1 июня прошло очередное судебное заседание в рамках затянувшегося с 2015 г. спора ООО «РТ-Энерготрейдинг» (РТ-ЭТ) и ПАО «АВТОВАЗ» о взыскании с автопроизводителя долга в размере 285 млн р. за поставленную электроэнергию. РТ-ЭТ, как и АВТОВАЗ, являются дочерними компаниями Госкорпорации (ГК) «Ростех», генеральным директором которой является Сергей ЧЕМЕЗОВ (на фото). Но влияние Чемезова на РТ-ЭТ и на АВТОВАЗ различно. По сути, спор РТ-ЭТ и АВТОВАЗа есть не что иное как продолжение конфликта интересов между Ростехом и альянсом Renault-Nissan.
Не родные сестрыРТ-ЭТ занимается поставками электроэнергии на крупные промышленные предприятия Ростеха, в т.ч. на АВТОВАЗ. В рамках спора поставщика электроэнергии и потребителя речь идет о взыскании около 285 млн р. Но РТ-ЭТ рискует не увидеть своих средств. Согласно решению первой инстанции — Арбитражного суда Самарской обл., РТ-ЭТ заявило о том, что задолженность АВТОВАЗа сформирована за период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2014 г. Столь относительно небольшой период, за который сформировался долг размером в 285 млн р., позволяет сделать вывод о масштабах закупки АВТОВАЗом электроэнергии через РТ-ЭТ. Но, как показывает практика, расплачиваться за поставки АВТОВАЗ не спешил. И это при том, что РТ-ЭТ и АВТОВАЗ — формально родственные компании. Дело в том, что РТ-ЭТ учреждено в структуре ГК «Ростех». Также Ростех наряду с альянсом Renault-Nissan является одним из мажоритарных акционеров АВТОВАЗа. Казалось бы, две сестринские компании должны легко между собой ладить. Но РТ-ЭТ и АВТОВАЗ упорно судятся. Это говорит о том, что затянувшийся конфликт между альянсом и Ростехом по вопросам взаимоотношений с поставщиками автокомпонентов для АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №38 (566) от 23.11.15) теперь спроецировался и на отношения поставщика и потребителя электроэнергии. Сегодня РТ-ЭТ- это гораздо более близкая к Сергею Чемезову компания, чем на текущий момент АВТОВАЗ. Президентом АВТОВАЗа является ставленник альянса Николя Мор, да и доля Renault-Nissan в акционерном капитале АВТОВАЗа пока превышает долю Ростеха. Именно с пониманием подобного водораздела следует воспринимать информацию, раскрытую в рамках судебного процесса между РТ-ЭТ и АВТОВАЗом. Показательно, что решение первой инстанции о взыскании с АВТОВАЗа в пользу РТ-ЭТ долга в 285 млн р. пытались оспаривать обе стороны. 11 ноября 2016 г. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции в силе. Понять и простить...РТ-ЭТ и, наверное, лично Сергею Чемезову следует обрадоваться тому, что 285 млн р. окажутся на счетах поставщика электроэнергии. Но АВТОВАЗ под руководством Николя Мора обратился в самарский арбитраж с просьбой о рассрочке долга, точнее, о рассрочке исполнения решения суда сроком на один год. С учетом того что решение Арбитражного суда Самарской обл. по делу №А55-29909/2015 датировано 5 апреля 2016 г., получается, что АВТОВАЗ просил суд растянуть оплату сроком до 5 апреля 2017 г. | | Суд согласился с мнением АВТОВАЗа и 2 декабря 2016 г. определил предоставить АВТОВАЗу рассрочку. Но 1 июня 2017 г. РТ-ЭТ удалось добиться в апелляционной инстанции отмены этой отсрочки. Вызывает удивление откровенность доводов, которые озвучили юристы АВТОВАЗа в суде. «Подлежащая взысканию сумма... для АВТОВАЗа является критической, а единовременная выплата затруднена наличием убытков от основной деятельности и отсутствием денежных средств, которые могут быть без существенных негативных последствий направлены на исполнение решения. Вместе с тем ПАО «АВТОВАЗ» указывает, что получит возможность исполнения решения через год в связи с привлечением денежных средств в результате дополнительной эмиссии акций АВТОВАЗа», — говорится в судебном определении. Минуточку, речь идет всего о 285 млн р.! По сути, это официальное признание действующего руководства автозавода в полнейшей несостоятельности. О каком праздновании 50-летнего юбилея волжского автогиганта на фоне этих заявлений можно вести речь? Удивление вызывает двойственность позиции АВТОВАЗа. С одной стороны, компания до последнего пыталась оспорить сам факт имеющегося долга. С другой — начались рассуждения, что уж через год завод точно заплатит. Этот эпизод лишний раз показывает истинное отношение альянса Renault-Nissan к своим партнерам из Ростеха. Не менее показательно и то, насколько суд проникся к просьбам АВТОВАЗа, насколько детально судья стал разбираться в нюансах процесса размещения дополнительных акций АВТОВАЗа и, соответственно, заставил себя поверить обещаниям АВТОВАЗа, что за счет вырученных от допэмиссии акций АВТОВАЗ уж точно рассчитается с РТ-ЭТ. Для наглядности приведем цитату из материалов судебного дела, под которой стоит подпись судьи: «Деятельность АВТОВАЗа имеет важное социально-экономическое значение, в связи с чем отсрочка исполнения решения направлена на обеспечение требования соразмерности при определении порядка исполнения... ПАО «АВТОВАЗ» является градообразующим предприятием г. Тольятти, обеспечивая рабочими местами значительную часть населения города -среднесписочная численность работников АВТОВАЗа в 2015 г. составила 50046 чел. Нивелируя негативные тенденции в автомобилестроении, связанные с общим падением рынка, АВТОВАЗ несет существенное бремя социальной нагрузки. АВТОВАЗ является одним из предприятий, определяющих экономический и социальный уровень развития Самарской обл., обеспечивая заказами на сумму около 40 млрд р. более 150 предприятий различных отраслей экономики Самарской обл. Поставщиками АВТОВАЗа является 41 предприятие Самарской обл. с товарооборотом более 5 млрд р. Также АВТОВАЗ является одним из крупнейших налогоплательщиков на территории Самарской обл., обеспечивая пополнение бюджета Самарской обл.». Словно выдержка из выступления видного политика с высокой трибуны. | | И это только малая толика тех переживаний, которые отражены в судебном акте. Чтобы найти аналог подобного отношения суда в стиле «понять и простить», наверное, придется потратить уйму времени и сил. При этом суд фактически не воспринял серьезно информацию следующего содержания: «Удовлетворение заявления повлечет фактическое банкротство ООО «РТ-ЭТ», нарушит баланс интересов сторон в пользу должника за счет средств взыскателя, а также приведет к необоснованному затягиванию исполнения судебного акта, вступившего в законную силу». Делай как ЧемезовС другой стороны, а что еще хотели получить в РТ-ЭТ, генеральным директором которого является Роман Ткаченко? Ведь эта энергокомпания практически не формирует о себе соответствующего представления на территории Самарской обл. Кто в Самарской обл. знает об РТ-ЭТ? Хотя обороты его бизнеса солидные. В итоге келейность поведения руководства РТ-ЭТ привела к тому, что альянс получил все, что хотел: использовал еще в 2014 г. электроэнергию от РТ-ЭТ на сумму 285 млн р., не расплатился, получил отсрочку до апреля 2017 г. Плюс официальное признание от суда великой социальной значимости своей работы. Произошедшее с РТ-ЭТ — по сути, провал лоббистов Ростеха, отвечающих за данный сектор. Между тем в Ростехе есть лица, способные решать проблемы ценою в миллиарды путем грамотной работы со СМИ. За примером далеко ходить не надо. Достаточно напомнить, как тот же Сергей Чемезов лично и неоднократно выступал в эфирах и на страницах различных изданий, в т.ч. и зарубежных, когда почти весь 2015 г. решался вопрос увольнения с должности президента АВТОВАЗа Бу Андерссона. В итоге этот кейс удалось успешно закрыть. В результате проделанной работы к началу 2016 г. акционеры АВТОВАЗа согласились с идеей Сергея Чемезова о необходимости уволить Андерссона. Но жизнь на этом не остановилась. И и 12 марта Сергей Чемезов вновь появился на телеэкранах. Да еще в каком ракурсе! В итоговых информационно-аналитических передачах телеканалов государственного Холдинга ВГТРК были показаны сюжеты-анонсы очередного выпуска программы «В рабочий полдень». Сергей Чемезов продемонстрировал репортеру Наиле Аскер-Заде, а значит, и всем зрителям страны, достижения предприятий, подконтрольных Ростеху. Также Сергей Чемезов показал, насколько метко он стреляет, рассказал, почему, несмотря на санкции, американцы продолжают сотрудничество с АО «Рособоронэкспорт», какое оружие они хотели бы покупать и почему он хотел бы поехать в Европу. Но вот об РТ-ЭТ Сергею Чемезову, очевидно, сказать было нечего. Возглавляемая Романом Ткаченко организация лишила Сергея Чемезова такой возможности. Между тем конфликт с АВТОВАЗом не исчерпан. 17 марта АВТОВАЗ обратился с жалобой в Верховный суд РФ. Таким образом, протянув год (оплата долга намечена на 5 апреля 2017 г.), АВТОВАЗ пытается вообще не заплатить. Напрашивается вопрос, а что в таких условиях РТ-ЭТ намерено делать? Возможно, компания возьмет на вооружение опыт Сергея Чемезова, который умеет достигать нужный ему результат за счет умело выстроенного сотрудничества со СМИ. Но для таких решений надо уметь, как Чемезов, мыслить нестандартно и дальновидно. А с этим в РТ-ЭТ, похоже, проблемы. |