Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (786) | 15 февраля 2021г.
 

Марксистский кружок Исаева

Тольяттинская красная оппозиция в преддверии выборов ждет подарков от прокуратуры

ИА «Центр-Инфо»

8 февраля и.о. прокурора г.о. Тольятти Владимир ИСАЕВ (на фото) вынес представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Речь идет о совмещении депутатом думы г.о. Тольятти, единороссом Виталием ПОДОЛЯКО обязанностей председателя постоянной комиссии по социальной политике и директора МБУ «Школа № 90». В этом совмещении ведомство усмотрело конфликт интересов, который, если доводить ситуацию до абсолюта, грозит фракции «Единая Россия» (ЕР) неприятными кадровыми рокировками. Больше всех от ситуации выиграют коммунисты — не прилагая никаких усилий, они могут нарастить свое влияние в представительном органе города.

Отобрать у единоросса

С VII созывом думы г.о. Тольятти у ЕР не задалось с самого начала. В результате пенсионной реформы, которая наложилась на выборную кампанию в представительный орган Тольятти в 2018 г., фракция ЕР, в предыдущих созывах обладавшая уставным большинством, ссохлась до 13 членов — более чем вдвое. Методом длительных переговоров, помноженных на политический кризис, единороссам удалось выторговать несколько портфелей — председателя думы, его заместителя и двух председателей комиссий — по муниципальному имуществу и по соцполитике. Но в привычном объеме доминировать единороссы не могут и сейчас. Любое мало-мальски значимое решение зависит от сговорчивости оппозиции. А часть решений, для которых требуется квалифицированное большинство, и вовсе невозможна без благосклонного кивка «красных». И вот на эту политически взрыхленную почву упало очередное зерно прокурорской премудрости, в перспективе сулящее обильный оппозиционный урожай. Как минимум коммунисты получили шанс в очередной раз в преддверии выборов потоптаться по имиджу ЕР как партии чиновников и бюрократов, пригревшихся возле бюджета. Как максимум — отобрать у оппонирующей фракции несколько депутатских портфелей.

Говоря о директоре школы Виталии Подоляко, нельзя забывать о других депутатах от фракции ЕР, которые с подачи надзорного ведомства также рискуют попасть в неудобное положение, выбирая между доходами и депутатскими портфелями. Это заместитель директора МБУК «ДЦ «Русич» Владимир Бобров и Галина Муканина, которая, по сведениям «Хронографа», после завершения длительной активной карьеры влиятельного партфункционера ЕР перешла на работу в систему образования на руководящую должность — стала директором школы. Оба являются заместителями председателей постоянных комиссий в думе. Бобров — в постоянной комиссии по городскому хозяйству, Муканина — в комиссии по местному самоуправлению и взаимодействию с некоммерческими организациями. И у Боброва, и у Муканиной есть совершенно неиллюзорные перспективы в случае необходимости исполнять обязанности председателей комиссии и таким образом столкнуться с риском конфликта интересов. И в этом случае дилемма «или депутатский портфель, или работа» вполне обоснованна и по отношению к ним.

Не нужно обладать даром предсказателя, чтобы сделать вывод о том, что правовые изыскания надзорного ведомства в отношении Виталия Подоляко оппозиционеры (или просто какие-нибудь «неравнодушные граждане» из числа сочувствующих левому движению) попытаются реализовать по максимуму, в т.ч. в отношении единороссов Боброва и Муканиной. Когда еще представится такая уникальная возможность руками прокуратуры нарастить свой политический вес?

У Исаева свой закон

Если упростить претензии прокуратуры к депутатской деятельности директора школы Виталия Подоляко, то они выглядят следующим образом.

Являясь директором школы и будучи избранным депутатом думы г.о. Тольятти, он должен был уведомлять о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению думы г. о. Тольятти. Таких уведомлений, по информации прокуратуры, не было.

Другим прегрешением депутата является тот факт, что он, как директор школы, находится в зависимости от администрации как работодателя, а школа — в ведомственном подчинении департамента образования. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания школе осуществляется в виде субсидий из местного бюджета. А следовательно, конфликт интересов, по версии прокуратуры, налицо.

В сферу ответственности Подоляко вменяется также и то, что он, будучи председателем постоянной комиссии по социальной политике, рассматривает отчеты о деятельности департамента образования и обладает решающим голосом при равенстве голосов, поданных как в поддержку какого-либо решения, так и против. «При указанных обстоятельствах в деятельности депутата имеются основания для возникновения личной заинтересованности при принятии представительным органом решений, внесенных главой г. о. Тольятти и администрацией г.о. Тольятти», -счел и.о. прокурора Владимир Исаев. Выход, получается, только один, как следует из смысла прокурорских пассажей: либо Подоляко складывает с себя полномочия председателя комиссии, либо прощается с руководящей работой в школе.

В пылу борьбы за чистоту и неконфликтность депутатских рядов Владимир Исаев, правда, упустил одну «незначительную» деталь. Все решения всех комиссии, согласно регламенту думы Тольятти, носят рекомендательный характер, и отстаивать плоды своих лоббистских потуг (если таковые у него, конечно, имеются) депутату Подоляко на заседании думы придется, продираясь в т.ч. через коммунистический фильтр. В риторике государственного и муниципального строительства это элегантно называется «коллегиальным решением представительного органа». А в стане коммунистов вообще с работой не очень, а уж в бюджетном секторе и подавно. Едва ли красные депутаты благосклонно оценят неприкрытый лоббизм благополучно устроенного в жизни единоросса.

Исчерпывающие разъяснения, которые, прямо скажем, противоречат трактовкам Тольяттинской прокуратуры по вопросу конфликта интересов, дал Комитет Государственной думы (ГД) РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Согласно разъяснениям комитета, «заинтересованность должна носить именно личный характер: возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в т. ч. имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) как самим лицом, так и его близкими родственниками». Причем к личной выгоде Комитет ГД РФ установленную руководителю заработную плату не относит.

Также комитет разъяснил, что «деятельность наемного руководителя хозяйствующего субъекта по своей сути направлена не на личное обогащение, а на обеспечение решения задач, стоящих перед этим хозяйствующим субъектом, при этом в случае с директором муниципального предприятия или учреждения по обозначенным выше причинам эти задачи носят прежде всего публично-правовой характер».

Также законодатели уточнили, что «глава муниципального образования, действующий от его имени, и руководитель муниципального учреждения не связаны трудовыми отношениями «начальник — подчиненный», которые подразумеваются ТК РФ».

Не поленились в ГД РФ в очередной раз разъяснить, что «представительный орган муниципального образования — коллегиальный орган, представляющий интересы населения муниципального образования и обладающий исключительной компетенцией по принятию ряда решений от его имени. Каждый депутат прежде всего представляет тех избирателей, которые голосовали за него и его программу. Видится, что принятие всем представительным органом коллегиального решения равно уменьшает вероятность возникновения конфликта интересов при исполнении полномочий отдельного депутата». Но доводы законодателей для прокуратуры Тольятти большого значения, как видим, не имеют.

Адвокат коммуниста

Судя по позиции, которую заняло надзорное ведомство в отношении депутатов думы г.о. Тольятти, в надзорном ведомстве, видимо, действует кружок изучения идей марксизма-ленинизма. А то и целое первичное отделение красной партии. Иными доводами невозможно объяснить всю полноту прокурорских решений, которые почему-то только наращивают влияние красных в тольяттинском политическом дискурсе.

Совсем недавно на слуху была история, связанная с трудоустройством депутата-коммуниста Максима Гусейнова на муниципальную должность — депутатом на постоянной основе. Парламентарий так спешил перебраться на бюджетное обеспечение, что не стал дожидаться, когда ИФНС России по Красноглинскому р-ну г. Самары, являющаяся Единым регистрирующим органом Самарской обл., зарегистрирует его заявление о передаче в доверительное управление 60% в уставном капитале ООО «Средне-Волжская инжиниринговая компания». Заявление было подано с нарушением закона, а депутат впоследствии получил отказ в регистрации сведений. Сложилась ситуация, когда в течение длительного времени коммунист, получая зарплату из бюджета, мог заниматься предпринимательской деятельностью. А это гораздо более серьезное нарушение антикоррупционного законодательства, нежели то, что сейчас вменяется Подоляко.

На изучение этого сложного и запутанного факта депутатской биографии Максима Гусейнова прокуратура потратила больше года и все-таки пришла к убеждению, что в действиях коммуниста никакого криминала не было. Причем, читая многостраничные ответы и.о. прокурора Тольятти Владимира Исаева на официальные запросы «Хронографа», можно прийти к одному убеждению — лучшего адвоката коммунисту Гусейнову было не найти.

Тольятти живет без прокурора города, причем достаточно давно. Ожидание нового лица подзатянулось, и в таких условиях у верхушки местной прокуратуры вполне могли созреть мечты о карьерном росте. Хорошим доводом для рывка по служебной лестнице вполне могут стать громкие прокурорские разоблачения, желательно в каком-нибудь знаковом месте — администрации города или думе. Хотя, может быть, мечты о новых погонах совсем ни при чем, а все дело в будоражащей политической атмосфере Тольятти. Город давно и прочно вписан в «красный пояс», чего уж удивляться, что и городскую прокуратуру время от времени заносит в левизну.