Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (946) | 2 декабря 2024г.
 

Федорищев напомнил о теплоходах

Сызранский речпорт вновь оказался генератором конфликта

Георгий Кизельгур

24 ноября в Самарской обл. закончилась навигация. За месяц до этого губернатор Самарской обл. Вячеслав ФЕДОРИЩЕВ (на фото) обозначил позицию по неоднократно анонсируемому, но до сих пор не реализованному заходу круизных теплоходов в г. о. Сызрань. Инициативы Федорищева могут помешать интересам Арарата НАЗАРЕТЯНА и Андраника ОВСЕПЯНА, контролирующих береговое укрепление и пассажирскую стенку. Также губернаторская инициатива может нанести удар по интересам семьи Василия ЯНИНА — первого постсоветского главы Сызрани (1992-2004 гг.), депутата Самарской губернской думы (СГД) I-V созывов (1994-2016 гг.). Возможно, совсем не случайно к бизнес-партнерам по причальной стенке вновь проявила внимание транспортная прокуратура г. Сызрани.

Почему «они не зашли»

Возобновление теплоходного круизного сообщения с Сызранью анонсировалось неоднократно. На деле же последние 10 лет оно в лучшем случае ограничивалось единичными фактами. Проблема так и перекочевала по наследству к Вячеславу Федорищеву. 31 октября Вячеслав Федорищев заявил: «Обещали, что будут они (теплоходы. – Прим. ред.) заходить в начале года. Не зашли. Почему? Плохо работали. Сейчас переосмысливаем. Со следующего года у нас будет гораздо серьезнее это направление развиваться — и вообще, и в Сызрани тоже». Инициативы Федорищева могут столкнуться в Сызрани с интересами Арарата Назаретяна и Андраника Овсепяна, контролирующих береговое укрепление и пассажирскую стенку сызранского речпорта, а также с интересами влиятельной семьи Василия Янина.

Важно напомнить, что в начале т. г. Арбитражный суд Самарской обл. привлек к ответственности Андраника Овсепяна за нарушения при эксплуатации гидротехнических сооружений. В Сызрани у него с 1 декабря 2020 г. находится в субсубаренде «пассажирская стенка, территория порта». За подобные нарушения в феврале был привлечен к ответственности его партнер Арарат Назаретян, субсубарендатор еще одного гидротехнического сооружения в сызранском порту. Стратегически важные объекты оказались в субсубаренде при содействии директора сызранского филиала АО «Самарский речной порт» (СРП) Виктора Янина (сына Василия Янина). Сложно найти в этой схеме какую-либо логику, кроме, возможно, коррупционной.

В ходе проверки переданной индивидуальному предпринимателю (ИП) Овсепяну в Сызрани «пассажирской стенки территории порта высотой 5,5 м, протяженностью 153,4 м» были выявлены нарушения технического регламента. Стоит отметить, что технический регламент применяется в т. ч. в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура. Техническая эксплуатация должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта регулирования при его взаимодействии с судами, при работе оборудования и транспорта, при складировании грузов.

Прокуратура установила, что в зоне пассажирской причальной стенки расположены кафе и детская площадка, что является дополнительной нагрузкой на причал. Выяснилось, что субсубарендатор Овсепян не проводил плановых обследований объекта. По всему протяжению причала отсутствуют отбойные устройства. На причальной стенке за шпаночным брусом имеется повреждение засыпки грунта в виде провалов и размытости. Прокуратура пришла к выводу: «Деятельность ИП Овсепяна, эксплуатирующего гидротехническое сооружение, не обеспечивает безопасную эксплуатацию судов на внутреннем водном транспорте, не гарантирует безопасности членов экипажей водных судов, создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц».

Частный причал пяти морей

9 ноября 2023 г. Сызранская транспортная прокуратура вынесла в отношении ИП Овсепяна постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. 21 ноября 2023 г. прокуратура направила заявление в Арбитражный суд Самарской обл. 27 ноября 2023 г. заявление было принято к производству. Делу был присвоен №А55-37950/2023.

18 января 2024 г. суд удовлетворил требование и. о. Сызранского транспортного прокурора Дениса Марданшина к ИП Овсепяну. Андраник Овсепян был привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов). Наказание было вынесено лишь в виде предупреждения. С трудом верится, что любителя кафе и ресторанов Овсепяна это могло напугать.

Инициированное прокуратурой судебное разбирательство вскрыло немало особенностей деятельности сызранского филиала АО «СРП». Особенно с учетом того, что еще одно гидротехническое сооружение на территории сызранского филиала АО «СРП» находится в субсубаренде у другого предпринимателя — Арарата Назаретяна. Это «береговое укрепление порта протяженностью 262,74 м». На нем прокуратура тоже выявила нарушения, и тоже не обошлось без обращения в Арбитражный суд Самарской обл. Дело субсубарендатора Назаретяна рассматривалось в самарском арбитраже под более ранним номером — А55-37949/2023 (см. «Хронограф» №10 (917) от 1.04.24).

Из материалов арбитражного дела субсубарендатора Овсепяна №А55-37950/2023 следует, что, согласно свидетельству о государственной регистрации от 26 апреля 2004 г., пассажирская причальная стенка является собственностью РФ. В соответствии с пятью договорами субаренды (от 5 сентября 2019 г., 5 августа 2020 г., 5 июля 2021 г., 5 июня 2022 г. и 19 апреля 2023 г.), заключенными между ООО «Аврора» (ИНН 5260404491) и АО «СРП» «в лице директора Сызранского речного порта Виктора Янина», сызранская пассажирская причальная стенка была передана СРП в субаренду. Информация о том, что право на аренду объектов АО «СРП» в Сызрани через областной центр выиграл предшественник ООО «Аврора» — нижегородское ЗАО «Аврора» (ИНН 5262282714) — была распространена еще в начале 2013 г.

На основании договоров вторичной субаренды (субсубаренды) (от 1 декабря 2020 г., от 5 июля 2021 г., от 5 июня 2022 г., от 5 мая 2023 г. (срок субсубаренды — по 4 апреля 2024 г.) пассажирская стенка сызранского порта была передана во временное пользование Овсепяну. Важно отметить, что даты этих договоров полностью совпадают с датами передачи т. н. берегового укрепления сызранского порта АО «СРП» Назаретяну. Причем все они были заключены директором сызранского филиала АО «СРП» Виктором Яниным. Нет сомнений, что Назаретян и Овсепян, договариваясь с Яниным, руководствовались далеко не сиюминутными идеями.

Линейная конструкция схемы двух попавших в сферу внимания транспортной прокуратуры случаев субсубаренды стратегически важной портовой инфраструктуры такова. Объекты береговой зоны находятся в федеральной государственной собственности. Для обеспечения транспортно-логистических функций они передаются в аренду лицам, имеющим соответствующий профиль деятельности. В случае с сызранским портом таковым является его головное юрлицо — АО «СРП». Тем не менее договор аренды госсобственности был заключен с нижегородским ЗАО «Аврора». Затем АО «СРП» стало субарендатором объектов, которыми оно пользовалось еще со времен СССР.

Далее уже сызранский речпорт в формате филиала АО «СРП» передал их в субсубаренду предприимчивым Назаретяну и Овсепяну. Логично возникает вопрос: зачем в этой схеме «Аврора» и Назаретян с Овсепяном? Они же не ведут деятельность по приему, швартовке и обслуживанию прибывающих в Сызрань судов? Здравый смысл подсказывает, что любое посредничество крадет ресурсы у прямого собственника. В данной ситуации прямым собственником является государство. Лицо, наделенное властными полномочиями, не должно создавать условия для обкрадывания государства. Иначе сформируется почва для коррупционных отношений. Четкое определение этому явлению дано в пп. «а», п. 1, ст. 1 ФЗ №273 «О противодействии коррупции».

Арарат Назаретян и Андраник Овсепян имеют в Сызрани разноплановый бизнес. При этом следует понимать, что Сызрань — это транспортные ворота не только самарского региона. Наличие здесь перевалочной базы с водного на наземные виды транспорта позволяло бенефициарам этих процессов успешно развивать экспансию своих строительных проектов в регионы, находящиеся чуть западнее Самарской обл. и не имеющие дешевых водных путей доставки таких грузов, как песок, щебень и т. п.

Пассажирская стенка сызранского порта также имеет все признаки объекта, имеющего большую стратегическую важность. Столицу СССР г. Москву, находящуюся от р. Волги значительно дальше, чем Сызрань, в 1952 г., сразу после начала прохождения по Волго-Донскому каналу судов, стали называть портом пяти морей (Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное). Хотя то же самое можно было сказать обо всех остальных городах, имевших соответствующие гидротехнические сооружения в рамках каскада гидросооружений, соединивших к тому моменту пять морей возможностью судоходства через речную сеть европейской части страны. В итоге при личном участии Янина стратегически важная для государства инфраструктура сызранского «причала пяти морей» оказалась в полном распоряжении Андраника Овсепяна и Арарата Назаретяна (см. «Хронограф» №14 (921) от 2.05.24).

В ожидании санкций

Нужно учитывать, что связка «Назаретян — Овсепян» уже давно закрепилась в Самарской обл. По сути, она способна расширять свои возможности и дальше. Безусловно, что-то будет зависеть от того, были ли продлены в 2024 г. договоры субсубаренды с АО «СРП». Сроки договоров Арарата Назаретяна и Андраника Овсепяна на субсубаренду истекали в апреле 2024 г. Хотя это является отнюдь не главным. Тем более что, скорее всего, они были продлены. По крайней мере, вряд ли можно чем-то иным объяснить новые претензии к ИП со стороны транспортной прокуратуры. Видимо, назначенный 10 ноября 2022 г. генеральный директор АО «СРП» генерал-майор внутренней службы в резерве Олег Симченков продолжил дело, начатое Виктором Яниным (см. «Хронограф» №18 (925) от 10.06.24).

Между тем тучи над Яниным и его партнерами явно сгущаются. Синхронно с заявлением Федорищева Денис Марданшин в октябре т. г. вышел в арбитражный суд с исками к Овсепяну и Назаретяну. 26 ноября в рамках дела №А55-35390/2024 суд удовлетворил требования Марданшина и привлек Овсепяна к административной ответственности по той же, что и ранее, ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. 3 декабря должно состояться заседание по привлечению к ответственности Назаретяна в рамках дела №А55-35391/2024. Не исключено, что на этот раз санкции к Овсепяну и Назаретяну будут суровее. Если, конечно, у них не найдется возможностей вновь минимизировать их.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.