Возвращение к традиционной схеме теплоснабжения города спровоцировало отдельных наблюдателей на спекулятивные заявления об угрозе банкротства МУП «ПО КХ г.Тольятти». В основе подобных предположений лежит уход от практики усреднения тарифов по городу в целом. При этом упускается из виду тот факт, что разница себестоимости вырабатываемой тепловой энергии и тарифа, по которому население оплачивает услуги, всегда была источником проблем в расчетах. Однако ситуация никогда не выходила из-под контроля. Есть все основания предполагать, что город и муниципальные предприятия удержат ее и в 2007г.
В первую очередь следует разделить долги перед МУП «ПО КХ г.Тольятти» двух предприятий — МУ «ДЭ, ЖКХ и С» и МП «ДЖКХ». Первое осуществляло, а второе сегодня осуществляет сбор платежей с населения. На сегодня МУ задолжало ПО КХ 132 млн.р. Это долг прошлых периодов, образовавшийся до 1 января 2007г. Примечательно, что ответственность по долгам муниципального учреждения несет бюджет. Таким образом, ПО КХ данная ситуация ничем не грозит. Ответственность за население города вынуждена будет взять на себя мэрия в полном объеме. В 2007г. начали формироваться долги МП. Основную часть их составляет разница между выставлением счетов по факту потребления и реальной платой, которую население вносит равномерно в течение всего года. Платежи населения составляют 1/12 в месяц общей суммы по году и не зависят от сезонного потребления энергии. Эти долги в соответствии с расчетным графиком по мере поступления платежей должны закрыться до начала следующего отопительного сезона. Гораздо серьезнее представляется проблема разницы между тарифом энергопоставляющей организации и платежами населения. Дело в том, что рост платежей за коммунальные услуги для населения регламентирован постановлением правительства Самарской обл. №123 от 29.09.06. Предельный рост индекса роста квартплаты в соответствии с этим документом в текущем году не должен превышать 18% от общего объема оплаты жилищно-коммунальных услуг 2006г. Именно исходя из этого мэрия Тольятти рекомендовала установить цену на тепловую энергию для населения в размере 504 р./Гкал. В то же время тарифы энергопоставляющих организаций устанавливаются УГРКЭ. |  | Для ПО КХ этот тариф составил 717р./Гкал. После утверждения тарифа предприятие уже не может ни повышать, ни понижать цену на тепло. Таким образом, возникает правовая коллизия. Мэрия не может усреднять тариф для всего города в целом. В то же время муниципальные власти не имеют права собирать плату с населения выше, чем это определено областным правительством. Превысить установленные 504р./Гкал департамент ЖКХ теоретически может, но только за счет поставщиков других ресурсов. В результате самое узкое место в коммунальных платежах было отдано двум муниципальным предприятиям. Сегодня разница между тарифами ничем не погашается. К концу года долг ДЖКХ перед ПО КХ должен составить 140 млн.р. В то же время существует договоренность между предприятиями не предпринимать действий о взыскании долга в судебном порядке до конца 2007г. Вряд ли такая ситуация была бы возможна, если бы на месте ПО КХ было акционерное общество. Вполне логичным представляется тезис, что разницу в тарифах, которую не может оплатить население, должен оплачивать бюджет. В ситуации, сложившейся в Тольятти, по логике вещей, ответственность должна нести область. Это обусловлено тем, что индексация квартплаты и размеры тарифов энергопоставляющих предприятий определяются областными органами власти. Сегодня МУП «ПО КХ» ведет работу с областным бюджетом по получению субсидий на возмещение расходов по оплате населением жилищно- коммунальных услуг. Если областной бюджет откажет в предоставлении субсидии, то первым под ударом оказывается МП «ДЖКХ». От того, пойдет ли область навстречу Тольятти, зависит, сможет ли город избежать энергетического коллапса. Не вполне убедительными выглядят доводы отдельных наблюдателей о том, что ПО КХ грозит разорение и продажа с молотка. Основным покупателем называется ОАО «ВоТГК» (ОАО «ТГК-7»). С точки зрения рентабельности производства ТГК должна интересовать только котельная №2, отапливающая центральную часть Комсомольского р-на и ОАО «АвтоВАЗагрегат». Однако в этом случае жители отдельно стоящих микрорайонов (см. «Хронограф» №25 (190) от 2.07.07) и управляющие компании, которые их обслуживают, попали бы в чрезвычайно сложное положение. Цена гигакалории при выводе второй котельной превысила бы 1тыс.р. Это определяет необходимость передачи всего энергетического комплекса. Расходы мелких котельных будут разнесены на всю ТГК. |  | Ситуация становится парадоксальной. После ухода от усредненного тарифа компенсировать недоплату жителей Комсомольского р-на Тольятти будет вся область. Логично предположить, что приобретение сетей Комсомольского р-на для ВоТГК является источником дополнительного повышения капитализации (см. «Хронограф» №12 (177) от 12.04.07). Однако основным объектом интереса в такой ситуации, бесспорно, является ОАО «ТЕВИС». В то же время нельзя списывать со счетов и ЗАО «КЭС-Холдинг», стремящееся консолидировать энергосбытовые компании. В любом случае бизнес-структурам придется намеренно идти на повышение себестоимости производимого тепла. Насколько они готовы к такому шагу, сказать сложно. Скорее всего, в ближайшем обозримом будущем ответственность за теплоснабжение Комсомольского р-на будут нести муниципалитет и область. Следовательно, сложившаяся конфигурация на коммунальном рынке Тольятти будет сохраняться. "Хронограф" будет следить за развитием событий Обсудить на форуме |