Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (580) | 4 апреля 2016г.
 

Французам невдомек

Под видом благотворительности «Ашан» имеет возможность финансировать и политические игры

Егор Кошеров

9 апреля Благотворительный фонд (БФ) «Поколение Ашан» проведет в Самаре турнирные состязания между любителями футбола из социальных детских учреждений. Вполне возможно, что благотворительная деятельность фонда, который был учрежден торговой сетью «Ашан», может использоваться лишь в качестве прикрытия вывода наличных денежных средств. Не исключено, что значительные финансовые ресурсы в текущем году топ-менеджмент торговой сети бросит на финансирование оппозиции.

Сеть гипермаркетов «Ашан» является одним из основных игроков на рынке операций с наличностью в России. Управление ею осуществляет ООО «Ашан», генеральным директором которого значится Вильгельм Убнер. Основным участником ООО «Ашан» выступает АО «Сожепар» (Франция), во владении которого находится 99,99% долей компании.

По данным источников Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», выручка ООО «Ашан» по итогам 2014  г. составила 267,7 млрд р., а по итогам 2015 г. данный показатель оказался на уровне 313 млрд р. Доходы компании обеспечены работой сети гипермаркетов «Ашан». В настоящее время в России под маркой «Ашан» работает 96 магазинов: 58 классических гипермаркетов, 27 гипермаркетов формата «Ашан Сити», 7 гипермаркетов «Наша Радуга» и 4 магазина «Каждый день».

Свой вклад в общую долю выручки ООО «Ашан» внесли гипермаркеты, расположенные на территории Самарской обл. В настоящее время в регионе ведут деятельность 4 классических гипермаркета «Ашан», которые находятся в областном центре и его окрестностях («Ашан-Самара-Космопорт», «Ашан-Самара-Ягодная», «Ашан-Самара-Южный» и «Ашан» в ТРК «Московский»), а также «Ашан-Сити» в г. Тольятти, расположенный на площадях молла «Парк Хаус».

Экспертные оценки сходятся на том, что выручка самарской группы гипермаркетов «Ашан» составляет несколько миллиардов рублей. Однако при этом возникает вопрос: каким образом в гипермаркетах при таких внушительных оборотах осуществляется контроль над движением наличных денежных средств? Есть опасения, что менеджмент компании на местах может обладать возможностями, позволяющими выводить наличку в нужном направлении.

Не исключено, что ключевую роль в сомнительных схемах может играть БФ «Поколение Ашан», учрежденный в 2011 г. Возглавляет фонд директор по внешним коммуникациям сети гипермаркетов «Ашан» Мария Курносова. В пользу данной версии могут свидетельствовать следующие обстоятельства. Из отчета БФ «Поколение Ашан» за 2014 г., который в большей степени носит имиджевый характер, чем характер официального документа, следует, что в указанный период фонд оказал помощь 20 тыс. детей на сумму более 71 млн р. Логично было бы предположить, что деятельность фонда осуществлялась за счет доходов в виде пожертвований или иных поступлений от юридических и физических лиц, имеющих непосредственное отношение к сети гипермаркетов «Ашан». Согласно отчету о целевом использовании полученных средств за 2014 г. в фонд поступило 65,5 млн «целевых взносов». В том же документе говорится, что на социальную и благотворительную помощь было потрачено 72,8 млн р. Любопытно, что еще 7,3 млн р. было потрачено «на содержание аппарата управления». При этом львиная доля данной суммы — чуть более 7 млн р. — была израсходована вовсе не на оплату труда или содержание помещений, транспорта и иного имущества, а по направлению «прочее». Сведения из отчета о целевом использовании полученных средств за 2014 г., представленного на сайте фонда, не совсем сообразуются с официальными данными из отчета о прибылях и убытках за указанный период, который БФ «Поколение Ашан» представил в Росстат.

По данным Росстата, в 2014 г. у фонда отсутствовала какая-либо выручка, как и какие бы то ни было расходы, в т.ч. и по графе «управленческие/ административные расходы».

Данные обстоятельства позволяют предположить, что помощь детям, заявленная в качестве официальной сферы деятельности БФ «Поколение Ашан», в действительности лишь ширма, за которой скрывается нечто более «взрослое». Не исключено, что деятельность фонда может служить прикрытием для операций по обналичиванию денежных средств, которые поступают в распоряжение сети гипермаркетов «Ашан». Вполне возможно, что соответствующим образом действуют самарские гипермаркеты «Ашан», которые могут выводить наличные средства под предлогом направления их на благотворительную деятельность. Расходы на благотворительность, как указано выше, не отражены в отчете о прибылях и убытках БФ «Поколение Ашан», что выглядит весьма странно. Где гарантии, что точно так же где-то не нашли отражения и другие расходы наличности, вовсе не связанные с благотворительной деятельностью? А связанные, к примеру, с финансированием тех или иных политических сил, в т.ч. и «несистемной оппозиции».

Комментарии

Мария КУРНОСОВА, директор по внешним коммуникациям сети гипермаркетов «Ашан», директор БФ «Поколение Ашан»

- ООО «Ашан» является торговой организацией и не принимает участие в политических движениях. Финансовая деятельность компании осуществляется с соблюдением всех норм законодательства Российской Федерации, в т.ч. норм налогового права.