Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (530) | 26 января 2015г.
 

Дело пожарных

Кое-кто из должностных лиц ГУ МЧС подозревается в нарушении закона

ИА «Центр-Инфо»

На прошлой неделе стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленных лиц из числа должностных лиц ГУ МЧС России по Самарской обл., возглавляемого Олегом БОЙКО (на фото). Установлено, что подозреваемые не только незаконно вмешались в деятельность ООО «Служба пожарного мониторинга-63» (СПМ-63), обслуживающего ПАК «Стрелец-Мониторинг», но и совершили воспрепятствование этой деятельности. Скорее всего, лица, использовавшие свое служебное положение, служат интересам коммерческих посредников в сфере пожарной безопасности, продвигающих замещение работы согласованного к применению на государственном уровне ПАК «Стрелец-Мониторинг» пиратскими аппаратными средствами. Пираты подрывают пожарную безопасность социально значимых объектов.

12 января 2015 г. СЧ ГСУ ГУ МВД России по Самарской обл. возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ. Пока в отношении неустановленных лиц. Однако известно, что эти лица являются (либо являлись) должностными лицами ГУ МЧС России по Самарской обл. В постановлении о возбуждении дела сообщается, что своими действиями неустановленные лица незаконно вмешались в деятельность юридического лица СПМ-63 и совершили воспрепятствование законной предпринимательской деятельности СПМ-63 с использованием своего служебного положения.

Установлено, что не позднее 28 августа 2014 г. должностные лица ГУ МЧС России по Самарской обл., находясь по адресу: г. Самара, ул. Галактионовская, 193 (центральный офис ГУ МЧС), направили в адрес ФГКУ «31 отряд ФПС по Самарской обл.» (г. Тольятти) и ФГКУ «38 отряд ФПС по Самарской обл.» (г. Отрадный) официальные письма. В письмах указывалось на необходимость расторжения в одностороннем порядке договорных отношений между отрядами ФПС и СПМ-63 по безвозмездному использованию ПАК «Стрелец-Мониторинг», договоров об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования ПАК между теми же сторонами, демонтажа указанного оборудования и заключения аналогичных договоров с ООО «Пожарная безопасность» (ИНН 6324020939). При этом, по мнению следователей, пока не установленные должностные лица ГУ МЧС имели умысел на воспрепятствование законной предпринимательской деятельности СПМ-63.

Также они заведомо были осведомлены о том, что между СПМ-63 и различными юридическими лицами Самарской обл., в ведении которых находятся социально значимые объекты с массовым пребыванием людей, заключены договоры и контракты по техническому обслуживанию системы передачи сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны. А в случае расторжения договоров СПМ-63 выполнить их условия не сможет.

Умысел, как следует из постановления о возбуждении дела, был реализован. Получив вышеуказанные письма от ГУ МЧС России по Самарской обл., руководители названных отрядов ФПС, находясь в прямом подчинении от неустановленных лиц из числа должностных лиц ГУ МЧС России по Самарской обл., не подчиниться приказу не смогли. В результате договоры безвозмездного пользования ПАК, а также договоры об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования ПАК с СПМ-63 были расторгнуты.

Если говорить о первоочередных процессуальных действиях, которые предстоит провести следователям по уголовному делу, то это, разумеется, допрос тех лиц из числа бывших или действующих должностных лиц ГУ МЧС России по Самарской обл., которые имели полномочия на подписание писем в адрес руководителей отрядов ФПС и санкционирование расторжения договоров с СПМ-63. Круг этих лиц не столь уж широк. Как правило, такими полномочиями обладают начальники территориальных органов либо их заместители. Соответственно, допросить требуется прежде всего Олега Бойко, потому как он просто обязан знать, что происходит во вверенном ему подразделении. Также нужны показания руководителей отрядов ФПС 31 и 38. Пожарные назовут тех должностных лиц ГУ МЧС, у кого находятся в прямом подчинении (чьим указаниям они перечить не смогли), ну а дальше дело станет расследовать значительно проще.

Ведь в конечном счете важно установить инициатора рассылки подобных писем внутри ведомства и его контакты на стороне. Так сказать, тех, кто предложил ему сотрудничество.

Поэтому, с другой стороны, необходимо допросить директора ООО «Пожарная безопасность» (ПБ) Сергея Гущина и единственного учредителя данного общества Георгия Белого. ПБ может принадлежать т. н. коммерческим посредникам (см. «Хронограф» № 32 (519) от 13.10.14), которые за передачу сигнала о пожаре от объекта в пожарную часть взимают плату, но при этом не гарантируют прохождения сигнала и не несут никакой ответственности за последствия непрохождения. Не исключено, что представители ПБ лично донесли до должностных лиц ГУ МЧС свои намерения о подключении к работе принятого на снабжение МЧС России оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг» несертифицированных и не предусмотренных технической документацией устройств. Ну и надлежащим образом мотивировали принимающих решения представителей территориального органа.

Другим то, что произошло, пока объяснить сложно.

Примечательно, что на момент сдачи номера на запрос ОАЕ «Хронограф» по поводу действий должностных лиц ГУ МЧС в отношении СПМ-63 поспешил ответить только Олег Бойко, чего ранее за ним не наблюдалось. Бойко уверял, что в вопросе организации и контроля над созданием работоспособных систем раннего обнаружения пожара на объектах, которые в обязательном порядке подлежат оснащению данными системами (ПАК), ГУ МЧС строго руководствуется законодательством РФ и нормативными документами МЧС России. Далее Бойко сослался на то, что СПМ-63 якобы предлагало установку систем раннего обнаружения пожаров по цене, в разы превышающей себестоимость. Однако никаких доказательств этой версии немилости ГУ МЧС к СПМ-63, равно как и подробностей формирования цены на установку ПАК, Бойко не привел, что довольно странно, учитывая всю серьезность ситуации с уголовным делом. Кроме того, Бойко предпочел оставить без комментариев вопросы