Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (724) | 30 сентября 2019г.
 

За спиной Чемезова

НОВИКОМБАНК и «РТ-Капитал» делили долги «АвтоВАЗагрегата»

Сейдамет Абреков

6 сентября конкурсный управляющий ОАО «АвтоВАЗагрегат» Леонид ЛАЗАРЕНКО сообщил, что 3 сентября не состоялось собрание кредиторов должника. При Лазаренко такое происходит регулярно. В этом статусе он по инициативе ООО «РТ-Капитал» сменил конкурсного управляющего Юлию ЖАРКОВУ, ставленницу АО «НОВИКОМБАНК». На примере банкротства «АвтоВАЗагрегата» можно наблюдать, как подведомственные Госкорпорации (ГК) «Ростех» структуры не могут договориться. Хотя гендиректор ГК «Ростех» Сергей ЧЕМЕЗОВ уверен в обратном.

Под диктовку НОВИКОМБАНКа

16 сентября в своем пространном интервью информационному холдингу «РБК» Сергей Чемезов уверено заявил, что на данный момент внутри ГК «Ростех» уже нет противоречий и конфликтных ситуаций между структурными подразделениями, предприятиями и организациям (см. комментарий). Хотя раньше, как признал Чемезов, на заре становления Ростеха, такое случалось. Анализ текущей процедуры банкротства ОАО «АвтоВАЗагрегат» показывает, что Чемезов либо пытается выдавать желаемое за действительное, либо его не обо всем информируют.

Некогда крупнейший поставщик ПАО «АВТОВАЗ» ОАО «АвтоВАЗагрегат» ввиду резко снизившихся объемов заказов пошел под банкротство. Во многом это стало следствием конфликта интересов между двумя крупнейшими владельцами АВТОВАЗа — Renault и ГК «Ростех». У каждого были свои взгляды на то, продукцию каких компаний поставлять на конвейер АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №22 (550) от 29.06.15). В результате в то время, когда президентом АВТОВАЗа был ставленник Renault (2014-2016 гг.) Бу Андерссон, «АвтоВАЗагрегат» лишился основного рынка сбыта, поскольку на такую номенклатуру, как сиденья и глушители, при непосредственном участии Андерссона нашлись иные поставщики.

ООО «Майор» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением о признании ОАО «АвтоВАЗагрегат» несостоятельным (банкротом). Производство было возбуждено 16 июля 2015 г., делу присвоен МА55-16709/2015 (см. «Хронограф» №3 (573) от 1.02.16). Решением Арбитражного суда Самарской обл. от 5 сентября 2016 г. ОАО «АвтоВАЗагрегат» было признано несостоятельным (банкротом), было открыто конкурное производство сроком на 6 месяцев. При этом кредиторы разошлись во мнении, кто именно должен был стать конкурсным управляющим предприятия.

7 апреля 2016 г. состоялось первое собрание кредиторов, в ходе которого некоторые кредиторы предложили кандидатуру Александра Кузнецова. До этого он исполнял обязанности временного управляющего «АвтоВАЗагрегата». В свою очередь АО «НОВИКОМБАНК» предложило кандидатуру Юлии Жарковой. По итогам голосования выбор был сделан в пользу Жарковой, во многом ввиду того, что именно НОВИКОМБАНК был основным кредитором «АвтоВАЗагрегата». В целом в тот день поставленные на голосование вопросы решались в интересах НОВИКОМБАНКа. Банк способствовал избранию комитета кредиторов, указал на его численный и персональный состав, на пределы компетенции. Таким образом, НОВИКОМБАНК, как, пожалуй, самый крупный кредитор, получил возможность влиять на деятельность банкрота через принимаемые комитетом кредиторов решения. Хотя, как уже было отмечено, далеко не все кредиторы были согласны с видением подконтрольного Ростеху банка. Однако голосов для принятия альтернативных решений у оппозиции не хватило.

Под управлением Ростеха

Получив полномочия, Юлия Жаркова окунулась в проблемы «АвтоВАЗагрегата». Одной из них были долги перед многотысячным коллективом бывших работников. Другим важнейшим направлением деятельности для Жарковой стало оспаривание сделок, заключенных «АвтоВАЗагрегатом». Как оказалось, наиболее значимые из них были заключены именно с НОВИКОМБАНКом. Например, в материалах банкротного дела №А55-16709/2015 речь идет о таких суммах, как 487,4 и 552 млн р. Хотя Жаркова оспаривала не только договоры с НОВИКОМБАНКом. Это были договоры с ПАО «Сбербанк», ПАО «АВТОВАЗ» и другими компаниями.

15 декабря 2017 г. была признана недействительной сделка по перечислениям со счета ОАО «АвтоВАЗагрегат» на счет АО АКБ «НОВИКОМБАНК» денег в размере 487,4 млн р., совершенных по банковским ордерам №30255 от 2 июня 2015 г. и №30300 от 2 июня 2015 г. Как видно, «АвтоВАЗагрегат» перечислил в НОВИКОМБАНК деньги примерно за полтора месяца до старта процедуры банкротства. Тем не менее по жалобе НОВИКОМБАНКа постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2019 г. по делу №А55-16709/2015 определение Арбитражного суда Самарской обл. по тому же делу было отменено, в признании сделки недействительной было отказано.

Так или иначе, получить деньги от «АвтоВАЗагрегата» НОВИКОМБАНКу не представляло серьезных усилий. Ведь 16 сентября 2013 г. между АКБ «НОВИКОМБАНК» и ОАО «АвтоВАЗагрегат» был заключен кредитный договор о предоставлении кредитной линии с лимитом выдачи 1 млрд р. для приобретения в пользу ОАО «АвтоВАЗагрегат» акций ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль».

При этом «в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ОАО «АвтоВАЗагрегат» обязательств по погашению задолженности по кредиту банку предоставлено право без распоряжения ОАО «АвтоВАЗагрегат» списывать безакцептно (бесспорно) денежные средства со счетов ОАО «АвтоВАЗагрегат», открытых в банке».

Когда «АвтоВАЗагрегат» допустил неоплату, средства сразу же были списаны. НОВИКОМБАНКу и «АвтоВАЗагрегату» наверняка было несложно договариваться. Об этом говорит цитата из судебного определения в рамках дела №А55-16709/2015: «Оспариваемые сделки были совершены между заинтересованными лицами в свете ст. 19 Закона о банкротстве, поскольку на дату их совершения, членом правления банка (НОВИКОМБАНК. –Прим. ред.) и членом совета директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» являлась Юдина Наталья Васильевна, следовательно, банк не вправе ссылаться на неосведомленность о признаках неплатежеспособности должника».

Спрашивается, зачем НОВИКОМБАНКу сначала могло потребоваться через лояльного конкурсного управляющего в лице Жарковой добиваться того, чтобы средства возвратились в «АвтоВАЗагрегат», а затем, уже в то время, когда Жаркова не была конкурсным, отменять эти сделки? Особенно те из них, которые уже были в распоряжении самого НОВИКОМБАНКа? Похоже, отдельной группе топ-менеджеров НОВИКОМБАНКА, которые были глубоко погружены в вопросы деятельности «АвтоВАЗагрегата», по каким-то причинам сначала было удобнее или интереснее работать с этими средства на предприятии, затем — в банке, а потом выяснялось, что лучше их опять вернуть предприятию-заемщику, когда оно стало банкротом. Подобные изменения поведения могут наблюдаться, если изначально были достигнуты определенные договоренности, но затем что-то пошло не так, поскольку кто-то мог не выполнить своих обещаний. Пришлось все переигрывать.

По состоянию на 1 июля 2015 г., согласно списку аффилированных лиц АО «НОВИКОМБАНК», в его совет директоров входили: Илья Губин, Борис Алешин, Игорь Завьялов, Петр Фрадков, Владимир Артяков, Наталья Борисова, Сергей Воробьев, Андрей Кондратьев. 34,05% банка принадлежало ГК «Ростех», еще 23,63% — ОАО «Рособоронэкспорт». Т.е. НОВИКОМБАНК находился под контролем Ростеха. Тот же Владимир Артяков, губернатор Самарской обл. в 2007-2012 гг., является первым заместителем генерального директора ГК «Ростех» Сергея Чемезова. Эти граждане должны были иметь точные представления о взаимоотношениях «АвтоВАЗагрегата» и НОВИКОМБАНКа. Хотя, возможно, их уровень — это вопросы более высокого полета. Эти же задачи могли оказаться в компетенции Натальи Юдиной, одновременно присутствовавшей и в «АвтоВАЗагрегате», и в НОВИКОМБАНКе. Однако в ходе судебного процесса всплыла информация о том, что «банком были представлены списки аффилированных лиц и приказ №113-1-л/с от 1 сентября 2014 г. о расторжении между банком и Юдиной Натальей Васильевной с 1 сентября 2014 г. трудового договора по соглашению сторон». Это лишь подтверждает версию о том, что вся эта история с перемещением более чем 1 млрд р. туда-сюда могла строиться на «узких договоренностях». В последующем, судя по всему, кому-то пришлось заметать следы и эвакуироваться.

Нашла коса на камень

Формально Юлия Жаркова на какой-то момент добилась того, чтобы средства вернулись на «АвтоВАЗагрегат». Однако история на этом не закончилась. 6 апреля 2018 г. прошло собрание кредиторов ОАО «АвтоВАЗагрегат», на котором было принято решение обратиться в Арбитражный суд Самарской обл. с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего ОАО «АвтоВАЗагрегат» Юлии Жарковой. Застрельщиком в этом процессе выступило ООО «РТ-Капитал» как правопреемник НОВИКОМБАНКа в вопросе участия в процедуре банкротства «АвтоВАЗагрегата». «РТ-Капитал» является специализированной организацией ГК «Ростех», которая в т.ч. консолидирует кредиторскую задолженность организаций госкорпорации.

6 апреля 2018 г. представитель «РТ-Капитала», участвовавший в собрании кредиторов, был предельно конкретен: «В связи с ненадлежащим исполнением Жарковой Ю.В. обязанностей конкурсного управляющего ОАО «АвтоВАЗагрегат» и недоверием к конкурсному управляющему ООО «РТ-Капитал» считает необходимым принять решение об обращении в Арбитражный суд Самарской обл. с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего ОАО «АвтоВАЗагрегат» Жарковой Ю.В.». Показательно, что за это решение из всех присутствовавших кредиторов проголосовал только «РТ-Капитал». Тем не менее этого хватило, поскольку «РТ-Капитал» контролировал 58,97% от общей кредиторской задолженности, или примерно 1,97 млрд р. в абсолютном выражении.

С таким решением попытался не согласиться комитет кредиторов, избранный по инициативе НОВИКОМБАНКа. Комитет кредиторов пошел в лобовую против интересов «РТ-Капитала». «С учетом позиции всех кредиторов, принявших участие в собрании кредиторов 6 апреля 2018 г., и в связи с отсутствием оснований для признания исполнения Жарковой Ю.В. обязанностей конкурсного управляющего ОАО «АвтоВАЗагрегат» ненадлежащим

и отсутствием оснований для выражения недоверия к конкурсному управляющему считает необходимым голосовать против обращения в Арбитражный суд Самарской обл. с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего ОАО «АвтоВАЗагрегат» Жарковой Ю.В.». Решение не обращаться в Арбитражный суд Самарской обл. с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего ОАО «АвтоВАЗагрегат» Юлии Жарковой было принято комитетом кредиторов единогласно.

Данный комитет противоречил мнению «РТ-Капитала» и в другом важном вопросе. «ООО «РТ-Капитал» намерено провести повторную оценку имущества, обремененного залогом и не обремененного залогом, под предлогом изменения стоимости имущества», — стало известно в ходе заседания комитета кредиторов. В итоге комитет принял решение не проводить повторную оценку имущества «АвтоВАЗагрегата».

Мнение комитета кредиторов вряд ли могло ограничить исполнение решения общего собрания кредиторов, где солировал «РТ-Капитал». Определением Арбитражного суда Самарской обл. (резолютивная часть от 18 июня 2018 г.) Юлия Жаркова все же была отстранена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО «АвтоВАЗагрегат». Определением от 3 июля 2018 г. был утвержден новый конкурсный управляющий — Леонид Лазаренко. Т.е. с этого момента положение вещей на «АвтоВАЗагрегате», судя по всему, начал контролировать «РТ-Капитал» как кредитор, владевший 58,97% задолженности и имевший возможность влиять на решения, принимаемые управляющим.

К чему это привело, показывают сообщения Леонида Лазаренко. «Конкурсным управляющим на 13 сентября 2018 г. был созван комитет кредиторов должника... В связи с неявкой членов комитета кредиторов заседание признано несостоявшимся». Подобные истории повторялись неоднократно. «Настоящим конкурсный управляющий сообщает, что созванный на 3 июня 2019 г. комитет кредиторов должника не состоялся в связи с неявкой членов комитета кредиторов», — гласило сообщение от 7 июня 2019 г. Очередная подобная информация появилась 6 сентября 2019 г.: «Конкурсный управляющий ОАО «АвтоВАЗагрегат» сообщает о том, что 3 сентября 2019 г. было проведено собрание кредиторов с повесткой дня: отчет конкурсного управляющего (без голосования). Кворум для принятия решения по вопросам повестки дня отсутствует, в этой связи собрание кредиторов признано несостоявшимся».

Пока Леонид Лазаренко пытается наладить отношения с участниками комитета кредиторов «АвтоВАЗагрегата», НОВИКОМБАНК в очередной раз решает вопросы со сделками, заключенными с этим предприятием. 8 августа 2019 г. НОВИКОМБАНК инициировал отмену обеспечительных мер — ареста на денежные средства, находящиеся на счете ОАО «АвтоВАЗагрегат» в размере все тех же 487,43 млн р. В качестве довода НОВИКОМБАНК указал, что «29 июля 2019 г. определением Арбитражного суда Самарской обл. удовлетворено заявление АО АКБ «НОВИКОМБАНК» о повороте исполнения определения Арбитражного суда Самарской обл. от 15 декабря 2017 г. и взыскано с ОАО «АвтоВАЗагрегат» в виде возврата денежных средств в размере 487,4 млн р. (как текущие)». На этом основании арест с этих средств был снят. Хотя пока не ясно, как на это отреагируют в «РТ-Капитале». Как видно, в разных компаниях, ориентированных на Ростех, в разный период времени порой могут иметься совершенно различные мнения, когда дело касается приличных активов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ЧЕМЕЗОВ, генеральный директор Госкорпорации «Ростех» (из интервью ИХ «РБК» от 16 сентября 2019 г.)

- Вы говорили, что в 2007 г. были готовы уйти на другую работу, но понимали: «корпорацию раздербанят на кусочки, растащат по норкам, каждый опять начнет торговать оружием самостоятельно, система рухнет». Сейчас система отрегулирована?

- Сейчас, конечно, ситуация изменилась. Мы выстроили четкую структуру корпорации, 15 холдингов, у нас 800 предприятий структурированы по отраслям. Каждый директор знает, чем он занимается, в каком направлении идет. Здесь уже нет ни каких-то внутренних противоречий, ни конфликтов, ни конкуренции. Каждый работает в своей нише. Поэтому на сегодняшний день я считаю, что корпорация вполне работоспособна.

Ольга ФЕФЕЛОВА, пресс-секретарь ООО «РТ-Капитал»

- В 2017 г. «РТ-Капитал» выкупил у НОВИКОМБАНКа долги ОАО «АвтоВАЗагрегат» по договору цессии в рамках принятой стратегии ГК «Ростех» по работе с проблемными активами. Все права требования долгов перешли к «РТ-Капитал», поэтому говорить о корпоративном конфликте интересов между нами и банком в данном деле некорректно. На момент передачи долгов в «РТ-Капитал» АО «АвтоВАЗагрегат» уже был признан банкротом. Специалисты нашей компании провели дополнительный аудит долговых обязательств и хода дела о банкротстве. Аудит выявил ненадлежащее исполнение обязанностей конкурсного управляющего со стороны Ю.В. Жарковой. Исходя их этих фактов, собрание кредиторов ОАО «АвтоВАЗагрегат» приняло решение о целесообразности отстранения конкурсного управляющего.