Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (634) | 24 июля 2017г.
 

Сергей Анташев:

Участие людей в самоуправлении сделает их партнерами власти

Татьяна Никонорова

24 июля исполнилось 100 дней с момента вступления в должность главы г.о. Тольятти Сергея АНТАШЕВА. За столь короткое время уже решен ряд ключевых кадровых вопросов, намечены задачи на ближайшую перспективу. Началось формирование общественных советов микрорайонов, стартовала беспрецедентно большая для Тольятти кампания по ремонту дорог. О том, что уже сделано, а к чему в Тольятти только приступают, глава г.о. Тольятти Сергей Анташев рассказал корреспонденту «Хронографа».

- Сергей Александрович, начнем с команды. Ее формирование уже закончилось? Или будут еще назначения? Какие требования предъявляете к членам команды?

- Я сразу обозначил — будет три этапа. Первый — это подбор основных руководящих лиц и выстраивание новой структуры администрации. Кто-то свои позиции сохранил, кто-то покинул муниципальную службу. Не все решения были простыми, иногда для подбора того или иного специалиста приходилось рассматривать десятки кандидатур. На одну топовую муниципальную должность приходилось по 10-15 претендентов — как конкурс в хорошем вузе. Не всем новые назначения по душе, но скажу коротко — люди, которых приняли, шли работать, а не производить впечатление. Именно по этому критерию их и принимали на муниципальную службу. Оценивать будем по делам.

Для тех, кто пришел, для тех, кто остался, и для тех, кто еще придет, — задача сформулирована одна: мы должны решать насущные проблемы людей, а не отфутболивать тех, кто к нам обращается. Это норма работы для всех.

- Тем не менее каковы наиболее важные кадровые решения, на ваш взгляд?

- Серьезное кадровое и организационное обновление получили отрасли городского хозяйства, переосмыслены подходы к территориальному развитию города, заново сформулированы вопросы благоустройства и сферы охраны окружающей среды. Здесь к работе в качестве моего первого заместителя был приглашен Игорь Ладыка, долгие годы проработавший главой Автозаводского р-на. Человек опытный. Заместителем по экономике, финансам и инвестициям утвердил Алексея Бузинного. Здесь все понятно — управленец он грамотный, отлично разбирается в проблемах города (5 лет проработал первым заместителем мэра г.о. Тольятти). Дополнительно он курирует комплекс мероприятий, приуроченных к 50-летию АВТОВАЗа — серьезнейший проект, подразумевающий обновление городской среды. Над его кандидатурой я долго не раздумывал.

Глава Центрального р-на Артем Гончаров сохранил свои позиции. Молодой, активный, креативный, генерирует полезные идеи. Понимая, что у него сейчас есть нерастраченная энергия, мы с Ладыкой подключаем его к решению самых разных городских проблем. Думаю, что Гончаров мог бы возглавить ряд межведомственных комиссий, которые будут работать в рамках муниципалитета. Одна из таких комиссий — по нестационарным торговым объектам.

Такой же молодой и инициативный человек пришел в Комсомольский р-н, как когда-то Гончаров — в Центральный. Это депутат Думы г.о. Тольятти Артем Анисимов. Я лично пригласил его на муниципальную службу. Звал и других депутатов — но не все решились.

По вакантному месту главы Автозаводского р-на размышлял предельно коротко — Юрий Хвостов -кандидатура очевидная. Человек, который знает работу, район, потребности людей. У него самый большой и сложный район — Автозаводский. Но и опыт у него самый большой. Образно говоря, в команде глав внутригородских районов получился своеобразный сплав силы опыта и энергии молодости.

Мой заместитель по социальным вопросам — Юлия Баннова. В городе она человек известный, опыта работы и профессиональных связей у нее много. Вопросы социальной защиты, образования, культуры и спорта для нее не новы — она в этом направлении человек профессиональный и компетентный.

- С первых же дней работы в должности главы Тольятти вы сделали акцент на городском хозяйстве. Похоже, определенные позитивные практики здесь уже наработаны. И объем ремонтных работ по дорогам, например, беспрецедентный для города. И саму ремонтную кампанию начали как никогда рано. Насколько эффективно администрация Тольятти способна сегодня решать такие масштабные задачи, как одновременный ремонт десятков объектов?

- До 2012 г. в Тольятти не было ни особых денег на эти дорогостоящие работы, ни системы, которая обеспечивала бы последовательность и ритмичность ремонтной кампании. Не было системной работы по госзаказу, отсутствовала четкая и прозрачная система контроля. Если нет ассигнований на ремонт дорог, то нет и проектов. А нет проектов -нет и ассигнований, потому что непонятно, под какие объекты и сколько запрашивать. Замкнутый круг. Мы сумели его разорвать. Пришли к тому, что у города обязательно всегда должен быть задел — своеобразный проектный резерв количеством не менее 20 полностью разработанных проектов ремонта дорог. Суть простая — разработка проектов требует времени. Но если деньги вдруг появились, а у тебя нет проекта, то они уйдут другим. Время показало, что мы были правы. К примеру, ремонт дорог на ул. Карла Маркса -комплексный, от цоколя до цоколя. Меняем не только дорожное покрытие, но и тротуары, бордюры, остановочные площадки, благоустраиваем разделительную полосу. В следующем году в красных линиях будет ремонтироваться ул. Ленина. Знаю, многие в городе ждут этого ремонта с нетерпением. Если нам удастся до ремонта положить туда ливневую канализацию — будет идеально. Там, где ремонт идет, мы стараемся использовать новейшие технологии. Это не погоня за модой. Требования к дорогам постоянно меняются, ужесточаются. Этого же подхода придерживается областное министерство транспорта и автомобильных дорог. Министр Иван Иванович Пивкин и рекомендовал нам комплексный подход при ремонте дорог.

В этом году объем работ действительно беспрецедентный. У нас было 4 переходящих с прошлого года проекта. Еще 16 объектов были выставлены на аукцион в начале года, и к ним приступили, как только позволили климатические условия. Их стоимость порядка 843 млн р., финансирование осуществляется в рамках приоритетного проекта Минтранса РФ «Безопасные и качественные дороги». Еще 210 млн р. выделено на ремонт 19 дорог. По линии программ благоустройства на внутриквартальные дороги нам было выделено 268 млн р. Скоро пройдет аукцион, и подрядчик приступит к работе. Еще 20 дорог частного сектора мы отсыпем в этом году асфальтогранулятом. Соответствующее решение Думы Тольятти уже имеется. Также мы в этом году оплатим те работы по внутриквартальным дорогам, которые были выполнены в 2016 г. Там, где есть нарекания, подрядчики их сейчас устраняют. После этого работы будут приняты и оплачены. А всего в Тольятти в этом году на ремонт дорог будет потрачено около 1,5 млрд р. Беспрецедентная сумма! Самара, конечно, по объему этих работ в лидерах, и по итогам ремонтной кампании этого года процент дорог, соответствующих нормативным требованиям, там будет выше, чем в Тольятти. Но ведь и мы стараемся не отставать от коллег. Наращиваем темпы. Работаем над методологией процесса.

Организационный задел у нас хороший, подрядчик надежный, проверенный временем и серьезными объектами. Система постоянно совершенствуется. К примеру, в этом году мы передали почти весь объем дорожных работ под ответственность департамента дорожного хозяйства, который ранее курировал только магистральные дороги города.

Внутриквартальными же дорогами занимался департамент городского хозяйства. Сейчас за ним остается только ремонт в рамках благоустройства. Мы совершенствуем управляемость и переходим к единоначалию по направлениям деятельности. У того же департамента городского хозяйства своей ответственной нагрузки достаточно — к примеру, в рамках программы благоустройства внутри дворовых территорий.

- Сейчас эту нагрузку несет бюджет. А может быть, стоит активнее вовлекать бизнес? Отдавать ему территории под благоустройство?

- Мы не можем заставить субъекты малого бизнеса обустраивать территории, которые не находятся у них в пользовании. Но положительные примеры в Тольятти есть. «КуйбышевАзот» в идеальном состоянии содержит свою территорию и всю прилегающую к ней, да еще и на городских субботниках активен. «Тольяттиазот» регулярно и с энтузиазмом участвует в городских мероприятиях, АВТОВАЗ, ТЕВИС вокруг себя наводят порядок. Но на весь город эти позитивные практики пока никак не масштабируются.

- Нужно ментальность менять?

- Не только. Должно и законодательство быть таким, чтобы заинтересовывать бизнес поддерживать расположенную поблизости социальную инфраструктуру. Зона ответственности должна быть и понимание своей выгоды от вложения в благоустройство.

Очень рассчитываем на программы благоустройства и на активность общественных советов микрорайонов (ОСМ). У них теперь значительные полномочия, и что важно — ресурсы для развития городской среды.

- Кстати об ОСМ. Оказалась ли эта идея востребованной у горожан? Много ли желающих работать в составе создаваемых ОСМ?

- Среди желающих — представители общественных организаций, ТОС, преподаватели вузов, школ, студенческая молодежь.

Заявительная кампания не заканчивается. Кто-то будет уходить, кто-то приходить. Мы намерены продолжать прием анкет и заявлений. Чем больше жителей заявляют о своей готовности работать в ОСМ, тем, мы считаем, лучше для такой структуры в целом. Люди должны почувствовать свою причастность к управлению городом. Выиграют от этого все.

Сейчас будет работать комиссия по отбору руководителей в общественные советы микрорайона. Нам требуются компетентные и современно мыслящие люди, владеющие новыми социальными технологиями и представлением о том, как правильно решать насущные вопросы населения. Назначение таких людей — это ответственная работа, поэтому решение будет комиссионным. Могу пообещать — синекуры ни у кого не будет — как назначили, так же будем и снимать, если доверие не будет оправдано. Сейчас прорабатываются варианты взаимодействия администрации Тольятти и ОСМ.

В Тольятти накоплен значительный опыт работы управления общественными организациями города. Я имею в виду ТОСы и советы микрорайонов, созданные в 2013 г. Создание ОСМ — это новый качественный скачок развития. Губернатор Николай Иванович Меркушкин определил ряд приоритетных задач, которые общественность может и должна решать, — это вопросы благоустройства, ЖКХ, розничной торговли, продажи алкоголя на территории. Общественный контроль крайне важен — он повышает доверие людей к власти. А участие людей в самоуправлении сделает их партнерами власти. Эту задачу поставил наш президент Владимир Владимирович Путин в своем послании. Будем исполнять.