21 ноября на заседании правительства был утвержден порядок размещения средств областного бюджета на банковских депозитах. Формирование нового порядка некоторые наблюдатели расценили как своеобразный «вотум недоверия» министру управления финансами Павлу ИВАНОВУ. Вместе с тем достаточно длительная работа Иванова в правительстве дала ему бесценный опыт размещения средств с учетом политической конъюнктуры. И отказываться от такого опыта новому областному руководству было бы сейчас не совсем разумно.
Новый порядокИзменения в отношениях областного правительства с коммерческими банками наступили после того, как в отставку ушел губернатор Константин Титов, а на его место был назначен Владимир Артяков. Непосредственно после своего утверждения в должности депутатами Самарской губернской думы Артяков заявил о возможности вывода бюджетных средств со счетов подконтрольного Константину Титову КБ «Солидарность». Слова впоследствии подкрепились действиями. 1 октября 2007 г. было подписано постановление правительства Самарской обл. о выводе бюджетных денег со счетов «Солидарности». Естественно, новое постановление правительства, регламентирующее порядок размещения бюджетных средств, рассматривалось наблюдателями через призму изменения взаимодействия правительства и коммерческих банков. Тем более что ранее государственным заказчиком размещения бюджетных средств в региональных банках было именно возглавляемое Павлом Ивановым Министерство управления финансами. Теперь же функциями государственного заказчика будет выступать правительство области. Согласно новому постановлению размещение бюджетных средств на банковских депозитах по-прежнему будет осуществляться Министерством управления финансами и исключительно по итогам конкурса. И это не единственные обязанности, которые остались у Минфина. В частности, Минфин занимается организацией открытого конкурса, определяет его условия, является уполномоченным органом при заключении договоров о размещении, является держателем депозитных сертификатов, а также несет ответственность за размещение средств. Однако само определение, формирование и утверждение порядка теперь полностью находятся в компетенции правительства области. «Я не думаю, что это как-то серьезно повлияет на принцип размещения средств в кредитных организациях. За что отвечал Павел Александрович, за то он и будет отвечать, кроме него никто новый порядок не разработает и не обоснует. Не следует забывать, что Иванов работает «главным бухгалтером» области очень давно, лучше него бюджетный процесс все равно никто не знает. Изменения не обусловлены каким-то недоверием к Иванову, не забывайте, что он все-таки является заместителем председателя правительства», — прокомментировал корреспонденту «Хронографа» источник в областном Минфине. | | Несекретные агентыБанк «Солидарность» наряду с КБ «Газбанк» в течение длительного времени являлся одним из основных держателей средств области. На конец сентября 2007 г. остатки в ОАО КБ «Солидарность» на счетах различных бюджетных организаций составляли около 7 млрд. р. Причем оба банка имели статус банков-агентов. Данный статус кредитные организации смогли получить на основании итогов открытого конкурса. Первый конкурс состоялся в 2003 г., после того как был принят закон «О бюджете Российской Федерации на 2003 г.», который разрешал субъектам федерации размещать денежные средства не только в Центробанке, но и в коммерческих банках. В прессе неоднократно публиковались версии о том, что одним из лоббистов решения о разрешении субъектам федерации более свободно обращаться с бюджетными средствами был именно Константин Титов. КБ «Солидарность» и КБ «Газбанк» выигрывали конкурс на размещение бюджетных средств ежегодно. Так, например, в 2003 г. на конкурс выставлялось 17 млрд. р. Фаворит гонки был известен заранее. Большую часть средств по итогам конкурса получил КБ «Солидарность». Расклад был следующим: казначейство Центробанка обслуживало 45% бюджетных средств, на долю коммерческих банков пришлось 55%. А в 2007 г. при доходной части областного бюджета в 55 млрд. р. свободные средства составили 15 млрд. р., из них на счетах «Солидарности» осело, как уже говорилось, 7 млрд. р. Отличительная деталь: и в «Солидарности», и в Газбанке у сына бывшего губернатора Алексея Титова был определенный процент акций. Более того, близость Иванова структурам ОАО «ВоТГК» во многом обуславливала размещение бюджетных средств в Газбанке. Впоследствии забота Константина Титова о благополучии подконтрольного ему банка обернулась для него вопросами со стороны Генпрокуратуры РФ. В частности, в 2002 г. заместитель генерального прокурора РФ Владимир Колесников обвинил бывшего губернатора в существовании некой схемы хищения бюджетных средств через банки-агенты. По словам Колесникова, он заключался в незаконной уплате коммерческими фирмами налогов векселями, а не деньгами, осуществлении в последующем бюджетного финансирования не деньгами, а дисконтными векселями «Солидарности». По сути, Иванов не мог не знать о существовании подобной схемы, однако Колесников фамилию министра публично не упоминал. | | Деньги для всехНаблюдатели утверждали, что критерии конкурсов разрабатывались исключительно под ОАО КБ «Солидарность» и ЗАО АКБ «Газбанк», потому что государственным заказчиком всегда выступало именно Министерство управления финансами. То, что близость «Солидарности» к Константину Титову оказывала определенное воздействие на результаты конкурса, не вызывает сомнений. Однако вряд ли итоги конкурса на 100% зависели от позиции министра управления финансами Павла Иванова. Критерии оценки заявок действительно были достаточно мягкими. Так, например, размер валюты баланса должен был составлять не менее 10 млрд. р., а величина собственного капитала не менее 1 млрд. р. Они позволяли отсечь только совсем мелкие банки, порядка 8-10 региональных банков подобным критериям удовлетворяли. Так, например, в декабре 2006 г. прошел открытый конкурс на размещение бюджетных средств на банковских депозитах и в депозитных сертификатах в 2007 г. За 18 лотов боролись 6 региональных банков. По итогам рассмотрения и сопоставления заявок по ряду лотов ОАО КБ «Солидарность», АКБ «Газбанк», ОАО «Первый Объединенный Банк», ОАО «Внешторгбанк», ЗАО АКБ «Промсвязьбанк» были присвоены первые порядковые номера. Т. е. бюджетные средства были размещены в 5 банках. Перераспределение полномочий в сторону более высокого управленческого уровня, с одной стороны, -достаточно верный ход со стороны нового руководства области, поскольку позволяет максимально контролировать перемещение потоков бюджетных средств, что позволяет установить контроль над бюджетным процессом в достаточно короткие сроки. С другой стороны, это же перераспределение лишает Иванова возможности оперативно распоряжаться средствами облбюджета, поскольку теперь он каждое свое действие должен будет координировать с позицией вышестоящего руководства. Следует отметить, что у Павла Иванова есть неоспоримые преимущества перед любым другим лицом, которое будет непосредственно отвечать за размещение денежных средств — доскональное знание бюджетного процесса и умение размещать средства в банках с учетом политической конъюнктуры. И в этом случае правительству было бы проще, выстроив полный контроль над Ивановым, оставить ему прежний объем полномочий. |