Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (209) | 26 ноября 2007г.
 

Игорь Иванов:

Мы наблюдаем рост объемов производства

Борис Кротов

В конце октября на заседании областного правительства были утверждены положение и регламент деятельности Министерства нефтехимической и газовой промышленности Самарской обл. В декабре планируется утверждение «Стратегии развития нефтехимической и газовой промышленности до 2015 г.». Более подробно об этом рассказал в интервью «Хронографу» министр нефтехимической и газовой промышленности Самарской обл. Игорь ИВАНОВ.

- Игорь Владимирович, возглавляемому вами министерству уже больше года. С чем связаны изменения, внесенные в положение и регламент его деятельности?

- Изменения связаны прежде всего с новыми полномочиями, возложенными на наше министерство в сфере газификации. Теперь мы будем организовывать работу по газификации населенных пунктов губернии, осуществлять контроль над соблюдением обязательных требований технических регламентов при проектировании, над качеством выполнения работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте на объектах, заказчиком которых выступает министерство.

В качестве основной цели этих изменений мы обозначаем увеличение уровня газификации жилищного фонда и, как следствие, улучшение качества жизни населения Самарской обл.

- А каково состояние газификации губернии в настоящее время?

- По сравнению с общероссийским уровнем газификации в Самарской обл. дела обстоят довольно таки хорошо. Если по стране общий уровень обеспеченности газом населения составляет немногим более 50%, то по нашей губернии — около 90%. Уже полностью газифицированы Новокуйбышевск, Похвистнево, Алексеевский и Кинель-Черкасский р-ны (100%). По Самаре и Тольятти уровень газификации составляет соответственно 99,7 и 98,8%. Довольно низкий уровень остается в Шигонском (51,8%), Сызранском (58,3%), Приволжском (64,1%) и Кошкинском (65,7%) р-нах.

- Что планируется сделать для того, чтобы довести уровень газификации до 100%?

- Планов много. Но уточню: речь идет о стопроцентной экономически целесообразной газификации. Ведь если в поселении несколько десятков дворов и их владельцы будут не в состоянии оплатить проведение газа в дом, то газификация будет крайне убыточной. На это не пойдет ни одно предприятие. И Министерство нефтехимической и газовой промышленности будет разрабатывать дополнительные программы по обеспечению населения этих негазифицированных домовладений альтернативными видами топлива -дровами, углем, сжиженным газом.

Наше министерство принимает участие в работе по созданию генеральной схемы газификации и газоснабжения губернии, которая необходима в первую очередь для определения потребности региона в природном газе, а также возможности и экономической эффективности его проведения в негазифицированные районы. В ходе разработки генеральной схемы также будет выявлено текущее состояние существующих газораспределительных сетей, многие из которых были введены в эксплуатацию более двадцати лет назад и нуждаются в реконструкции.

Результатом всей этой работы станет областная программа газификации городских и сельских населенных пунктов. И в ходе реализации данной программы планируется достигнуть ста процентов экономически обоснованной газификации.

Но поскольку газификация Самарской обл. началась около 60 лет назад, у нас много старого оборудования. Поэтому в конце 2006 г. на заседании правительства области были приняты «Мероприятия по диагностике внутридомового и газового оборудования старше 30 лет на 2007-2009 гг.». В течение 2005 г. проводилась инвентаризация домов Самарской обл., подключенных к газу, по итогам которой выявлено, что в Самаре 183,8 тыс. квартир имеют газовое оборудование со сроком эксплуатации более 30 лет, в Тольятти — почти 48,9 тыс. А всего по области насчитывается более 10,6 тыс. многоквартирных домов (343,9 тыс. квартир), газовое оборудование которых старше 30 лет.

Основная задача диагностики, проводимой по инициативе правительства Самарской обл., — определение потребности в ремонте систем внутреннего газоснабжения, срок эксплуатации которых превышает 30 лет, вид и объем работ, а также выявление остаточного ресурса всей системы.

Причем будет проверено как газовое оборудование, относящееся к общему имуществу многоквартирного дома (стояки, ответвления от стояков до первого отключающего устройства, сами отключающие устройства первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков и пр.), так и внутриквартирные газопотребляющие приборы (газовая плита, колонка и др.).

- Как обстоят дела в нефтехимической отрасли нашей губернии?

- Можно привести следующие цифры: в нефтедобывающей промышленности Самарской губернии индекс физического объема производства за девять месяцев 2007 г. составил 105,2%, при этом объем добычи нефти в стоимостном выражении достиг 51,3 млрд. р., или 107,3% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. В нефтеперерабатывающей промышленности по итогам работы за тот же период индекс физического объема производства составил 101,8%. Основной продукцией на нефтеперерабатывающих заводах Самарской обл. являются автомобильные бензины, керосин, дизельное топливо (летнее и зимнее), топочный мазут. За три квартала 2007г., по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., увеличен выпуск дизельного топлива (102%) и мазута топочного (103,8%). В химическом производстве индекс физического объема составил 108,3%, при этом объем произведенной продукции в стоимостном выражении достиг 38,3 млрд. р., что на 16,2% больше, чем в прошлом году. Т. е. в целом по отрасли мы наблюдаем рост объемов производства. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно. Наша цель — создать на территории Самарской обл. такие условия, при которых эти самые объемы производства к 2015 г. возрастут более чем в два раза.

- Это отражено в «Стратегии развития нефтехимической и газовой промышленности Самарской обл. до 2015 г. », которая разрабатывается в вашем министерстве?

- Да, конечно. «Стратегия» охватывает полностью состояние и перспективы развития нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих, химических и газовых производств. Ведь на данный момент вся нефтегазовая отрасль — это набор разрозненных собственников, у которых свои корпоративные интересы. И цель «Стратегии» — выработать механизм взаимодействия частных собственников и государства, объединить их интересы и направить совместные усилия на повышение благосостояния жителей Самарской обл.

- Мы все знаем, что нефтедобывающая промышленность является одним из источников загрязнения окружающей среды. Ваше министерство предпринимает какие-либо действия для минимизации ущерба, наносимого природе?

- В сентябре 2007 г. Министерство нефтехимической и газовой промышленности разработало, а правительство Самарской обл. одобрило изменения в закон Самарской обл. «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской обл.». Основная цель этих изменений — обязать нефтедобывающие компании установить приборы учета извлеченного попутного нефтяного газа (ПНГ).

До настоящего времени такой учет просто не велся. Дело в том, что полезным ископаемым (а они по российскому законодательству должны обязательно учитываться) является именно нефть. А то, что добывается вместе с ней, считается лишь отходом производства. Следовательно, нефтедобывающим компаниям было проще заплатить небольшие штрафы за загрязнение окружающей среды, чем рационально использовать ПНГ. На сегодняшний день законодательно не установлены нормы использования попутного нефтяного газа. И при экономической нецелесообразности переработки этого газа он зачастую сжигается на факелах, что приносит значительный вред окружающей среде. Однако в связи с ратификацией Киотского соглашения в Российской Федерации выброс загрязняющих веществ в атмосферу должен быть значительно сокращен. Сейчас Россия имеет обязательства по ограничению выбросов на уровне 1990 г., но после 2012 г. условия для нашей страны будут существенно ужесточены.

Дело в том, что на $1 ВВП Россия выбрасывает на текущий момент в 3,8 раза больше парниковых газов, чем развитые европейские страны. Следовательно, уже сейчас необходимо разрабатывать и внедрять программы по сокращению выбросов в атмосферу. И на первом месте здесь стоит прекращение сжигания попутного нефтяного газа. Об этом говорил и президент РФ Владимир Путин в своем послании к Федеральному Собранию 26 апреля 2007 г.

На использовании продуктов переработки попутного нефтяного газа строят свою работу около десяти предприятий Самарской обл. Общий объем недовыпущенной продукции (топливные газы, каучуки, высокооктановые добавки и др.) от сжигания ПНГ оценивается в сумму более 8 млрд. р., а потери областного бюджета — более чем в 2 млрд. р. в год.

- Тем более что переработка попутного нефтяного газа будет использована как отправная точка для создания нефтехимического кластера Самарской обл.?

- Да. На сегодняшний день в Самарской обл. добывается значительное количество углеводородного сырья, производятся разнообразные химические продукты. И все это является полуфабрикатом для более глубоких переделов. К сожалению, практически все конечные продукты производятся за пределами нашего региона: автомобильные шины, резинотехнические изделия, товары народного потребления завозятся к нам из соседних областей. Т. е. мы теряем значительные объемы переработки. А ведь при создании новых производств задействуется трудоспособное население, увеличиваются выплаты в бюджет, развивается соответствующая инфраструктура. И одна из основных задач Министерства нефтехимической и газовой промышленности Самарской обл. как раз и заключается в максимальном увеличении глубины переработки углеводородного сырья именно на территории нашего региона.

Производственная структура нефтехимического кластера Самарской обл. будет базироваться на добыче попутного нефтяного газа как ценного сырья для получения на газоперерабатывающих заводах широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), из которой в Новокуйбышевской нефтехимической компании производятся мономеры. Из них, в свою очередь, на Тольяттикаучуке вырабатывается каучук, являющийся основой для изготовления автомобильных шин и резинотехнических изделий. Также в производстве шин будет задействована продукция КуйбышевАзота — кордная ткань и кордная нить.

К несомненным плюсам создания нефтехимического кластера на территории Самарской обл. можно отнести подготовку и повышение квалификации кадров, разработку инновационной продукции, организацию новых производств и, как следствие, создание новых рабочих мест и улучшение социально-экономической ситуации в нашем регионе.