Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (929) | 8 июля 2024г.
 

Арифметика Маркина

Позиция самарского дептранса не сходится с версией следствия по делу о преступном сублизинге

Андрей Неретин

25 июня ГУ МВД России по Самарской обл. по запросу Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» подтвердило информацию о возбуждении уголовного дела в отношении директора МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ) Михаила ЕФРЕМОВА. Он подвергся уголовному преследованию за передачу в сублизинг 50 новых автобусов. Сделка, по версии правоохранителей, совершена на невыгодных для бюджета условиях и отнесена к деяниям коррупционной направленности. Однако руководитель департамента транспорта (дептранс) г.о. Самара Сергей МАРКИН (на фото), отвечая на редакционный запрос, озвучил иную позицию, которая выглядит как заочный спор с правоохранителями.

Опасная сторона сублизинга

ГУ МВД России по Самарской обл. предоставило в ОАЕ «Хронограф» информацию в ответ на запрос об обстоятельствах задержания директора МП «ТТУ» Михаила Ефремова. «6 июня 2024 г. следственной частью (СЧ) по расследованию организованной преступной деятельности следственного управления У МВД России по г. Самаре в отношении директора одного из муниципальных предприятий г.о. Самара возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 286 УК РФ. В настоящее время производство предварительного следствия по уголовному делу не завершено, в связи с чем предоставление иной информации о ходе расследования не представляется возможным, в соответствии с требованиями ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ (недопустимость разглашения данных предварительного расследования)», — сообщил начальник Отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Самарской обл. Александр Курбатов. Здесь важно напомнить, что деяния, подпадающие под состав ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), специальным указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России №1 от 24 января 2020 г. отнесены к перечню преступлений коррупционной направленности.

Следует напомнить, что 31 марта 2024 г. следственной частью по расследованию организованной преступной деятельности следственного управления (СУ) УМВД РФ по г. Самаре было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя руководителя дептранса г.о. Самара Дмитрия Худотеплова по признакам преступления, предусмотренного п. «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ. В основу уголовного дела легли обстоятельства, связанные с передачей муниципальных транспортных средств в сублизинг частному перевозчику (см. «Хронограф» №13 (920) от 22.04.24). Позднее, 7 июня, был задержан директор МП «ТТУ» Михаил Ефремов. По неофициальной информации, следственные действия связаны с тем же самым эпизодом сублизинга (см. «Хронограф» №19 (26) от 17.06.24).

Вмешательство прокуратуры

Известно, что 12 мая 2023 г. между МП «ТТУ» и АО «Сбербанк Лизинг» был заключен договор финансовой аренды (лизинга), по которому муниципальный перевозчик получил 50 новых белорусских автобусов «МАЗ».

Цена договора составила 1,315 млрд р. Затем 31 августа 2023 г. между МП «ТТУ» и ООО «Самара Авто Газ» (САГ) был заключен договор сублизинга, по которому муниципальные автобусы были переданы коммерческому перевозчику, где председателем совета директоров является московский бизнесмен Сардал Умалатов. Стоимость второй сделки составила 1,201 млрд р.

3 апреля 2024 г. прокуратура г. Самары при проведении проверки обстоятельств расходования субсидии из регионального бюджета нашла признаки совершения преступления коррупционной направленности. По материалам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий. «Автобусы лизингополучателем не эксплуатировались и были переданы для использования сторонней коммерческой организации на невыгодных для бюджета условиях. Неправомерное распоряжение бюджетными средствами повлекло перебои в осуществлении пассажирских перевозок и ненадлежащую работу общественного транспорта в городе», — сказано в официальном сообщении прокуратуры (https://epp.genproc.gov.ru/ web/ proc_63/ mass-media/ news ?item= 94203445).

Позиция дептранса

Между тем руководитель департамента транспорта Сергей Маркин в своем ответе на редакционный запрос ОАЕ «Хронограф» изложил совершенно иную позицию по данному вопросу. Он явно не согласен с мнением прокуратуры г. Самары о том, что передача автобусов в сублизинг якобы повлекла некие «перебои» в работе общественного транспорта. Как следует из его ответа, все как раз наоборот. «Закупленные в 2023 г. 50 автобусов вышли на линию в сентябре 2023 г. Вопрос передачи автобусов в сублизинг обусловлен необходимостью выведения автобусов на маршруты в максимально короткий срок в целях обеспечения транспортного обслуживания жителей города, улучшения транспортного сообщения с отдаленными районами г.о. Самара», — пояснил руководитель дептранса.

Сергей Маркин в своем ответе «Хронографу» также представил контррасчет по условиям сделок: «Договор является доходным для МП «ТТУ». Цена договора лизинга при его заключении составила 1,315 млрд р. Из них 150 млн р. предприятию компенсированы путем предоставления субсидии и 1,201 млрд р. составляют платежи ООО «САГ» за аренду указанных автобусов. Указанная цена определена на основании независимой оценки.

Причем стоимость аренды превышает стоимость лизинговых платежей предприятия на сумму 36,8 млн р. за весь период действия договора лизинга. Т.е. указанный договор является прибыльным (доходным) для предприятия». «По итогам 2023 г. в МП «ТТУ» проведена ежегодная аудиторская проверка независимым аудитором, каких-либо замечаний по факту заключения договоров лизинга и сублизинга, убыточности сделок для предприятия — не выявлено», — отмечает руководитель дептранса.

Далее Маркин продолжил: «Кроме того, в ходе исполнения договора лизинга в соответствии с постановлением Совета министров Респ. Беларусь от 1 декабря 2023 г. №845 МП «ТТУ» предоставлены дополнительные льготы по оплате лизинга, цена договора лизинга снижена с 1,315 млрд р. до 1,219 млрд р. За счет снижения цены договора фактический доход МП «ТТУ» от передачи автобусов в сублизинг на июнь 2024 г. уже составил 32,4 млн р. Фактически 50 автобусов были приобретены только за счет использования целевой субсидии из бюджета Самарской обл. Все расходы, связанные с эксплуатацией автобусов по договору сублизинга, в т.ч. затраты на заработную плату водительского и кондукторского состава, ГСМ, техническое обслуживание и ремонт, несет организатор автобусных перевозок. Т.е. каких-либо убытков в рассматриваемом случае МП «ТТУ» не несет». Таким образом, Сергей Маркин своим ответом дал понять, что в департаменте «не понимают», в чем, собственно, заключается состав преступления.

В общем, современные российские чиновники просто не понимают того, что за пределами их виртуального номенклатурного мира существует реальный мир, функционирующий по реальным, а не номенклатурным законам. Благо арифметические манипуляции с субсидией позволяют выявить прибыль там, где ее по нормальным экономическим соображениям априори быть не может. Возможно, юристы департамента сейчас нацелены на то, чтобы отстоять в суде попавших под уголовное преследование Дмитрия Худотеплова и Михаила Ефремова.

Комментарии

Сергей МАРКИН, руководитель департамента транспорта г.о. Самара

- Обстоятельства приобретения автобусов, в т.ч. предоставление субсидии на указанные цели, были предметами проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой г.о. Самара, департаментом по вопросам общественной безопасности и противодействия коррупции администрации г.о. Самара. Нарушения законодательства при закупке автобусов не выявлено. Кроме того, отчетные документы об использовании целевой субсидии на закупку автобусов в размере 150 млн р. приняты главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета — министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. без каких-либо замечаний.