пресс-конференции, посвященной итогам годового собрания акционеров, заявлял, что до конца 2006 г. это будет сделано. Причем для этого не потребовалось бы большой суммы денег. Дело в том, что номинальная стоимость вазовских пакетов акций в его же «дочках» (являющихся держателями контрольного пакета акций АВТОВАЗа) составляет всего 171,2 млн. р. Именно столько стоят 86% ОАО AVVA, 60% ЗАО «ЦО АФК» и 51% ЗАО «ИФК», которые сейчас принадлежат ОАО «АВТОВАЗ» (см. «Хронограф» №47 (119) от 26.12.05). Времени оформить сделку потребовалось бы тоже немного, так как еще в феврале во всех этих компаниях были сформированы советы директоров из полностью лояльных Рособоронэкспорту менеджеров. Можно предположить, что если бы Рособоронэкспорту летом удалось стать госкорпорацией, то он без лишних процедур стал бы собственником АВТОВАЗа. Другим первоочередным активом, которым должна была бы пополниться госкорпорация, мог стать холдинг ОАО «ВСМПО-Ависма» (крупнейший в мире производитель титановых и марганцевых сплавов).

Перспективы роста госкомпании могли быть беспрецедентными. Ей в управление могла отойти формируемое сейчас на базе 10 основных российских авиастроительных предприятий ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Предприятия других отраслей, в которых Рособоронэкспорт по тем или иным причинам мог обнаружить способность работать «для достижения целей военно-технического сотрудничества», также получали большие шансы быть поглощенными. Такое конкурентное преимущество Рособоронэкспорта на мировом рынке продукции военного назначения, как широкая гамма оффсетных предложений, способно сделать востребованным для него практически любое промышленное предприятие страны. Так, например, для АВТОВАЗа, скорее всего, была уготована участь исполнителя оффсетных проектов по созданию автосборочных производств в странах третьего мира, таких регионов как Ближний Восток, Северная Африка, Латинская Америка (см. «Хронограф» №17 (136) от 22.05.06 и №18 (137) от 29.05.06).

По информации конфиденциального источника «Хронографа», именно поспешность в осуществлении сделки с Венесуэлой о поставке в эту страну партии истребителей СУ-30МК2 на сумму около $1 млрд. стала серьезным препятствием для создания на базе Рособоронэкспорта госкорпорации. «По собственной неосмотрительности руководство Рособоронэкспорта, видимо, не просчитало возможных последствий этого события», — сообщил источник «Хронографа». Президент Венесуэлы Уго Чавес прибыл в Москву для подписания контракта 25 июля. А уже 28 июля госдепартамент США ввел в действие санкции против АНХК «Сухой», ФГУП «Рособоронэкспорт» и еще нескольких индийских, северокорейских и кубинских компаний за поставленные с января 1999 г. Ирану оборудование и материалы, которые могли бы быть использованы в производстве оружия массового уничтожения. МИД РФ сразу назвал причины санкций надуманными. Однако это лишь публично озвученная часть конфликта.

Истинные причины явно в том, что США сумели продемонстрировать российскому руководству способность противостоять основному конкурентному преимуществу Рособоронэкспорта. Уже вначале августа конфликт удалось погасить. Возможно, американцы сумели найти косвенные рычаги, воспрепятствовавшие запланированному росту могущества Рособоронэкспорта.

Расплачиваются крайние

Неудавшийся план передела промышленно-производственного сектора экономики страны в пользу Рособоронэкспорта поставил под удар многие уже втянутые в процесс преобразования субъекты российской экономики. Последние корпоративные события, происходящие на АВТОВАЗе, это подтверждают. Создание ООО «Корпоративный центр АВТОВАЗ», которое 5 октября акционеры ОАО «АВТОВАЗ» наделят функциями единого исполнительного органа (управляющая компания), нельзя назвать элементом изначально запланированного процесса. Отставка генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Есиповского говорит лишь о том, что, когда он давал свое согласие в конце прошлого года занять этот пост, ни о каких управляющих компаниях речи идти не могло. Полную надуманность создания управляющей компании подтверждает и независимый эксперт Александр Шадрин: «Я считаю, что для бизнеса, который осуществляет АВТОВАЗ, создание управляющей компании не нужно. Создание управляющей компании в данном случае можно расценить как уход от персональной ответственности за принятые решения по управлению предприятием. Если раньше под любым крупным договором или решением стояла подпись генерального директора, который нес персональную ответственность за принятое решение, то теперь кто будет нести ответственность?» Такой поворот событий для АВТОВАЗа предвещал и тот факт, что попытки заложить хоть какие-то средства на нужды автозавода в федеральный бюджет на 2007 г. могут закончиться ничем. Подпрограмма «Прогрессивные технологии создания автотранспортных средств нового поколения», разработанная Институтом НАМИ по заказу Роспрома, так и не была включена в федеральную целевую программу «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.». «Покая не знаю, изменилась ли ситуация. По всей видимости, она не вошла как подпрограмма. В правительстве было предложено сделать ее ведомственной программой Роспрома, но для этого потребуется время. Она потребует определенных проработок. Что касается бюджета, я пока не готов ничего сказать, но, по крайней мере, судьба этой подпрограммы такова», — пытается быть осторожным в комментировании этой проблемы пресс-секретарь председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Иван Скрыльник. По крайней мере, для АВТОВАЗа это был шанс рассчитывать в будущем году на получение средств в пределах 50,48 млрд. р. Но, судя по новым заявлениям председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимира Артякова, вазовцам не стоит драматизировать ситуацию. «На прошедшем в Москве автосалоне Владимир Владимирович отметил, что был проведен анализ состояния завода и вполне возможно, что для реализации программ развития АВТОВАЗа будут задействованы внутренние резервы. При правильном структурировании собственных резервов завод способен развиваться дальше. Поэтому что касается автосборочного производства, мы будем расширять производство за счет собственных средств», — пересказал «Хронографу» слова своего руководителя Иван Скрыльник.

Круто сменившаяся риторика первых лиц АВТОВАЗа после обещанных S5 млрд. инвестиций извне (см. «Хронограф» №3 (122) от 06.02.06) сопровождается действиями по переводу в Москву всех центров формирования прибыли автозавода. Это не может не вызывать тревоги у тольяттинцев, привыкших к мысли, что их благосостояние напрямую зависит от успешности бизнеса автозавода. Все также понимают, что будущий год не только год упущенной возможности АВТОВАЗа получить федеральные деньги на развитие, но также и год начала предвыборной кампании в Госдуму, а затем президента РФ, в которой ему, судя по всему, будет уготована участь одного из спонсоров. В руках заинтересованных лиц.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.