Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (209) | 26 ноября 2007г.
 

Обрезали полномочия

Павла Иванова лишили возможности выбирать банки

Татьяна Никонорова

21 ноября на заседании правительства был утвержден порядок размещения средств областного бюджета на банковских депозитах. Формирование нового порядка некоторые наблюдатели расценили как своеобразный «вотум недоверия» министру управления финансами Павлу ИВАНОВУ. Вместе с тем достаточно длительная работа Иванова в правительстве дала ему бесценный опыт размещения средств с учетом политической конъюнктуры. И отказываться от такого опыта новому областному руководству было бы сейчас не совсем разумно.

Новый порядок

Изменения в отношениях областного правительства с коммерческими банками наступили после того, как в отставку ушел губернатор Константин Титов, а на его место был назначен Владимир Артяков. Непосредственно после своего утверждения в должности депутатами Самарской губернской думы Артяков заявил о возможности вывода бюджетных средств со счетов подконтрольного Константину Титову КБ «Солидарность». Слова впоследствии подкрепились действиями. 1 октября 2007 г. было подписано постановление правительства Самарской обл. о выводе бюджетных денег со счетов «Солидарности».

Естественно, новое постановление правительства, регламентирующее порядок размещения бюджетных средств, рассматривалось наблюдателями через призму изменения взаимодействия правительства и коммерческих банков. Тем более что ранее государственным заказчиком размещения бюджетных средств в региональных банках было именно возглавляемое Павлом Ивановым Министерство управления финансами. Теперь же функциями государственного заказчика будет выступать правительство области. Согласно новому постановлению размещение бюджетных средств на банковских депозитах по-прежнему будет осуществляться Министерством управления финансами и исключительно по итогам конкурса. И это не единственные обязанности, которые остались у Минфина. В частности, Минфин занимается организацией открытого конкурса, определяет его условия, является уполномоченным органом при заключении договоров о размещении, является держателем депозитных сертификатов, а также несет ответственность за размещение средств. Однако само определение, формирование и утверждение порядка теперь полностью находятся в компетенции правительства области.

«Я не думаю, что это как-то серьезно повлияет на принцип размещения средств в кредитных организациях. За что отвечал Павел Александрович, за то он и будет отвечать, кроме него никто новый порядок не разработает и не обоснует. Не следует забывать, что Иванов работает «главным бухгалтером» области очень давно, лучше него бюджетный процесс все равно никто не знает. Изменения не обусловлены каким-то недоверием к Иванову, не забывайте, что он все-таки является заместителем председателя правительства», — прокомментировал корреспонденту «Хронографа» источник в областном Минфине.

Несекретные агенты

Банк «Солидарность» наряду с КБ «Газбанк» в течение длительного времени являлся одним из основных держателей средств области. На конец сентября 2007 г. остатки в ОАО КБ «Солидарность» на счетах различных бюджетных организаций составляли около 7 млрд. р. Причем оба банка имели статус банков-агентов. Данный статус кредитные организации смогли получить на основании итогов открытого конкурса. Первый конкурс состоялся в 2003 г., после того как был принят закон «О бюджете Российской Федерации на 2003 г.», который разрешал субъектам федерации размещать денежные средства не только в Центробанке, но и в коммерческих банках. В прессе неоднократно публиковались версии о том, что одним из лоббистов решения о разрешении субъектам федерации более свободно обращаться с бюджетными средствами был именно Константин Титов.

КБ «Солидарность» и КБ «Газбанк» выигрывали конкурс на размещение бюджетных средств ежегодно. Так, например, в 2003 г. на конкурс выставлялось 17 млрд. р. Фаворит гонки был известен заранее. Большую часть средств по итогам конкурса получил КБ «Солидарность». Расклад был следующим: казначейство Центробанка обслуживало 45% бюджетных средств, на долю коммерческих банков пришлось 55%. А в 2007 г. при доходной части областного бюджета в 55 млрд. р. свободные средства составили 15 млрд. р., из них на счетах «Солидарности» осело, как уже говорилось, 7 млрд. р. Отличительная деталь: и в «Солидарности», и в Газбанке у сына бывшего губернатора Алексея Титова был определенный процент акций. Более того, близость Иванова структурам ОАО «ВоТГК» во многом обуславливала размещение бюджетных средств в Газбанке. Впоследствии забота Константина Титова о благополучии подконтрольного ему банка обернулась для него вопросами со стороны Генпрокуратуры РФ. В частности, в 2002 г. заместитель генерального прокурора РФ Владимир Колесников обвинил бывшего губернатора в существовании некой схемы хищения бюджетных средств через банки-агенты. По словам Колесникова, он заключался в незаконной уплате коммерческими фирмами налогов векселями, а не деньгами, осуществлении в последующем бюджетного финансирования не деньгами, а дисконтными векселями «Солидарности». По сути, Иванов не мог не знать о существовании подобной схемы, однако Колесников фамилию министра публично не упоминал.

Деньги для всех

Наблюдатели утверждали, что критерии конкурсов разрабатывались исключительно под ОАО КБ «Солидарность» и ЗАО АКБ «Газбанк», потому что государственным заказчиком всегда выступало именно Министерство управления финансами.

То, что близость «Солидарности» к Константину Титову оказывала определенное воздействие на результаты конкурса, не вызывает сомнений. Однако вряд ли итоги конкурса на 100% зависели от позиции министра управления финансами Павла Иванова. Критерии оценки заявок действительно были достаточно мягкими. Так, например, размер валюты баланса должен был составлять не менее 10 млрд. р., а величина собственного капитала не менее 1 млрд. р. Они позволяли отсечь только совсем мелкие банки, порядка 8-10 региональных банков подобным критериям удовлетворяли.

Так, например, в декабре 2006 г. прошел открытый конкурс на размещение бюджетных средств на банковских депозитах и в депозитных сертификатах в 2007 г. За 18 лотов боролись 6 региональных банков. По итогам рассмотрения и сопоставления заявок по ряду лотов ОАО КБ «Солидарность», АКБ «Газбанк», ОАО «Первый Объединенный Банк», ОАО «Внешторгбанк», ЗАО АКБ «Промсвязьбанк» были присвоены первые порядковые номера. Т. е. бюджетные средства были размещены в 5 банках.

Перераспределение полномочий в сторону более высокого управленческого уровня, с одной стороны, -достаточно верный ход со стороны нового руководства области, поскольку позволяет максимально контролировать перемещение потоков бюджетных средств, что позволяет установить контроль над бюджетным процессом в достаточно короткие сроки. С другой стороны, это же перераспределение лишает Иванова возможности оперативно распоряжаться средствами облбюджета, поскольку теперь он каждое свое действие должен будет координировать с позицией вышестоящего руководства. Следует отметить, что у Павла Иванова есть неоспоримые преимущества перед любым другим лицом, которое будет непосредственно отвечать за размещение денежных средств — доскональное знание бюджетного процесса и умение размещать средства в банках с учетом политической конъюнктуры. И в этом случае правительству было бы проще, выстроив полный контроль над Ивановым, оставить ему прежний объем полномочий.