Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (632) | 10 июля 2017г.
 

Временное спокойствие

Renault-Nissan и Ростех сохранили статус-кво

Сейдамет Абреков

5 июля ПАО «АВТОВАЗ» официально раскрыло итоги прошедшего 30 июня очередного годового собрания акционеров. Никаких перемен, в отличие от предыдущих лет, не произошло. В повестку дня даже не были включены вопросы одобрения крупных сделок. Большинство в совете директоров предсказуемо сохранил альянс Renault-Nissan. Такое развитие событий, напоминающее застой, стало следствием незавершившегося выкупа акций АВТОВАЗа, выпущенных по дополнительной эмиссии на сумму примерно 95,3 млрд р. ГК «Ростех» пока так и не решилась выкладывать реальные средства в выкуп акций. Все остаются при своих.

Очередное годовое собрание акционеров ПАО «АВТОВАЗ» прошло 30 июня 2017 г. традиционно в здании заводоуправления компании (Тольятти, ул. Южное шоссе, 36). Итоги собрания были легко прогнозируемы. Тем более что в повестку не были включены вопросы, отличные от стандартных для подобных мероприятий, предусмотренных ФЗ №208 «Об акционерных обществах».

Так, еще 9 июня АВТОВАЗ раскрыл информацию о том, что из 9,25 млрд акций, выпущенных по дополнительной эмиссии, по закрытой подписке в рамках преимущественного права выкупа было подано заявление о выкупе всего 495 акций. Цена размещения составляла 10,3 р. за акцию. Единственным потенциальным приобретателем акций по преимущественному праву значилось Alliance Rostec Auto B.V. -юридическое лицо, созданное и действующее в соответствии с законодательством Нидерландов.

До декабря 2016 г. Alliance Rostec Auto В. V. являлась основным акционером АВТОВАЗа. Ему принадлежали 74,51% акций компании. После покупки акций АВТОВАЗа Renaissance Securities Limited — компании известного бизнесмена Михаила Прохорова, которая приобрела пакет из 1,25 млн акций (что составляло 24,09% от акционерного капитала, или 26,44% от общего количества обыкновенных (как правило, голосующих)), Alliance Rostec Auto В. V. стало контролировать уже 66,3% обыкновенных акций АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №2 (612) от 30.01.17).

Пока альянс Renault-Nissan продолжает быть здесь главным
Пока альянс Renault-Nissan продолжает быть здесь главным

В свою очередь доли в самом Alliance Rostec Auto В. V. распределены следующим образом: 50% минус одна акция — у Renault s.a.s., 32,87% — у ГК «Ростех», 17,13% — у Nissan International Holding B.V.

Несмотря на выкуп вазовских акций структурой Михаила Прохорова, считающегося бизнесменом, прислушивающимся к словам генерального директора ГК «Ростех» Сергея Чемезова, альянс Renault-Nissan остался основным бенефициаром АВТОВАЗа, хотя тандем Прохоров-Ростех практически сравнялся по объему пакета. Очевидно, выкуп столь крупного пакета в количестве 9,25 млрд акций, выпущенных в рамках очередного этапа дополнительной эмиссии, мог внести серьезный передел в устоявшийся за последние годы порядок. Но этого не произошло.

К слову, для тех, кто сомневался в том, чьи интересы мог представлять Михаил Прохоров, хорошим индикатором служит состав избранного 30 июня совета директоров АВТОВАЗа. Расклад сил в нем такой же, как и до появления Renaissance Securities Limited в акционерном капитале компании. Как и раньше, 7 из 15 членов совета — ставленники ГК «Ростех». Еще более показательно, что даже персональный состав совета директоров АВТОВАЗа в его российской части нисколько не изменился. У альянса также осталось 8 представителей из 15. И ни одного человека из команды Прохорова.

После того как АВТОВАЗ отчитался о покупке аж 495 акций из 9,25 млрд., компания выпустила сообщение о приостановлении размещения акций в рамках дополнительной эмиссии. Это произошло 13 июня. И хотя список лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, был составлен по состоянию на 5 июня 2017 г. (а значит, те, кто принял бы участие в допэмиссии, не смогли бы голосовать как владельцы вновь выкупленных акций), в любом случае приостановление размещения было показательным. Особенно в свете того, что альянс Renault-Nissan сохранил за собой большинство в совете директоров и продолжил осуществлять оперативное руководство предприятием.

Значит, в переменах прежде всего должна быть заинтересована ГК «Ростех» и лично ее генеральный директор Сергей Чемезов. Но, очевидно, в Ростехе так и не нашили новый источник денег для выкупа акций АВТОВАЗа. В свою очередь на конвертацию долга АВТОВАЗа перед Ростехом в новые акции наверняка не согласен альянс. Мотивы французско-японской стороны понятны. Этот своеобразный взаимозачет нисколько не поможет решить главную задачу очередной допэмиссии — гашение имеющихся у АВТОВАЗа колоссальных долгов и убытков. Так, размер непокрытых убытков у АВТОВАЗа в 2016 г. превысил 106 млрд р. Общий размер задолженности по кредитам и займам превысил 213 млрд р.

Согласно сообщению АВТОВАЗа от 4 июля, возобновление размещения акций из числа не выкупленных из общего количества 9,25 млрд шт. началось 3 июля, т.е. уже после проведения очередного собрания акционеров. Таким образом, у Ростеха есть еще год, чтобы найти средства и вернуть себе роль главного на АВТОВАЗе. Либо неминуема процедура банкротства.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.