18 января АО «ЦКБ «Нептун» (г. Санкт-Петербург) начнет обосновывать претензии к АО «Нефтефлот» с ИНН 6314010931 на сумму 1,123 млрд р. Иск почти вдвое превышает размер выручки убыточного самарского судостроительного предприятия за 2022 г., в октябре т. г. с помпой отметившего 65-летний юбилей. Генеральный директор и бенефициар «Нефтефлота» Сергей ФОФАНОВ (на фото) пока не готов публично оценивать перспективы банкротства завода. Не исключено, что он рассчитывает решить финансовые проблемы, опираясь на связи в органах власти. Подобная логика может привести к смене собственника «Нефтефлота».
10 лет счастьяВ начале октября 2023 г. возглавляемый Сергеем Фофановым «Нефтефлот» с размахом отпраздновал 65-летний юбилей. Торжественно-показательное мероприятие прошло на территории самого завода по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, 132. Присутствовавшим журналистам Фофанов заявил о том, что предприятие обеспечено заказами на 10 лет. Гостем праздника стал ректор ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (СамГТУ) Дмитрий Быков. Он сообщил о старте программы переподготовки молодых инженеров своего вуза по направлению «Кораблестроение». Днем ранее не менее помпезно было обставлено подписание дорожной карты совместной работы «Нефтефлота» и СамГТУ. «Те технологии, которые разработал университет, должны прийти на службу предприятию, которое сейчас активно развивается», — отметил Быков. Фофанов, в свою очередь, обещал трудоустроить выпускников СамГТУ на «Нефтефлот». Почти как у великого кормчего КПК Мао Цзе Дуна — «три года упорного труда, а потом 10 тыс. лет счастья». Странно, куда у Фофанова делись три нуля? Двукратная выручка и НДСПри оценке параллельно протекающих в АО «Нефтефлот» событий можно прийти к выводу, что будущим кораблестроителям из самарского политеха, скорее всего, придется искать себе работу в других местах. Минувший юбилей рискует оказаться для «Нефтефлота», как обособленного судостроительного завода, последним. К примеру, 21 сентября т. г. в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. поступил иск к «Нефтефлоту» со стороны одного из его партнеров — АО «ЦКБ «Нептун» (дело №А56-89964/2023). 28 сентября иск был принят к производству с назначением предварительного заседания на 18 января 2024 г. | | Судя по данным картотеки арбитражных дел, сумма требований ЦКБ «Нептун» к «Нефтефлоту» достигает 1,123 млрд р. Это почти вдвое превышает оборот фофановского предприятия за 2022 г. (693 млн р.). При такой выручке чистый убыток «Нефтефлота» в отчетном году составил 11,8 млн р. Похоже, ЦКБ «Нептун», занимающееся разработкой и производством судов и катеров на воздушной подушке двойного назначения, проблемы «Нефтефлота» волнуют в последнюю очередь. Надо выполнять заказ и выбивать под него деньги. Иск ЦКБ «Нептун» в случае его удовлетворения поставит «Нефтефлот» перед непреодолимыми финансовыми трудностями (если только данный спор не является способом вывести деньги из оборота предприятия Фофанова). Помимо контрагента из Северной столицы претензии к «Нефтефлоту» имеют налоговые органы. В настоящий момент Арбитражный суд Самарской обл. рассматривает два заявления «Нефтефлота» к Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской обл. (МИФНС №18). В рамках арбитражного дела №А55-39456/2022 АО «Нефтефлот» пытается признать недействительным решение МИФНС №18 от 7 июня 2022 г. об отказе в частичном возмещении суммы НДС в размере 7,514 млн р. МИФНС №18 установила в декларации по НДС «Нефтефлота» за IV кв-л 2019 г. завышение заявленных налоговых вычетов по сделкам с ООО «Гарант-Союз», ООО «Промресурсэкология», ООО «Регентгенсервис», ООО «Нерудпромстрой», ООО «Арктик», ООО «Фаворит». Первая инстанция в апреле 2023 г. отказала «Нефтефлоту» в его требованиях против доначислений со стороны МИФНС №18. Вторая 25 сентября т. г. пошла навстречу Фофанову. МИФНС №18 подготовила кассационную жалобу. Тем временем в ближайшие дни должно быть возобновлено производство по другому делу — №А55-39457/2022. Там «Нефтефлот» оспаривает отказ МИФНС №18 в частичном возмещении суммы НДС по декларации за II кв-л 2020 г. | | Падает – продавай!С учетом позиции контрагентов и государственных органов аффилированные «Нефтефлоту» структуры вряд ли реализуют намерение помочь «флагману» самарского судостроения справиться с долговой нагрузкой. Так, чистый убыток принадлежащего Фофанову ООО «Волготранс» с ИНН 6317079434 в 2022 г. приблизился к 800 млн р. на фоне выручки в 1,215 млрд р. (в 2021 г. чистый убыток «Волготранса» равнялся 160 млн р. при выручке 1,3 млрд р.). Странно, что в 2021-2022 гг. «Волготранс» при таких объемах выручки, судя по открытой отчетности, не перечислял НДС в федеральный бюджет. Чистый убыток также записанного на Фофанова ООО «Петротанкер» с ИНН 7840463656 за 2022 г. составил 566,9 млн р. при выручке в 1,384 млрд р. (в 2021 г. чистый убыток «Петротанкера» был равен 456 млн р. при выручке 1,236 млрд р.). В качестве НДС «Петротанкер» в 2021 г. перечислил в бюджет 6,24 млн р., в 2022 г. — 11,8 млн р., что весьма скромно при столь значительных оборотах. Учитывая малый размер оплачиваемого фирмами Фофанова НДС, можно ожидать от ФНС России рекордных доначислений. Сергей Фофанов, получив запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф», погрузился в раздумья. Видимо, он пока не готов комментировать миллиардные претензии ЦКБ «Нептун», чистые убытки «Нефтефлота», «Волготранса» и «Петротанкера», а также оценивать вероятность их банкротства. Не исключено, что Фофанов, которого некоторые источники считают доверенным номиналом скрывающегося в ОАЭ президента бывшей Группы «СОК» Юрия Качмазова и бывшего замминистра транспорта РФ Виктора Олерского, занят поиском решения финансовых неурядиц своего бизнеса в органах власти. Не зря же на корпоративных мероприятиях «Нефтефлота» в разное время замечали депутата Государственной думы РФ Александра Хинштейна и губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова. Впрочем, максимум, что эти лоббисты могут предложить Фофанову — продажа его компаний с существенным дисконтом в пользу более «эффективного» собственника. В роли покупателя активов «Нефтефлота» в скором времени способна обозначиться одна из государственных структур. Например, холдинг АО «Объединенная судостроительная корпорация». |