6 июня в Арбитражном суде Самарской обл. стартуют судебные споры между двумя самарскими двигателестроительными предприятиями. АО «Металлист-Самара» требует взыскать с ПАО «ОДК-Кузнецов» 924 млн р. Прежде заводы, которые сегодня делают общее дело для укрепления обороноспособности страны, не спорили друг с другом за столь внушительные суммы. Похоже, бенефициар АО «Металлист-Самара» Алексей ЛЕУШКИН не может гарантировать слаженную работу в столь ответственный момент. Органам власти пора бы задуматься о внесении актива самарского олигарха в список предприятий на деприватизацию.
Самарский бизнесмен Алексей Леушкин раздувает конфликт со своим стратегическим партнером. Подконтрольный ему завод «Металлист-Самара» обратился в арбитражный суд с исками к «ОДК-Кузнецов». По одному из исковых заявлений предъявлено требование понудить двигателестроительное предприятие заключить дополнительное соглашение №1 к договору от 14 декабря 2021 г. «об установлении фиксированной стоимости» в сумме 1,782 млрд р. Кроме того, «Металлист-Самара» требует взыскать с «ОДК-Кузнецов» задолженность по оплате поставленных изделий по вышеназванному договору в сумме 843,7 млн р. (дело №А55-12259/2024). Требования завода Леушкина по второму исковому заявлению скромнее. Его предметом является взыскание задолженности по договору от 19 апреля 2021 г. Сумма взыскания составляет 80,2 млн р. (дело №А55-8469/2024). Таким образом, совокупные исковые требования завода «Металлист-Самара» к «ОДК-Кузнецов» на данный момент составляют 924 млн р. АО «Металлист-Самара» заявило ходатайства о разбирательстве дел в закрытом судебном заседании. Следует отметить, что судебный спор между заводами «Металлист-Самара» и «ОДК-Кузнецов» носят беспрецедентный характер. Ранее «Металлист-Самара» и «ОДК-Кузнецов» никогда не спорили за столь крупные суммы. Предприятия с советских лет работают в тесной кооперации, решая общие задачи в ракетно-космической отрасли. В 90-е гг. ХХ в. у прежде государственных заводов судьбы сложились по-разному. | | В 1996 г. Завод им. Фрунзе (ныне ОДК-Кузнецов) был приватизирован. На его базе было образовано АО «Моторостроитель», которое в дальнейшем ушло под контроль ГК «Ростех» Сергея Чемезова. «Моторостроитель» был объединен с другими самарскими активами ГК «Ростех». Так, в 2010 г. возникло ОАО «Кузнецов» (с 2020 г. ПАО «ОДК-Кузнецов»). Таким образом, над «ОДК-Кузнецов» был сохранен государственный контроль. Завод «Металлист-Самара» был приватизирован в 1992 г. Предприятие ушло в частные руки. Дальнейшая судьба предприятия связана с именем известного самарского бизнесмена Алексея Леушкина. В 90-х историк по образованию Алексей Леушкин сумел конвертировать политический капитал в финансовый, будучи депутатом Государственной думы (ГД) РФ (1993-1995 гг.). Однако в политике он допустил ряд серьезных ошибок (см. «Хронограф» №10 (791) от 29.03.21). В частности, в августе 1999 г. он дал совершенно неблагоразумный политический прогноз. «Шансы Путина на выборах нулевые. Он годится только для чрезвычайного положения», — заявил Леушкин. Видимо, данные обстоятельства поставили крест на политической карьере историка (https://samara-ru.livejournal. com/2043411.html). Между тем в начале 2000-х Алексей Леушкин со своими партнерами по бизнесу Валентином Родиным и Александром Усковым сосредоточился на скупке акций самарских заводов. Сначала был взят под контроль Самарский завод клапанов (СЗК). Затем наступил черед оборонных заводов: «Экран», «Гидроавтоматика» и «Металлист-Самара». Бизнесмены пытались прибрать даже «Моторостроитель», но тут государство жестко дало им по рукам. Вскоре Алексей Леушкин показал, как ценит доставшиеся ему активы. В 2014 г. СЗК был признан банкротом. У бизнесмена, как оказалось, возникли планы в отношении земельного участка, на котором находилось предприятие. Леушкин задумал реализовать на территории завода девелоперский проект. Что ждет оставшиеся заводы под его руководством — остается лишь догадываться. | | Сегодня предприятия оборонного профиля загружены госзаказами. Заводы работают в несколько смен. Трудовые коллективы совершают настоящий трудовой подвиг. Казалось бы, сейчас самое время работать над решением общегосударственных задач. Однако завод «Металлист-Самара» под руководством Алексея Леушкина затеял конфликт со смежным предприятием. «Металлист-Самара» требует взыскать почти 1 млрд р. в качестве оплаты поставленных изделий и заключить допсоглашение, которое дает финансовые гарантии еще почти на 1,8 млрд р. Причины столь резких движений понять трудно. «ОДК-Кузнецов» работает по госзаказу и не оплатить поставки он просто не может. Вполне возможно, что резкий рост оборотов обнажил на заводе Леушкина банальную проблему — непрофессионализм финансового блока предприятия, который не может четко составить финансовый план. Судя по всему, проблему предпочли прикрыть исковыми заявлениями. Между тем Алексей Леушкин, если он знает закономерности исторического развития, должен понимать, что тренд на приватизацию уже давно закончился. Сейчас наблюдается обратная тенденция — деприватизация. Возвращение АО «АВТОВАЗ» в 2022 г. в госсобственность тому пример. Необходимо напомнить, что 27 февраля 2024 г. состоялось пленарное заседание Самарской губернской думы (СГД), на котором был затронут вопрос деприватизации объектов, которые в свое время были неправедно кем-то приобретены. По этому поводу губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров заметил: «Мы ведем такую работу. Наверное, рано говорить об этом публично, но с прокуратурой Самарской обл. целый ряд направлений определен». Пожалуй, пришло время внести завод «Металлист-Самара» в перечень предприятий, подлежащих деприватизации. ГК «Ростех» еще в 2000-х задумывалась над тем, чтобы забрать завод у Алексея Леушкина. Видимо, иного пути просто не существует. Возвращение «Металлиста» в госсобственность решит много проблем. Не будет миллиардных исков в самый разгар свершения трудового подвига. Менеджмент госкорпорации получит возможность напрямую планировать и организовывать работу цехов в соответствии с производственными задачами. |