Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (203) | 22 октября 2007г.
 

Конкурентов в расход

Региональные ФПГ на пороге новой информационной войны

Игорь Караулов

На прошлой неделе в бизнес-кругах Самары на неформальном уровне активно обсуждалась информация о том, что владельцам ФПГ «Волгабурмаш» Андрею ИЩУКУ и Группы «СОК» Юрию КАЧМАЗОВУ было якобы сделано предложение со стороны людей, близких к ФГУП «Рособоронэкспорт» приступить к сворачиванию своего присутствия в регионе. В данном случае уместнее всего не столько задаться вопросом о достоверности этих сведений, сколько попытаться понять, кому могло быть выгодно появление этой темы и на кого она рассчитана. Не исключено, что это могло стать частью многоходовой информационной войны, организатор которой имеет самарские корни.

В лучах власти

Примечательно, что куда более одиозная ФПГ «Волгопромгаз» (ВПГ) оказалась вне этой группы. И это при том, что еще зимой между хозяином ВПГ, председателем совета директоров ОАО «ВоТГК» (ТГК-7) Владимиром Аветисяном и президентом ООО «Группа АВТОВАЗ» Владимиром Артяковым наблюдалось противостояние, ничуть не уступающее по своему накалу конфликту между ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) и Группой «СОК». Пересечение интересов случилось на почве предстоящего передела тольяттинской энергетики. Однако уже в июне конфликт завершился так же неожиданно, как и разгорелся. Артяков и Аветисян подписали соглашение о взаимодействии АВТОВАЗа и ТГК-7 в сфере энергетики. А на должность генерального директора ОАО «ТЕВИС» (стопроцентная теплотранспортирующая «дочка» АВТОВАЗа) был назначен выходец из УК «СМУЭК» Сергей Урюпин. Тут же пошла информация, что Аветисян остается в обойме и ему будет позволено сохранить долю своего влияния в ТГК-7. Распространение подобной информации в первую очередь было ыгодно исключительно Аветисяну.

Между тем причина потепления отношений между АВТОВАЗом и ТГК-7 стала полностью понятной 5 июля, после того как подконтрольное ГК «РЕНОВА» ЗАО «КЭС-Холдинг» заявило о приобретении 23% акций ТГК-7, а также о намерении продолжать наращивать свою долю в ней. Таким образом, июньское соглашение стало возможным лишь после того, как стало окончательно известно, что ТГК-7 входит в сферу бизнес-интересов президента ГК «РЕНОВА» Виктора Вексельберга. И вовсе не потому, что Артяков вдруг начал относиться к Аветисяну как-то по-новому. Зато об Аветисяне после этого заговорили как о человеке, которому якобы удалось найти общий язык с Артяковым. Хотя это до сих пор вызывает большие вопросы.

Сохранение Павлом Ивановым должности министра финансов при губернаторе Артякове стало очередным поводом для домыслов о том, что Аветисяну будет позволено удерживать позиции в регионе. При всем при том вопрос сохранения своего былого влияния не может не волновать сегодня также Качмазова и Ищука. Однако в отличие от Аветисяна они оказались не так удачливы на события, которые могли бы стать поводом для разговоров, что ими тоже найдено понимание с новым губернатором.

В опале

Что касается Группы «СОК», то у нее, по всей видимости, сложности во взаимоотношениях с РОЭ, пожалуй, самые серьезные из всех региональных ФПГ. Не исключено, что этой ситуацией готовы воспользоваться конкурирующие ФПГ. Хотя бизнес-позиции Группы «СОК», сориентированные на АВТОВАЗ, действительно сокращаются. В течение прошлого года СОК был вынужден свернуть свои сызранские проекты, зависящие от АВТОВАЗа. Была прекращена сборка автомобилей на ЗАО «РосЛада» и продан крупнейший поставщик изделий из пластмассы на вазовский конвейер ОАО «Пластик». В течение этого лета Группа «СОК» лишилась права управлять димитровградским дочерним заводом АВТОВАЗа ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод». Не исключено, что данная тенденция продолжит свое развитие и уже в ближайшее время группа будет не только максимально отодвинута от АВТОВАЗа, но у нее даже могут возникнуть проблемы с участием в проектах российской «иносборки». В прошлом году РОЭ уже проявлял интерес к соковскому ОАО «Иж-Авто». Одновременно с этим Группа «СОК» активно занимается своим внедрением в другие регионы. Так, активность СОКа в последнее время заметно ощущается в Пермском крае и Ульяновской обл. По линии ОАО «Волгомост» СОК работает в Волгограде и Астрахани. Более того, в начале года даже появлялась информация, что группа может начать полноценный ребрендинг, аббревиатура «СОК» прекратит свое существование, а активы группы перестанут ассоциироваться с Юрием Качмазовым. Хотя не исключено, что части активов группы будет позволено остаться в регионе. Речь идет, например, о развлекательном секторе, а также об автодилерском сегменте. Интересная деталь: при попытке зайти на официальном интернет-сайте Группы «СОК» в разделы «Автопроизводство», «Производство автокомпонентов», «Непрофильное производство» читаешь сообщение: «Извините. Раздел находится на реконструкции».

Однако не стоит списывать со счетов такое конкурентное преимущество Группы «СОК» перед другими региональными ФПГ, как весьма глубокое проникновение в органы муниципальной власти городов Самарской обл. Это особенно заметно на примере Самары, Тольятти, Сызрани и Октябрьска.

Автор интриги

Что касается Андрея Ищука, то, по информации «Хронографа», он планирует создать в Москве управляющую компанию. Производственные активы Волгабурмаша, Термостепс-МТЛ, Самарского резервуарного завода, находящиеся в Самаре, будут управляться дистанционно. Впрочем, Ищуку намеки уже не нужны. После того как на посту сенатора от Самарской обл. его заменил экс-губернатор Константин Титов, других вариантов для олигарха уже просто не осталось. Хотя опрошенные «Хронографом» эксперты не совсем понимают, чем Ищук мог не угодить новой власти. Но при этом бытует мнение, что на выборах в СГД он «финансово сочувствовал» «Справедливой России». Это ли «сочувствие» стало следствием немилости или что-то другое — эксперты предположить затруднились. При всем при том не стоит забывать, что информация о якобы сделанном предложении этим двум ФПГ убираться из региона носит пока неформальный характер. Не исключено, что ее авторство принадлежит одной из местных бизнес-структур, пожелавших в период межвластия и смены политических элит расчистить себе место на региональном пространстве.

С другой стороны, данную информационную работу можно рассматривать как некую попытку прозондировать ситуацию. Причин для этого несколько. Во-первых, попытка выжить из региона группы пусть непопулярные, но предоставляющие рабочие места, может быть расценена как очень грубый ход новой губернской власти, проводящей таким образом «зачистку». А это явно работает как «минусовка» губернским властям. Во-вторых, группы, которые уже почувствовали отсутствие фавора в кабинетах Белого дома (вытеснение с АВТОВАЗа — СОК и потеря места в Совете Федерации — Андрей Ищук), могут таким образом предупредить возможный удар в свой адрес.

Есть и третий вариант появления подобного рода сведений. Почти «забытый» в Самаре совладелец ВПГ Владимир Аветисян может использовать ситуацию в свою пользу. И тогда вследствие простейшей логики напрашивается вывод: попытка выдворения с регионального поля крупных игроков вполне ему на руку.