Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (925) | 10 июня 2024г.
 

Введение госрегулирования

Идеи президента АВТОВАЗа Соколова были озвучены на слушаниях комитета Совфеда

Георгий Кизельгур

31 мая 2024 г. законодатели совместно с президентом АО «АВТОВАЗ» Максимом СОКОЛОВЫМ (на фото) и другими представителями российского автопрома обсуждали в г.о. Тольятти тему госрегулирования отрасли. Акцент делался в сторону уравнивания условий нахождения на рынке для отечественных производителей и неназванных восточно-азиатских брендов. Между тем, по информации открытых источников, в ходе мероприятия генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей КОГОГИН резко высказался о политике, проводимой российскими производителями автокомпонентов, указав на ООО «НПП «Итэлма».

Из пресс-релиза, опубликованного на сайте АВТОВАЗа, следует, что 31 мая в Тольятти прошли выездные парламентские слушания комитета Совета Федерации (СФ) Федерального собрания РФ по экономической политике. «В заседании приняли участие представители члены профильного комитета СФ, Минэкономразвития РФ, Минпромторга РФ, правительств Самарской и Ульяновской обл., а также предприятий автокомпонентной отрасли. Главной темой парламентских слушаний стали меры по созданию производства высоколокализованной конкурентоспособной продукции автомобильной отрасли», — сообщили на АВТОВАЗе.

После заслушивания панегириков от председателя комитета СФ по экономической политике Андрея Кутепова на тему увеличения производства вазовских машин участники перешли к более актуальным вопросам. «Многие восточно-азиатские бренды сегодня предоставляют прямые скидки на автомобили в размере, который в два-три раза превышает утильсбор. АВТОВАЗ не боится и готов к конкуренции, но приветствовал бы создание в России новых локализованных производств, чтобы все игроки рынка играли по единым правилам. Локализация иностранных брендов создаст новые рабочие места и позитивно отразится на развитии отечественной компонентной отрасли», — такие слова Максима Соколова приводятся в публикации АВТОВАЗа.

Китайские автопроизводители, на которых, видимо, указывал Соколов, очевидно, не желают локализовываться в России,

инвестировать в зарубежную экономику и создавать рабочие места для россиян. В Китае своих ртов и рук с избытком, это Соколов хорошо понимает. Тем не менее внутри российского сообщества автопроизводителей также нет согласия. К такому выводу можно прийти, ознакомившись с выдержками из комментариев Сергея Когогина к выступлениям гендиректора ООО «НПП «Итэлма» Алексея Воробьева и исполнительного директора ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрия Корначева.

«Пример автоэлектроники — это очень хороший пример с точки зрения плановых действий. Но для нас, автопроизводителей, сегодня это очень болевая точка. Вот эти два товарища слева сидят — они рассказывают всему миру о том, как у нас дорого стало по автокомпонентам. А если сравнить цены, по которым они нам поставляли продукцию в 2021 г. и сегодня, то разница в 4 раза. Вот мы с Максимом Юрьевичем (Соколовым. – Прим. ред.) сейчас обменялись — автомобиль подорожал на 40%. Это компания (видимо, речь об НПП «Итэлма». — Прим. ред.), которая получает сегодня сверхдоходы и паразитирует на проблемах», — такие слова приписываются в информационных сообщениях гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину.

Следует отметить, что на официальном сайте КАМАЗа сочли уместным вообще не упоминать об участии Когогина в выездных слушаниях СФ. В один день с выходом пресс-релиза АВТОВАЗа на портале КАМАЗа было размещено объявление о том, что «генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин посетил тольяттинскую промышленную площадку Группы ОАТ. В ходе состоявшейся встречи руководители обсудили дальнейшее развитие предприятий».

В отличие от Когогина Соколов дипломатично предоставил возможность сделать важное заявление министру экономического развития и инвестиций Самарской обл. Дмитрию Богданову. Министр начал издалека, указав на необходимость усиления господдержки отечественных технологических разработок, формирования технологической независимости и устойчивости. «Важно заниматься их максимальной локализацией на территории нашей страны. Мы в Самарской обл. этим активно занимаемся. В особой экономической зоне «Тольятти» создали кластер автокомпонентов, сегодня в него входит восемь предприятий, и уже приняли решение по созданию девятого завода», — отчитался о состоянии отрасли в регионе Богданов. В день, когда министр Богданов выступал на площадке АВТОВАЗа с этим докладом, вся Самарская обл. наблюдала за уходом с поста губернатора (2017-2024 гг.) Дмитрия Азарова и назначением на его место Вячеслава Федорищева (см. «Хронограф» №17 (924) от 3.06.24).

Далее министр перешел к основной теме. Дмитрий Богданов сделал акцент на выравнивании экономических условий для работы отечественных производителей и иностранных предприятий, работающих на российском рынке, но с минимальной локализацией. «У регионов и федерального центра должно быть право принимать решение о нормативном регулировании количества или доли автомобилей отечественного производства», — в итоге такое резюме выдал Дмитрий Богданов.

Тут же Богданов привел пример госрегулирования в сфере такси. «Это даст дополнительную возможность сформировать долгосрочный заказ на автомобили, станет стимулом для производителей инвестировать в локализацию, новые модели и развитие», — пояснил присутствовавшим на мероприятии Богданов. Ну все. Китайские автопроизводители, видимо, теперь должны прийти в смятение после таких напористых заявлений регионального министра. Автодилерам тоже будет над чем задуматься.