8 сентября губернатор Самарской обл. Вячеслав ФЕДОРИЩЕВ анонсировал перевод на баланс региона МП г. о. Самара «Самарский метрополитен», где должность директора занимает Сергей ШАМИН. Преобразование лишь усилит зависимость метрополитена от региональных субсидий. Прочно на региональные субсидии подсел и другой оператор городских пассажирских перевозок — ООО «Самара Авто Газ» (САГ), которое возглавляет Александр КОЧЕРЫГИН. По идее, у обоих директоров должно быть видение развития пассажирских перевозок в г. о. Самара. Между тем они вряд ли готовы излагать свои профессиональные взгляды и предпочитают с Федорищевым не спорить.
ФактыСергей Шамин окончил электротехнический факультет Куйбышевского института железнодорожного транспорта (сегодня ФГБОУ ВО «Приволжский государственный университет путей сообщения»). Работает на самарском метрополитене с момента его открытия (1987 г.). Шамин прошел путь от электромеханика службы сигнализации и связи (был старшим электромехаником, начальником участка, инженером-технологом, главным инженером службы сигнализации и связи, главным ревизором по безопасности движения) до главного инженера метрополитена (2002 г.). С 1 апреля 2011 г. занимает должность директора МП «Самарский метрополитен». Сергей Шамин, за плечами которого 38-летний стаж работы в метрополитене, прекрасно понимает существующие вызовы и проблемы, с которыми столкнулась самарская подземка. Известно, что Куйбышевский метрополитен проектировался в конце 70-х гг. Основная мысль проектировщиков была связана с решением логистической задачи, которая заключалась в необходимости связать спальные районы города с промышленными предприятиями, расположенными в Кировском, Промышленном и Советском р-нах Самары (см. «Хронограф» №2 (572) от 25.01.16). Кроме того, считалось, что одна из станций первой (и на данный момент единственной) ветки метрополитена будет располагаться возле будущего нового футбольного стадиона, который предполагалось построить в Советском р-не, по ул. Гагарина. В 1987 г. был введен в эксплуатацию первый участок Куйбышевского метрополитена, протяженностью 4,5 км, в составе 4 станций («Юнгородок», «Кировская», «Безымянка» и «Победа»). В 90-х были введены «Советская», «Спортивная» и «Гагаринская». В 2000-х — «Московская», «Российская» и «Алабинская». Ожидается, что в 2027 г. будет сдана в эксплуатацию ст. метро «Театральная». Между тем за прошедшее время рынок труда кардинально изменился. Многие промышленные предприятия закрылись или были перенесены на новые места. Изменилась и география спальных районов. Новостройки в районе 5-й просеки и ул. Солнечной являются наиболее густозаселенными территориями Самары. Хотя ранее там располагались турбазы. Сейчас эти территории плотно застроены высотными домами. Растут микрорайоны на периферии Самары — Крутые Ключи, Кошелев Парк, Южный город, Волгарь, Амград, — где в совокупности проживают уже сотни тысяч человек. В 70-е годы, когда проектировался куйбышевский метрополитен, там находились совхозные поля. Изменилась и концепция строительства нового футбольного стадиона, который в конечном итоге был возведен в Кировском р-не, на месте бывшего Куйбышевского радиоцентра №3. Поэтому ст. метро «Спортивная» превратилась в своего рода памятник неосуществившимся планам строительства несуществующего стадиона. В результате вышеназванных событий радикально изменились и пассажиропотоки. Метро оказалось на периферии основных маршрутов движения трудовых ресурсов и вдалеке от главной спортивной арены города. Соответственно, место самарского метрополитена на рынке пассажирских перевозок оставляет желать лучшего. По данным администрации г. о. Самара, на долю метрополитена приходится 8,3% (42,9 тыс. чел. в сут.) общего пассажиропотока. |  | 
Александр Кочерыгин, в отличие от Сергея Шамина, в сфере пассажирских перевозок работает относительно недавно. В 2013-2016 гг. в публичной плоскости он фигурировал в качестве подполковника полиции, начальника Центра исполнения административного законодательства Управления МВД России по г. Самаре. В апреле 2016 г. на официальном сайте ГУ МВД России по Самарской обл. он был представлен в качестве заместителя начальника центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Самарской обл. В 2022 г. Кочерыгин в медийном пространстве начал фигурировать в качестве и. о. директора ООО «САГ». По данным ЕГРЮЛ, с 28 февраля 2024 г. Александр Кочерыгин занимает должность директора ООО «САГ» (см. «Хронограф» №11 (918) от 8.04.24). Необходимо напомнить, что в 2018 г. ООО «САГ» на рынке пассажирских перевозок занял место МП «Пассажиравтотранс», которое прекратило свою фактическую деятельность. ООО «САГ» унаследовало маршрутную сеть и внушительный автопарк муниципального предприятия. С 2018 г. и по настоящее время ООО «САГ» остается основным оператором пассажирских перевозок по автобусным муниципальным маршрутам. Александр Кочерыгин за столь непродолжительный срок работы во главе оператора пассажирских перевозок успел достаточно глубоко погрузиться в проблематику рынка и понять специфику данной отрасли. Причем у наземного перевозчика корень проблем такой же, как и у подземного. В Самаре основа сети автобусных маршрутов была заложена в советские годы для решения ровно тех же самых логистических задач. С изменением пассажиропотоков маршрутная сеть осталась в прежнем виде. Распространенной стала практика, при которой отдельные муниципальные автобусные маршруты, утратив свою актуальность, превращались в т. н. «маршруты-призраки». Несовершенством муниципальной маршрутной сети пользуются операторы межмуниципальных маршрутов, практически полностью пронизывающих территорию Самары. Они перехватывают наиболее емкие пассажиропотоки. По данным городской администрации, на долю муниципальных маршрутов приходится 25% пассажиропотока (128,5 тыс. чел. в сут.), на долю коммерческих — 11,7% (60 тыс. чел. в сут.). МифыМП «Самарский метрополитен» выживает во многом благодаря бюджетным субсидиям. Согласно бухгалтерской отчетности предприятия, за 2024 г. его выручка составила 1,151 млрд р. При этом объем бюджетных субсидий составил 921 млн р. По итогам отчетного периода МП «Самарский метрополитен» показал убыток в размере 17,5 млн р. Трудно представить, каковы были бы финансовые показатели самарского метрополитена без бюджетных вливаний. Об убыточности самарского метро ходят легенды. Звучали различные предложения о том, в каком направлении следует развивать самарскую подземку, чтобы она вышла хотя бы на самоокупаемость. Свое мнение высказывал и Сергей Шамин. «Уверен, метро в нашем городе будет развиваться и дальше. На мой взгляд, делать это нужно в направлении отдаленных районов, таких как Крутые Ключи и Южный город. Жителей там очень много, им всем нужно добираться до центра. Требуется и еще одна станция в исторической части города, например в районе сквера Высоцкого», — говорил он 16 сентября 2022 г. в интервью официальному печатному органу администрации г. о. Самара «Самарская газета». Однако мнение Сергея Шамина на уровне, где принимаются решения, услышано не было. Более того, 26 января 2025 г. губернатор Самарской обл. Вячеслав Федорищев в интервью ТАСС заявил, что региональные власти отказываются от планов по дальнейшему развитию подземного метро в Самаре. |  | Глава региона пояснил, что в Самаре метро загружено мало, оно «обрывочно и не отвечает задаче гармоничного распределения транспортного потока в городе». ООО «САГ» во главе с Александром Кочерыгиным по такому показателю, как освоение бюджетных потоков, от МП «Самарский метрополитен» не отстает и даже опережает. Согласно бухотчетности ООО «САГ» за 2024 г., общий доход предприятия составил 3,8 млрд р. При этом выручка от оказания услуг составила 1,6 млрд р., а региональные субсидии — 2,1 млрд р. Нетрудно понять, что именно благодаря региональным субсидиям предприятие смогло зафиксировать чистую прибыль в размере 80,9 млн р. Более того, внушительный объем региональных субсидий позволяет выделять существенные суммы на вознаграждение управленческому персоналу. Согласно бухгалтерской отчетности, в ООО «САГ» в 2024 г. вознаграждение основному управленческому персоналу составило 50,5 млн р. В 2023 г. данный показатель составил 49,8 млн р. В документе сказано: «К основному управленческому персоналу в организации относятся: генеральный директор, заместители генерального директора». Сергей Шамин и Александр Кочерыгин прекрасно осознают фундаментальные проблемы рынка пассажирских перевозок. Удивительно, что они, будучи наиболее авторитетными и компетентными специалистами в данном вопросе, до сих пор не решились донести до губернатора свои предложения. Сергей Шамин, как человек, отдавший большую часть жизни самарскому метро, мог бы встать на его защиту и возразить главе региона на его слова относительно целесообразности развития подземки. Александр Кочерыгин также мог бы более решительно заявлять о своем видении развития сети муниципальных маршрутов. Однако Шамин и Кочерыгин ограничиваются лишь робкими репликами в узком кругу, звучание которых постепенно сходит на нет. По мнению мифотворцев, руководители предприятий не рискуют громко и жестко заявлять о своей принципиальной позиции по ряду вопросов из-за опасений потерять бюджетные субсидии, которые обеспечивают им комфортное существование. Прогнозы9 сентября 2025 г. Вячеслав Федорищев завил, что управление самарским метрополитеном планируется передать на уровень региона. Сергей Шамин может оказаться в еще более уязвимом положении, при котором публичное выражение несогласия с курсом губернатора может стоить дальнейшей карьеры. Очевидно, он оказался перед дилеммой. При этом Шамин наверняка понимает, что из-за расхождения взглядов с главой региона по вопросу будущего самарского метрополитена он вряд ли долго удержится в своей должности. Поэтому Шамину будет выгоднее оставить свое мнение при себе и, выполняя волю губернатора, своими руками лишить самарский метрополитен перспектив, о которых говорил ранее. Какой путь предпочтет Шамин — догадаться нетрудно. Александру Кочерыгину, похоже, будет выгоднее придерживаться той же модели поведения. С появлением на рынке автобусных перевозок новых игроков, таких как ООО «Ирбис» из Тульской обл., возникла реальная угроза потери статуса ведущего городского перевозчика (см. «Хронограф» №26 (975) от 8.09.25). Вместе с этим статусом Кочерыгин потеряет и бюджетные субсидии. Цитата: «Похоже, уход 480-го маршрута в руки тульскому оператору сигнализирует Кочерыгину о том, что пассивное наблюдение уже очень скоро может обернуться утратой позиций на рынке». (ОАЕ «Хронограф» о приходе ООО «Ирбис» на рынок автобусных перевозок, №26 (975) от 08.09.25) «С научной точки зрения, вопрос о необходимости развития Самарского метрополитена не может быть поставлен в контексте прямого обращения к главе региона. Решение о строительстве новых линий метрополитена принимается на основании комплексного анализа». (Сергей Шамин 23 сентября 2025 г. в ответ на запрос ОАЕ «Хронограф») |