27 марта отрадненское ЗАО «ТАРКЕТТ» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. (МИФНС). Градообразующее предприятие с ежегодными миллиардными прибылями «испугалось» перспективы доплатить в бюджет 23 млн р. налогов, начисленных по результатам проверки. Похоже, руководство ТАРКЕТТ сегодня преследует иные цели, нежели неукоснительное исполнение обязательств перед налоговыми органами. К примеру, проведение в Думу г. о. Отрадный в ходе осенних муниципальных выборов по возможности максимального числа своих лоббистов. Для этого, не исключено, понадобятся наличные.
Предварительное судебное заседание по заявлению ТАРКЕТТ к МИФНС намечено на 29 апреля. Крупнейший производитель напольных покрытий в регионе требует признать недействительным решение № 92 МИФНС от 12 декабря 2 014 г. о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Любопытно, что ТАРКЕТТ просило суд принять обеспечительные меры в виде приостановления действия решения МИФНС № 92. В обоснование ТАРКЕТТ ссылалось на то, что непринятие обеспечительных мер может повлечь причинение значительного ущерба предприятию и ухудшить его финансовое состояние. Исполнение требования налоговиков об уплате около 23 млн р., по мнению ТАРКЕТТ, «повлечет за собой нехватку собственных средств для осуществления производственной деятельности (отрицательное сальдо превысит 15 млн р.)». Также обращалось внимание на то, что в такой ситуации списание задолженности (а при нехватке средств на счете — их арест и наложение взыскания на имущество) неизбежно может привести к неисполнению текущих договорных обязательств, обязательств по кредитным договорам, несвоевременной выплате заработной платы, социальных и налоговых обязательств. Однако в обеспечительных мерах заявителю было отказано. Суд изучил бухгалтерскую отчетность ТАРКЕТТ по состоянию на 30 сентября 2014 г., а также отчет о прибылях и убытках общества за 9 месяцев 2014 г. Оборотные активы ТАРКЕТТ на указанную дату превышали 4,75 млрд р., нераспределенная прибыль превышала 7,8 млрд р., а чистая прибыль за 9 мес. 2014 г. превысила2,7 млрд р. | | Таким образом, в способности предприятия без какого-либо ущерба для себя выплатить по требованию МИФНС на основании принятого решения о доначислении налогов 23 млн р. сомнений практически не возникает. Не возникло их и у суда. Производство напольных покрытий вообще выглядит сверхрентабельным. Так, по итогам 2010 г. чистая прибыль ТАРКЕТТ составила 2,15 млрд р., по итогам 2011 г. -3,38 млрд р., по итогам 2012 г. -4,37 млрд р. Правда, в 2013 г. наблюдался спад чистой прибыли до 2,93 млрд р. Но что такое почти 3 млрд р. чистой прибыли по сравнению с 23 млн р. налоговых доначислений? Другое предприятие с сопоставимыми оборотами на месте ТАРКЕТТ наверняка доплатило бы в бюджет не глядя, вспомнив хотя бы про свою социальную функцию. Ведь нужно понимать, что именно за счет налогов формируется основная доходная база бюджетов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Важную роль в их наполнении играют как раз крупные компании и предприятия. В тот же бюджет г. о. Отрадный существенную долю поступлений обеспечивает именно ТАРКЕТТ. А когда в условиях экономического кризиса доходы местных бюджетов сокращаются, растет их дефицит, то их постоянное наполнение приобретает первостепенное значение. В этой ситуации различного рода попытки уклонения от уплаты налогов могут иметь негативные последствия, вплоть до срыва социальных программ, в т. ч. и муниципальных. Не секрет, что ряд таких программ планируют реализовать и власти г. о. Отрадный. Но ТАРКЕТТ, видимо, всерьез надеется оспорить доначисленные платежи в бюджет. Основания для обжалования сегодня уточняются. Практика же показывает, что предприятиям, занятым в сфере производства стройматериалов, чаще всего отменить претензии налоговиков не удается. | | Ведь, как правило, эти претензии вызваны взаимодействием остро нуждающегося в наличных налогоплательщика с фирмами, созданными как раз с целью обналичивания налогоплательщиком денежных средств, а также получения им необоснованной налоговой выгоды по расходным договорам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Можно предположить, что при проверке ТАРКЕТТ налоговики заподозрили, что предприятие могло взаимодействовать с такими фирмами. Если в ходе судебного разбирательства с МИФНС суды займут сторону последней, то может быть доказано, что посредством взаимодействия с определенными контрагентами ТАРКЕТТ из-за отсутствия у этих контрагентов способности реального осуществления хозяйственных операций имело возможность аккумулировать значительный размер наличных денежных средств. На какие цели наличка могла понадобиться ТАРКЕТТ в проверенный налоговиками период, неизвестно. Однако, если взглянуть на ситуацию с позиции сегодняшнего дня, то осенью 2015 г. ожидаются выборы в Думу г. о. Отрадный, на территории которого работает ТАРКЕТТ. Как правило, градообразующие предприятия активно продвигают своих представителей в органы местного самоуправления. На эти цели зачастую формируется не только официальный предвыборный бюджет, распределяемый по избирательным фондам дружественных кандидатов, но и т. н. «серая касса». Эта касса в т. ч. может пополняться средствами, выведенными из-под налогового контроля. ТАРКЕТТ в плане наличия лоббистов в органах МСУ не исключение. Действующим депутатом Думы г. о. Отрадный является брат генерального директора ТАРКЕТТ Анатолия Нуждина Валерий Нуждин, который ранее возглавлял предприятие. Можно предположить, что они сегодня думают больше не о социальной миссии предприятия, а об увеличении количества своих представителей в очередном созыве думы. Формирование большинства в представительном органе г. о. Отрадный позволит влиять на распределение бюджетных средств и предоставлять ТАРКЕТТ определенные преференции, в т. ч. и налоговые. Почему-то не возникает сомнений, что братья Нуждины способны изыскать средства на финансирование предвыборной кампании того самого будущего большинства. |