Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (678) | 10 сентября 2018г.
 

Кудинов — Дроздова:

Операция «Преемник»

Егор Кошеров

В середине осени Высшая квалификационная коллегия судей РФ (ВККС) должна определиться с фигурами, которым предстоит занять вакантные должности в Верховном суде (ВС) РФ и Самарском областном суде. Считается, что фаворитом в борьбе за пост зампреда ВС — председателя судебной коллегии по гражданским делам является нынешний председатель Самарского облсуда Любовь ДРОЗДОВА. Дроздову в кресле главного федерального судьи региона по результатам конкурса готовится сменить ее заместитель Вадим КУДИНОВ.

Факты

Заинтересованность лиц из окружения холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ) в процедуре «передачи власти» от предыдущего председателя Самарского облсуда (1987-2006 гг.) Анатолия Бабенко Любови Дроздовой просматривалась многими наблюдателями. В марте 2006 г. Бабенко покинул пост председателя облсуда в связи с выходом на пенсию. 30 марта 2006 г. исполнять полномочия председателя облсуда доверили Любови Дроздовой. Далее началась длительная процедура определения и назначения нового председателя. Завершилась она в торжественный для всех женщин нашей страны день — 8 марта 2007 г. официальным вступлением Дроздовой в должность председателя Самарского областного суда, которую она занимает до настоящего момента. Информационное сопровождение в процессе (от проводов Бабенко до вступления Дроздовой в должность председателя) осуществляла газета «Самарское обозрение» — корпоративное издание холдинга ВПГ. Причем сопровождение носило, скорее, имиджевый и лоббистский характер.

Знакомство Любови Дроздовой и Вадима Кудинова, по мнению наблюдателей, могло завязаться в период, когда Кудинов только начинал свою судейскую карьеру в статусе судьи Октябрьского райсуда г. Самары (2001-2005 гг.). В конце 2005 г. Кудинову вдруг открылась дверь в Самарский облсуд и путь на ставшую вакантной должность одного из судей. Бдительные люди из окружения ВПГ не могли упустить это из поля зрения.

В феврале 2008 г., когда Дроздова уже взяла в свои руки всю полноту власти в высшей судебной инстанции по региону, Кудинову дали попробовать себя в качестве председателя суда. Подающему надежды молодому претенденту на роль преемника Дроздовой доверили руководство Красноглинским райсудом г. Самары. Спустя 5 лет, в апреле 2013 г., набравшийся председательского опыта Кудинов вернулся в областной суд уже на место заместителя Дроздовой. Это случилось практически сразу, после того как Любовь Дроздова возглавила Самарский облсуд второй раз подряд. Ротации судей и председателей райсудов дело заметное, но то, как процедуру ротаций сумел пройти Кудинов, способно удивить даже самих судей.

Пост заместителя председателя областного суда по степени влияния на судей и формирование судебной практики почти равнозначен посту председателя. Следовательно, Кудинов с 2013 г. имел возможность незримо выстраивать самостоятельное взаимодействие с теми, на кого он мог бы рассчитывать в случае удачного завершения операции «Преемник». До определенного момента подобные кулуарные движения Кудинова могли оставаться без должной реакции со стороны Дроздовой. Но со временем даже сторонний наблюдатель мог понять – чутье подсказывало, что он, согласно канонам судейской этики, способен делать все. Кроме того, Дроздову могли убедить согласиться с мыслью, что преемника лучше, чем Кудинов, подготовить сложно.

Мифы

Мифотворцы склонны думать, что в один из моментов, который способен стать роковым для стремительной судейской карьеры, Вадим Кудинов якобы мог позволить себе пренебречь возможностью посоветоваться именно с Любовью Дроздовой.

Речь о том, как Кудинов неосмотрительно стал «клиентом» весьма одиозной общественной организации. Называется она «Общественная коллегия по жалобам на прессу». На сайте данного образования по адресу http:// presscouncil.ru/praktika/rassmo-trennye-zhaloby содержатся сведения о рассмотрении коллегией 4 апреля 2018 г. жалобы Кудинова на Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» и Агентство гражданской журналистики «Альфа Post». Оба источника ранее выпустили материалы, в которых Кудинов упоминался в качестве заместителя председателя Самарского областного суда (см. «Хронограф» №28 (638) от 18.09.17).

Показательно, что перед рассмотрением жалобы судью Кудинова обязали подписать т.н. «Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Общественной коллегии по жалобам на прессу». Однако в итоге коллегия, хоть и проникшись доводами из жалобы, тем не менее нашла «невозможным признание не соответствующими действительности сведений, изложенных в публикациях интернет-издания «Альфа Post» и ОАЕ «Хронограф». Также коллегия не смогла «удовлетворить просьбу заявителя о признании сведений, содержащихся в публикациях, порочащими его деловую репутацию».

То, что в действительности представляет собой эта т.н. «коллегия», в сети которой угодил Вадим Кудинов, было популярно разъяснено в передаче «Полный контакт с Владимиром Соловьевым» на радиостанции «Вести FM», вышедшей в эфир 5 июня 2018 г. В гостях у Соловьева оказался известный российский журналист, специализирующийся на расследованиях, Олег Лурье.

Лурье первым делом доложил, что «Общественная коллегия по жалобам на прессу» не зарегистрирована в установленном порядке Министерством юстиции РФ, т.е. не имеет статуса юридического лица и не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. Далее он сообщил, что ему удалось выяснить, что партнеры коллегии, стоящие за ее основанием и, исходя из устава коллегии, ведущие ее финансирование, внесены Минюстом в реестр иностранных агентов, и еще много интересных подробностей.

«Как они разбирали жалобы?» -вопрошал у Лурье Соловьев о работе странного общественного органа, в который вдруг решил обратиться заместитель Самарского облсуда Кудинов. «В списке рассмотренных жалоб очень много СМИ, которые, по мнению либеральной оппозиционной тусовки, т.н. государственные и провластные ресурсы, — пояснил Лурье. — В моем понимании это те СМИ, которые не имеют отношения к оппозиционной направленности. Так, в списке решений коллегии мы обнаруживаем 12 жалоб в отношении телеканала «Россия», 13 жалоб на канал «НТВ», 3 жалобы на «Первый канал», 7 жалоб на канал «Рен-ТВ» и две жалобы на радиостанцию «Вести-ФМ». Т. е. всего 37 жалоб. Там нарушили, там неправильно сделали и все в таком роде. Все решения коллегии приняты в пользу заявителя и против вышеприведенных СМИ. Причем формулировки одинаковые абсолютно».

«Получается, это такое общество взаимного обожания, у которого нет никакого права вообще никого судить, — сказал Владимир Соловьев. — Оно живет на деньги иностранных агентов, не отчитывается за свою деятельность, не обладает никакими полномочиями, кроме тех, какими наделило само себя». «И большинство среди учредителей -иностранные агенты и оппозиционно настроенная публика», — подхватил мысль Олег Лурье.

«Я прошу наш сегодняшний эфир опубликовать несколько журналов, а также обсудить его на факультетах журналистики российских вузов и принять к сведению комиссии Общественной палаты РФ по СМИ, — принялся иронизировать, вынося приговор коллегии, Соловьев. — Эфир о том, как некие самозванцы с чего-то решили, что они имеют право судить журналистов. И продемонстрировать на примерах этой т.н. общественной организации, что такое откровенная манипуляция общественным мнением. Поскольку статистика вынесенных решений однозначно свидетельствует о политической ангажированности, которая становится особенно очевидной, учитывая, какие организации входят и принимают участие в финансировании этой коллегии. Она являет собой яркий пример информационной войны со стороны грантожоров, которую те ведут против существующих, объективно работающих СМИ».

Анализ расследования Лурье и Соловьева порождает миф, что Кудинов как человек, занимающий высокую государственную должность, по чьему-то вредительскому совету мог пасть жертвой иностранных агентов, причем полностью доверившись им. Направить Кудинова в «коллегию» могли, например, недоброжелатели, продвигающие альтернативную фигуру на пост председателя Самарского облсуда.

Другой миф намекает, что Кудинов пришел к «грантожорам» по собственной воле в погоне за положительным имиджем в медиапространстве. Дело в том, что для ВККС имидж претендента, его неукоснительное следование канонам судейской этики является одним из важнейших критериев при принятии решения о назначении на должность. И Кудинов, похоже, решил, что ВККС готова учитывать все, что угодно.

Прогнозы

Однако корректировка общественного мнения, по оценке наблюдателей, прошла для Вадима Кудинова столь неудачно, что его перспективы претендовать на повышение до председателя Самарского областного суда сегодня представляются очень призрачными. По крайней мере ВККС апелляции к «Общественной коллегии по жалобам на прессу», ставшие достоянием гласности, вряд ли воспримет так, как этого хотел бы сам жалобщик. А значит, синхронное повышение Кудинова и Любови Дроздовой, которого с нетерпением ожидают бенефициары операции «Преемник», вполне может сорваться. Кого признают виновником провала — недружественные ВПГ кланы федерального уровня или самого Кудинова, покажет время.

Для Дроздовой неприятность, которая случилась с Кудиновым, сейчас не играет особой роли. У ВПГ наверняка найдется альтернативная кандидатура на пост председателя Самарского облсуда. Отсюда Дроздова спокойно может сосредоточиться на выборе оптимального для себя варианта повышения как минимум из двух вакансий. Первая -это вышеуказанная должность зампреда ВС РФ — председателя судебной коллегии по гражданским делам (см. «Хронограф» №19 (671) от 25.06.18). Вторая — должность председателя вновь создаваемого Шестого кассационного суда (см. «Хронограф» №22 (674) от 16.07.18). Причем размещение этой инстанции в Самаре позволяет Дроздовой отказаться от хлопотного по многим статьям перемещения в столицу.

Цитата:

- Вмешиваться в деятельность судебной власти, влиять на судебные решения я не имею права. По закону это уголовно наказуемо: давать какие-то указания, распоряжения, каким-то иным образом влиять на существо судебных решений. (Из объяснений Вадима Кудинова в ходе заседания «Общественной коллегии по жалобам на прессу»)

- Я не понимаю, зачем заместителю генерального директора ООО «Новафининвест» идти в квалификационную коллегию судей, думаю, что у него и так много работы, а это дополнительная серьезная нагрузка. (Из возражений Любови Дроздовой по поводу включения в состав Квалификационной коллегии судей Самарской обл. креатуры ПАО «Новатэк» Михаила Нарушева)