Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (845) | 27 июня 2022г.
 

Сезонная подработка Авагумяна

«Самара Авто Газ» заработает на дачниках 137 миллионов

Татьяна Федорова

До 31 октября ООО «Самара Авто Газ» (САГ) сумеет заработать дополнительные 137 млн р. на самарских дачниках. Этот сезонный гарантированный заказ ему обеспечило решение Самарской губернской думы (СГД) от 25 апреля т.г. Столь крупный транш был предусмотрительно разбит на семь менее заметных заказов. Все они ушли в пользу САГ. Бизнесмен из Подмосковья Карен АВАГУМЯН (на фото), получивший в конце 2021 г. контроль над САГ, может быть доволен своей сезонной подработкой.

25 апреля на пленарном заседании СГД депутаты одобрили проект закона Самарской обл. «О внесении изменений в Закон Самарской обл. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации транспортного обслуживания населения на территории Самарской обл.». Документ закрепил «обязанность органов государственной власти региона не только компенсировать расходы городских округов по организации регулярных перевозок на садово-дачные массивы, но и возмещать недополученные доходы перевозчиков, осуществляющих перевозки по регулируемым тарифам». Председатель комитета СГД по строительству, транспорту и автомобильным дорогам Николай Лядин прокомментировал это нововведение следующим образом: «Внесение изменений позволит, с одной стороны, обеспечить транспортную доступность садово-дачных массивов людям, которые пользуются регулярными перевозками, а с другой стороны, даст возможность и органам местного самоуправления компенсировать компаниям-перевозчикам выпадающие доходы в связи с установленными тарифами». В СГД закон вносился правительством Самарской обл., а разработан был министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской обл.

Примечательно, что этот закон появился только в 2022 г., после того как в сентябре 2021 г. контроль над самарским рынком пассажирских перевозок автобусами взяла подмосковная Группа «Ранд-Транс» Карена Авагумяна (см. «Хронограф» №2 (826) от 24.01.22). При вхождении в Самару холдинг Авагумяна позиционировал себя как потенциальный инвестор, обещал тотальное обновление подвижного состава и оптимизацию интервалов движения. Вскоре стало понятно, что мотивом вхождения Группы «Ранд-Транс» в Самару стало далеко не альтруистическое желание «работать над улучшением транспортного обслуживания».

САГ — привлекательный актив, предприятие имеет больше 400 автобусов, которые обслуживают 82 маршрута. Что касается улучшения, то самарцы уже убедились в обратном: работа автобусного парка стала заметно хуже, чем ранее, а условия для пассажиров — менее комфортными (см. «Хронограф» №10 (834) от 28.03.22).

Карен Авагумян может обладать кругом связей среди лиц из органов федеральной власти. К числу таковых причисляют, например, Александра Колокольцева, сына министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева (см. «Хронограф» №2 (826) от 24.01.22). При таких обстоятельствах «Ранд-Транс» вполне мог стать негласным соавтором законопроекта, позволяющего щедро оплачивать садово-дачные пассажирские перевозки за счет бюджета. Как-никак в Самаре компенсацию за выпадающие доходы за садово-дачные перевозки будет получать САГ.

13 апреля, еще до принятия закона в СГД, на заседании общественной комиссии по транспорту при комитете по строительству, транспорту и автомобильным дорогам руководитель департамента транспорта администрации г.о. Самара Сергей Маркин сообщил, что в 2022 г. на организацию дачных перевозок направят 137 млн р. Это вдвое превышает финансирование предыдущих лет, когда власти компенсировали затраты перевозчикам за счет муниципальных бюджетов. Разумеется, возникает вполне закономерный вопрос о причинах увеличения бюджетных расходов на субсидирование перевозчика, который позиционирует себя в медийном пространстве в качестве инвестора. Количество дачных маршрутов не увеличилось. Судя по всему, автобусов тоже не прибавится. Кроме того, «инвестор», который в 2 раза увеличивает поглощение бюджетных субсидий на дачные перевозки, стоимость проезда в транспорте не снижает (см. «Хронограф» №14 (838) от 25.04.22).

Примечательно, что всего из облбюджета планируется выделить средства на субвенции для компенсации перевозчикам по дачным маршрутам выпадающих доходов в общей сумме 182,9 млн р. На Самару уйдет большая часть — 137 млн р. Тольятти получит 43,5 млн р., Новокуйбышевск — 2,4 млн р. Сызрани в этом списке нет. Разница очевидна.

В 2022 г. дачные перевозки в Самаре осуществляются по 29 маршрутам. Всем изначально было понятно, что обслуживанием садово-дачных маршрутов займется именно САГ. Вряд ли Группа «Ранд-Транс» допустила бы к столь перспективной работе сторонние компании. В то же время необходимо было соблюсти все установленные законом правила. Поэтому пришлось проводить открытые конкурсы с целью определения поставщика услуги по перевозке на дачные массивы. С 17 по 21 марта на сайте Единой информационной системы в сфере закупок были размещены условия сразу семи конкурсов с идентичными условиями закупки: «Выполнение работ, связанных с организацией регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на садово-дачные массивы по регулируемым тарифам». Условия были размещены департаментом финансов администрации г.о. Самара. Заказчиком выступил департамент транспорта Самары. Заявки принимались с 4 по 6 апреля. Начальная цена заказов варьировалась от 19,2 до 19,9 млн р. Общая стоимость — 136,7 млн р.

В рамках каждого конкурса определялся победитель по определенным маршрутам. Ожидаемо, что во всех случаях была подана только одна заявка — от САГ. С ним и были заключены контракты по начальной цене. По логике вещей, закупка должна была производиться одним конкурсом — сразу по всем маршрутам на общую сумму. Вполне возможно, что, используя свои лоббистские возможности, руководство САГ подстраховалось, и в результате появилось семь отдельных закупок. В случае единой закупки для САГ возникала опасность появления не менее влиятельного перевозчика. До конца октября перевозчик будет повышать свою капитализацию за счет бюджетных средств, используя дачников как инструмент для получения доходов.