Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (260) | 1 декабря 2008г.
 

Точка невозврата

Совершено покушение на председателя областного суда

Илья Круговой

28 ноября ГУВД Самарской обл. вывесило на официальном сайте обращение к жителям Самары с просьбой оказать содействие в раскрытии покушения на председателя Самарского областного суда Любовь ДРОЗДОВУ (на фото). Под обращением размещены телефоны, а также обещание денежного вознаграждения без указания конкретной суммы. Между тем ряд наблюдений наводят на предположение, что эту должность Дроздова могла получить не без содействия некоторых самарских бизнес-структур.

Покушение на председателя суда Самарской обл. Любовь Дроздову произошло 25 ноября около 9 часов утра в Самаре на ул. Братьев Коростелевых. Неизвестный стрелял в тот момент, когда судья садилась в служебный автомобиль. Дроздова получила огнестрельную рану живота и через 20 минут была доставлена в больницу им. Пирогова. Несмотря на то что уже к вечеру пятницы состояние Дроздовой улучшилось настолько, что ее отключили от аппарата искусственной вентиляции легких, она до сих пор не была опрошена следователями. Информацию, появившуюся в одном из СМИ, что Дроздова уже в четверг дала показания, опровергла пресс-секретарь СУ СК при прокуратуре по Самарской обл. Елена Шкаева. Врачи сейчас думают над тем, как им извлечь пулю, т. к. во время первой операции, 25 ноября, несмотря на все усилия, хирургам так и не удалось извлечь пулю, застрявшую в позвоночнике. Для этого потребуется повторное хирургическое вмешательство, а оно может привести к необратимым процессам. Это может означать, что специалистам по баллистической экспертизе даже не удастся установить, из чего именно был произведен выстрел. Предполагается, что пуля была мелкого калибра, так называемая «мелкашка». Данную единицу боеприпаса использовали при стрельбе из винтовок на уроках НВП в школах, а впоследствии именно под этот калибр растачивалась большая часть газового оружия. Версия о том, что выстрел мог быть произведен из винтовки, отметена как несостоятельная, т. к. эксперты облазили буквально каждый квадратный сантиметр в поисках оружия, а предположение о том, что винтовку могли унести с собой, выглядит крайне неубедительно.

Вечером того же дня, когда было совершено покушение, президент РФ Дмитрий Медведев поручил провести тщательное расследование и дал поручение генеральному прокурору Юрию Чайке и председателю СК при прокуратуре РФ Александру Бастрыкину взять расследование под личный контроль, после чего в Самару прибыла специально созданная следственная группа.

Следователей сейчас больше всего интересуют два вопроса. Один из них: почему покушавшийся на жизнь председателя суда произвел выстрел именно в живот?

Если хотел убить, то стрелял бы в голову, однако с большого расстояния, тем более из пистолета, попасть в цель практически нереально. Выстрел же был произведен с дальнего расстояния, т. к. в момент, когда Дроздова садилась в служебный транспорт, поблизости никого не было.

Версия, что неизвестный мог стрелять из окна машины, не подтвердилась, хотя первоначально отрабатывали и ее, потому что кто-то видел, что сразу после выстрела со двора выехала зеленая «Нива».

Другой вопрос: почему именно Дроздова? И это ставит в тупик всю следственную группу. У следователей, разумеется, есть задание отрабатывать все возможные версии, но глупо даже предполагать, что председателю мог отомстить кто-то из уволенных судей. Напомним, что Любовь Дроздова на протяжении четырех лет — с 2000 по 2004 гг. — возглавляла квалификационную коллегию и за это время несколько работников районных судов лишились судейского статуса за вынесение необоснованных, а нередко и незаконных решений. Следователи сейчас воздерживаются от любых комментариев, однако, по неофициальной информации, это преступление может носить спонтанный характер. Об этом говорит тот факт, что выстрел был произведен в живот, а также то, что Любовь Дроздова в последнее время нигде не говорила, в том числе в кругу своих коллег, о том, что ей кто-то угрожал или ей что-то предлагали. В противном случае она обзавелась бы охраной. Хотя, как показывает практика, охрана в таких случаях бесполезна, а собственную службу безопасности судьям заводить не с руки. Правда, как сообщили источники «Хронографа», сейчас в областном суде обсуждают возможные меры по обеспечению дополнительной безопасности судейского корпуса. Многих происшествие с Любовью Дроздовой в достаточной мере напугало. Может быть, именно такую цель ставил перед собой неизвестный преступник.

Во всем этом есть еще одна любопытная деталь. Дроздова с 1987 по 1994 гг. работала судьей Кировского районного суда. Основная масса громких уголовных процессов в это время — время передела сфер влияния в городе — происходила в судах центральных районов: Самарском, Октябрьском и Ленинском, а также в областном.

А вот судьей Самарского областного суда Дроздова работала в период с 1995 по 2005 гг., т. е. в то время, когда один задругам проходили скандальные «политические» процессы. Имя Дроздовой чаще всего упоминалось именно в связи с рассмотрением подобных дел. Фигурантами этих дел в разные периоды времени становились Альберт Макашов, Георгий Лиманский, Наталья Боброва, Виктор Тархов и Сергей Никологорский. Следует понимать, что причины и результаты «политических» процессов этого периода кроются не в самих политиках, а в модераторах, которые на тот период делили секторы влияния в Самарской обл. Многие из них сегодня уже не могут влиять ни на политические процессы, ни тем более на назначение ключевых фигур в регионе.

Ряд наблюдений позволяют сделать предположение, что к некоторым самарским бизнес-структурам Дроздова могла проявлять определенную лояльность. Так, газета «Самарское обозрение», входящая в подконтрольный Владимиру Аветисяну медиахолдинг «Медиа-Самара», образно говоря, осуществляло негласное информсопровождение в течение почти полугода со времени назначения на пост председателя облсуда Любови Дроздовой. При этом использовались информповоды, о которых могли знать только люди из ее близкого окружения. Также известно, что судьи — люди крайне непубличные. Из чего следует, что инициатором так называемых утечек информации о возможном своем назначении на должность председателя облсуда Дроздова могла и не быть. Чего нельзя сказать о тех, кто мог быть заинтересован в ее назначении. Тем более если они еще могли при этом оказывать влияние на конкретные СМИ. Важно и то, что зарплатный проект всего судейского корпуса представительства федерального суда в Самарской обл. обслуживался в ЗАО «Газбанк». Вопрос о выборе в пользу частного самарского банка, а не госбанка (ВТБ или Сбербанка) при определенном рассмотрении обстоятельств может не вызывать сомнений. В дополнение к этому ряд наблюдателей «Хронографа» отмечают крайне низкое количество судебных процессов, которые заканчивались не в пользу структур, близких Владимиру Аветисяну. Уголовное дело возбудили по ст. 295 УК РФ, одной из самых тяжелых статей отечественного кодекса, которая предусматривает за покушение на жизнь судьи наказание вплоть до пожизненного заключения. Вот только применить ее удастся лишь в том случае, если смогут найти исполнителя и заказчика. Правда, в последнее время это случается крайне редко. Тем более что найти убийцу предшественницы Дроздовой на посту руководителя гражданской коллегии областного суда Аллы Тимофеевой так и не удалось.