Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (962) | 14 апреля 2025г.
 

Апгрейд «финансовой дыры»

Губернатор Федорищев нашел для КРСО новое применение

ИА «Центр-Инфо»

2 апреля на заседании правительства Самарской обл. было заявлено о создании на базе АО «Корпорация развития Самарской обл.» (КРСО) нового института развития. КРСО должна будет принять функционал 15 государственных фондов Самарской обл. 9 апреля были приняты первые решения о наполнении их деньгами. Таким образом, губернатор Самарской обл. Вячеслав ФЕДОРИЩЕВ (на фото) в отличие о своих предшественников сумел найти принципиально иное применение проблемному АО «КРСО».

Бесшовная бесконтактная манера

2 апреля с докладом на заседании правительства Самарской обл. выступил генеральный директор АО «КРСО» Иван Манаев. Он сообщил, что в КРСО планируется перевести функционал 15 уже существующих т.н. некоммерческих организаций (НКО), через которые из бюджета Самарской обл. выкачивались деньги под видом заботы о разных формах бизнеса и промышленного производства. Каждая из 15 таких организаций обладала значительным бюджетным ресурсом. Теперь все деньги на эти заботы буду сосредоточены в КРСО.

9 июля 2024 г. врио губернатора Самарской обл. (май-сентябрь 2024 г.) Вячеслав Федорищев представил Ивана Манаева в качестве нового генерального директора АО «КРСО». Ранее Манаев работал на руководящих должностях в АО «Корпорация развития Тульской обл.». В Самарскую обл. Манаев прибыл из Тульской обл. по приглашению Федорищева.

В сентябре 2024 г. губернатор Самарской обл. Вячеслав Федорищев анонсировал создание некого «единого окна» для предпринимателей, малого и среднего бизнеса и крупной промышленности. Он заявил, что крайне важно создать «одно окно, которое позволяло бы в бесшовной, бесконтактной манере получать все меры поддержки, которые уже предусмотрены в региональном инвестиционном законодательстве. И обеспечивать для предпринимателей максимальное количество и финансовых, и нефинансовых мер, которые позволяют им становиться сильнее». Практика показывает, что «становиться сильнее» за счет финансовых и нефинансовых мер со стороны правительства Самарской обл. позволено не всем. Наиболее наглядно это можно было наблюдать на примере строительства в г.о. Тольятти завода плавленных сыров (см. «Хронограф» №30 (854) от 3.10.22).

31 марта 2025 г. Иван Манаев, сохраняя за собой должность гендиректора КРСО, стал исполнительным директором НКО Фонд «Агентство по привлечению инвестиций в Самарскую обл.». Фонд был создан в 2015 г. правительством Самарской обл. Инвестиции этот фонд привлекал в основном из бюджетных источников. То же самое можно было бы сказать и про остальные 14 организаций из заявленных 15 и приговоренных к слиянию с КРСО. По сути, Иван Манаев спустя 9 мес. присутствия в должности гендиректора КРСО нашел новый механизм наполнения деньгами доставшейся ему в управление организации. Между тем положение дел в КРСО критично. Такой вывод возникает даже после поверхностного анализа динамики показателей бухгалтерского баланса КРСО начиная с 2011 г.

Артяковская заначка

АО «КРСО» было зарегистрировано 28 ноября 2008 г. Произошло это в рамках исполнения подписанного 14 мая 2008 г. губернатором Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимиром Артяковым постановления №137 «О создании Корпорации развития Самарской обл.». Этим постановлением была утверждена концепция создания КРСО. В ней отмечалось: «В настоящее время необходимо создание института развития, который смог бы интегрировать относительно «неинтересные» для бизнес-структур инвестиционные проекты, направленные на социально-экономическое развитие региона, создавать прямые и косвенные условия, при которых участие в реализации таких проектов становится выгодным для частных инвесторов, прежде всего путем формирования механизмов управления, распределения и минимизации рисков, присущих долгосрочным проектам».

В концепции о создании КРСО в п. 4.3. описан механизм формирования уставного капитала: «Целесообразно исходить из необходимости обеспечения доли Самарской обл. в размере 25,1%. В соответствии с п. 21 Меморандума

о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» минимальный размер средств, направляемых для участия в уставном капитале одного хозяйственного общества, устанавливается в размере 1 млрд р. При этом согласно п. 20 указанного меморандума Внешэкономбанк принимает решение об участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, если хозяйственное общество осуществляет реализацию инвестиционного проекта с объемом финансирования более 2 млрд р. Из указанных положений следует, что уставный капитал корпорации в случае ее создания с участием Внешэкономбанка должен составлять минимум 2 млрд р. +1 р., при этом размер доли уставного капитала Самарской обл. с учетом необходимости обеспечения 25,1% уставного капитала должен составлять как минимум 502,1 млн р. (при этом будет требоваться привлечение дополнительных институциональных целевых инвесторов). Оптимальное соотношение долей в уставном капитале АО «КРСО» является: Самарская обл. — 25,1%: Внешэкономбанк — 25,1%; институциональные целевые инвесторы — 49,8%. Общий уставный капитал КРСО с учетом ограничений для Внешэкономбанка должен составлять 4 млрд р. В случае отсутствия институциональных целевых инвесторов на начальном этапе их место должна занять Самарская обл.». В итоге Внешэкономбанк в КРСО так и не вложился, т.к. был занят финансированием строительства объектов для зимних Олимпийских игр — 2014 в Сочи. «Институциональные целевые инвесторы» тоже не появились. Уставный капитал КРСО пришлось наполнять исключительно за счет бюджета Самарской обл. Сегодня уставный капитал АО «КРСО» раздут до запредельных размеров и составляет 5,1 млрд р.

Начиная с 2011 г. и до конца 2024 г. бухгалтерский баланс АО «КРСО» колебался в пределах 4-5,9 млрд р. При этом основу активов всегда составляли «финансовые вложения» (строка 1170 в балансе), которые колебались в пределах от 2,1 до 4,4 млрд р. Основу пассивов всегда формировал «уставный капитал» (строка 1310 в балансе), который менялся от 560 млн р. в 2011 г. до 5,1 млрд р. в 2015 г. После 2015 г. накачка уставного капитала КРСО бюджетными средствами прекратилась. При этом показатели по строке 1170 бухгалтерского баланса «финансовые вложения» продолжали расти с 3,4 млрд р. в 2015 г. до 4,4 млрд р. в 2020 г. По итогам 2024 г. их размер составил 3,8 млрд р. По сути, на протяжении этих лет КРСО представляла собой замороженную кубышку с деньгами, выведенными из оборота бюджета Самарской обл.

За 17-летнюю историю существования АО «КРСО» стало похожим на финансовую дыру. Причем настолько перекаченную бюджетными деньгами, что к текущему моменту ситуация зашла в тупик. Эту корпорацию взять бы и ликвидировать. В этом случае главный риск ляжет на того, кто подпишется под таким решением. Объявить невозвратными более 5 млрд р. это все равно что добровольно подписать себе приговор на длительный тюремный срок.

Креативный регион

Наиболее капиталоемким и громким провалом КРСО стали бесплодные поиски инвестора на строительство Сергиевской птицефабрики. Реализацией этого проекта заинтересовались в 2011 г. при губернаторе Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимире Артякове. Заявлялось о планах КРСО получать от Сергиевской птицефабрики 50 тыс. т курятины ежегодно. Есть основания полагать, что вложения бюджетных средств КРСО в Сергиевскую птицефабрику могли быть инициированы под интересы группы компаний (ГК) «Русагро» Вадима Мошковича. В 2011 г. ключевым активом ГК «Русагро» в Самарской обл. стал Безенчукский маслоэкстракционный завод (БМЭЗ). Побочным продуктом переработки семян подсолнечника является шрот. После отжима масла в нем сохраняется небольшая доля жира в пределах 4% и большое количество растительного белка до 60%. По этой причине шрот семян подсолнечника считается идеальной кормовой базой для выращивания бройлеров (скороспелых пород мясных кур).

Владимир Артяков еще до того, как стать губернатором Самарской обл., был топ-менеджером госкорпорации «Ростех». В 2009 г. между лицами из ГК «Русагро» и госкорпорации «Ростех» могли возникнуть точки совпадения интересов (см. «Хронограф» №15 (585) от 23.05.16). В этом плане становится вполне логичным переход БЭМЗ по дисконтной цене в 50 млн р. при губернаторе Артякове Моковичу с одновременным началом наполнения КРСО бюджетными средствами для строительства Сергиевской птицефабрики. Если бы не внезапная отставка Артякова в мае 2012 г., то, вполне возможно, сегодня у Русагро помимо БМЭЗ имелся бы еще один аграрный мега-проект в виде Сергиевской птицефабрики. Тем более что Артяков был председателем совета директоров АО «КРСО» (см. «Хронограф» №26 (425) от 16.07.12).

Губернатор Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николай Меркушкин более явно и публично, чем его предшественник в лице Артякова, стал заигрывать с Вадимом Мошковичем. Меркушкин раскрутил маховик проекта Сергиевской птицефабрики до угрожающих параметров. При Меркушкине уже заявлялось, что к 2018 г. будущий птицекомплекс будет давать до 100 тыс. т продукции в год. Ради этого пришлось даже уничтожить весь действовавший на тот момент исправно работающий частный птицепром (см. «Хронограф» №7 (494) от 3.03.14). Однако найти желающих вложиться в сергиевский проект или получить кредитные средства от госкорпорации «Внешэкономбанк» КРСО так и не сумела. В результате Сергиевскую птицефабрику по команде Меркушкина принялись строить за бюджетные деньги Самарской обл., успев потратить около 4,7 млрд р. Для строительства птицефабрики в Сергиевском р-не было создано ООО «ЕвроБиоТех» (ЕБТ). КРСО принадлежит 100% в капитале ЕБТ. Размер уставного капитала ЕБТ составляет 3,53 млрд р. Это и есть те самые «финансовые вложения», отраженные в бухгалтерском балансе КРСО.

При губернаторе Самарской обл. (2017-2024 гг.) Дмитрии Азарове к 2018 г. работы на Сергиевской птицефабрике были остановлены. При этом заявлялось, что на достройку объекта требуется еще около 10 млрд р. В 2020 г. проект был законсервирован, т.к. попытки найти инвестора оказались тщетными (см. «Хронограф» №3 (696) от 4.02.19).

В период правления губернатора Самарской обл. Вячеслава Федорищева Вадим Мошкович попал под арест (см. «Хронограф» №12 (961) от 7.04.25). Заигрывать с ним теперь нет никакого резона. Тем не менее с КРСО Федорищеву что-то делать надо.

2 апреля т.г. на заседании правительства Самарской обл. новую функцию КРСО прокомментировал вице-губернатор Самарской обл. Антон Емельяненко. Именно он курирует инновационную деятельность и привлечение инвестиций в регион после ухода с поста министра экономического развития и инвестиций (2017-2025 гг.) Дмитрия Богданова. «Все это делается для оптимизации деятельности региональных институтов развития, которые были ранее созданы. Планируем сэкономить на фонде оплаты труда, определить организации, которые имеют двойственные функции. Мы выйдем с предложением об их реорганизации либо ликвидации», — пояснил Антон Емельяненко возникшую необходимость перевести функционал 15 фондов под КРСО. Сразу после этого началось планомерное наполнение этих фондов бюджетными деньгами.

9 апреля на очередном заседании правительства Самарской обл. врио министра экономического развития и инвестиций Самарской обл. Олег Майоров сообщил, что планируется выделение 11,5 млн р. НКО Фонд «Региональный центр развития предпринимательства Самарской обл.». Средства будут направлены «на повышение уровня Самарской обл. в общероссийском рейтинге креативных регионов». Также Олег Майоров сообщил, что из бюджета будет направлено 50 млн р. в АО Микрокредитная компания «Гарантийный фонд Самарской обл.» (ГФСО). По словам Олега Майорова, плановый показатель для ГФСО на текущий год — 550 млн р. Выделение средств будет проходить в рамках постановления правительства Самарской обл. от 9 апреля 2025 г. №182 «О внесении изменений в постановление правительства Самарской обл. от 27 марта 2024 г. №206 «Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской обл.».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.