Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (943) | 11 ноября 2024г.
 

«Автобан» выходит на шоссе

Компания из Подмосковья исправит ошибки «Самаратрансстроя»

Татьяна Федорова

2 ноября министерство транспорта и автомобильных дорог (минтранс) Самарской обл. заключило с АО ДСК «Автобан» (Московская обл.) госконтракт на сумму 1,21 млрд р. За эти деньги планируется отремонтировать в г.о. Самара Московское ш. Владелец АО ДСК «Автобан» Алексей АНДРЕЕВ (на фото) после строительства мостового перехода через р. Волгу западнее г.о. Тольятти продолжит осваивать строительно-дорожный рынок Самарской обл. В свою очередь, 19 ноября в Арбитражном суде Самарской обл. минтранс продолжит добиваться гарантийного ремонта Московского ш. от прежнего подрядчика в лице местного ООО «Самаратрансстрой» (СТС).

Нет времени ждать

1 октября в Единой информационной системе в сфере закупок были опубликованы условия открытого конкурса в электронной форме №0142200001324022559, связанного с ремонтом центральной дороги в Самаре. Объект закупки «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. Московское ш. (от ул. Мичурина до а/д — подъезда к г. Самаре от М-5 «Урал»), расположенной в г.о. Самара, на участке от пр-та Кирова до а/д — подъезда к г. Самаре от М-5 «Урал»». Заявки принимались до 17 октября. Документы поступили от трех претендентов. В результате контракт по начальной цене 1,21 млрд р. был заключен с АО «ДСК «Автобан».

На своей странице в соцсети «ВКонтакте» АО «ДСК «Автобан» 5 ноября разместило следующую информацию: «Всего в рамках работ предстоит заменить покрытие на общей площади до 400 тыс. кв. м. Также в ходе производства работ предстоит заменить покрытие из литого асфальтобетона на трамвайных путях. Данная магистраль является «окном» в город и используется ежедневно тысячами автомобилистов. Приведение ее в надлежащее состояние с минимизацией неудобств для текущих пользователей — основная задача, с которой предстоит справиться специалистам холдинга «Автобан», — отметил главный инженер ПК «ЦКАД» Юрий Бугаков» (https://vk.com/ dskavtoban ?ysclid= m35bdstpi 2595723650). Все работы должны быть сделаны до 1 сентября 2025 г.

Необходимость ремонта Московского ш. в своем телеграм-канале 3 октября 2024 г. прокомментировал председатель правительства Самарской обл. Михаил Смирнов: «О ситуации с ремонтом Московского ш. Сегодня многие спрашивают: почему мы начинаем ремонт, не дожидаясь окончания судов с прежним подрядчиком? Отвечу прямо: потому что время бесконечных ожиданий закончилось. Надо принимать решения. Московское ш. — важнейшая магистраль Самары — уже который год находится в неприемлемом состоянии. При интенсивности движения свыше 80 тыс. автомобилей в сутки ремонт требуется каждые пять лет, даже безотносительно гарантийных случаев, но этого не делалось. Пресловутая колея стала интернет-мемом» (https://t.me/mikhail_smirnov82/246). Тем не менее у стремления руководства Самарской обл. поскорее приступить к освоению средств может иметься и куда более важная причина. Если не начать осваивать деньги уже в этом году, то в следующем денег может не оказаться.

Колейность доверили судам

В 2015 г. госконтракт на «Выполнение работ по реконструкции Московского ш. на участке от пр-та Кирова до АЗС №115 «Роснефть» г.о. Самара, обеспечивающего подъезд к стадиону» стоимостью 6,633 млрд р. достался ООО «СТС». Заказ был разыгран на торгах. Конкурсная комиссия приняла к рассмотрению две заявки. ООО «СТС» готово было выполнить работы за 6,6 млрд р. Также на конкурс заявилось АО «Салини Импреджило С.п.А» (Италия) (см. «Хронограф» №29 (557) от 21.09.15).

В 2022 г. минтранс подал иск в Арбитражный суд Самарской обл. к ООО «СТС» о понуждении в течение 30 дн. с момента вступления решения суда устранить недостатки выполненных работ по государственному контракту от 5 октября 2015 г. №80-1/50/15 на выполнение работ по реконструкции Московского ш. Истец требовал безвозмездно устранить колейность на проезжей части автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. Московское ш. (от ул. Мичурина до а/д — подъезда к г. Самаре от М-5 «Урал») на участке от пр-та Кирова до АЗС №115 «Роснефть». Также минтранс добивался взыскать с ответчика денежную компенсацию в размере 100 тыс. р. за каждый день просрочки до момента фактического исполнения судебного акта. К участию в качестве третьих лиц в процесс были привлечены прокуратура Самарской обл. и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской обл. Эдуард Харченко. Дело в первой инстанции рассматривалось под №А55-9511/2022. Решением от 7 февраля 2024 г. требования минстроя были удовлетворены. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2024 г. жалоба ООО «СТС» оставлена без удовлетворения. ООО «СТС» обратилось в кассационную инстанцию Арбитражного суда Поволжского округа. 24 июля 2024 г. постановлением кассации дело было направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию. На данный момент минтранс продолжает попытки заставить ООО «СТС» устранить недостатки в работе.

В материалах затянувшегося дела №А55-9511/2022 указывается: «Судами проигнорированы выводы эксперта о том, что качество выполненных ответчиком работ и используемые в ходе их выполнения материалы соответствуют условиям заключенного сторонами договора и ГОСТ, а причиной образовавшейся колейности послужила интенсивность транспортного движения на спорном участке автомобильной дороги и носит эксплуатационный характер». 19 ноября в Арбитражном суде Самарской обл. состоится предварительное заседание по данному делу. Не исключено, что в ходе процесса будет назначена новая экспертиза. Пока идут судебные разбирательства, все гарантийные сроки могут закончиться.

Осваивают рынок

Победа в открытом конкурсе именно АО «ДСК «Автобан» мало кого удивила. АО «ДСК «Автобан» входит в ГК «Автобан», которая работает на строительном рынке России уже более 50 лет. С ноября 2011 г. генеральным директором АО «ДСК «Автобан» числится депутат думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры VI созыва (2016-2021 гг.) Алексей Андреев. Он же является одним из ключевых владельцев компании. Согласно официальному сайту, ГК «Автобан» входит в топ-3 крупнейших дорожно-строительных холдингов РФ. На этом же ресурсе сообщается: «Имеется успешный опыт проведения переговоров с федеральными органами власти в части получения государственной поддержки (ЦКАД-3, ЦКАД-4, проект в Респ. Коми, проект в Самарской обл. (обход г. Тольятти). Позитивный опыт сотрудничества с ведущими банками РФ, заключение кредитных соглашений на сумму более 110 млрд р.» (https://www.avtoban.ru/projects/gchp/).

Холдинг «Автобан» основательно закрепился в Самарской обл. с началом строительства мостового перехода через Волгу с обходом Тольятти. Концессионером проекта стало Хозяйственное партнерство (ХП) «Концессионная компания (КК) «Обход Тольятти», специально созданное под реализацию данного проекта.

По сведениям ЕГРЮЛ, учредителями ХП «КК «Обход Тольятти» выступали Александр Афанасьев (он же генеральный директор ХП), ООО «Социальная инфраструктура-2», АО «ДСК «Автобан», ООО «Инфракап», ООО «Автодор — платные дороги». На дату заключения концессионного соглашения осенью 2019 г. на строительство моста через Волгу с подъездными путями закладывалось 120,8 млрд р. Впоследствии ХП «КК «Обход Тольятти» было ликвидировано. Правопреемником хозпартнерства объявлено образованное в июне 2021 г. АО «Концессионная компания «Обход Тольятти» (см. «Хронограф» №35 (816) от 25.10.21). Т.к. пресс-релиз о новом юрлице был опубликован на сайте ДСК «Автобан», создается впечатление, что контроль над АО «КК «Обход Тольятти» отошел бенефициарам холдинга «Автобан».

Параллельно со строительством мостового перехода АО «ДСК «Автобан» стало постепенно входить в строительно-дорожную сферу Самарской обл., составляя конкуренцию ООО «СТС». Так, 30 сентября 2021 г. АО «ДСК «Автобан» взяло контракт на строительство дороги в г.о. Кинель начальной ценой 1,08 млрд р. всего за 7 км межмуниципальной трассы. Было подано две заявки — от ООО «СТС» и АО «ДСК «Автобан». Обе компании были готовы выполнить работы по начальной цене. В результате рассмотрения заявок победителем было признано АО «ДСК «Автобан». Конкурсная комиссия посчитала, что компания из Подмосковья сумеет лучше справиться с госзаказом (см. «Хронограф» №23 (888) от 10.07.23).

8 сентября 2023 г. был заключен контракт между администрацией г.о. Тольятти и ООО «Автодоринжиниринг» на ремонт городских дорог ценой более 721 млн р. Изменения, произошедшие перед этим в руководстве «Автодоринжиниринга», позволяют говорить, что на тот момент данное юрлицо функционировало в интересах холдинга «Автобан». С 21 декабря 2022 г. должность генерального директора ООО «Автодоринжиниринг» перешла к Александру Зогину, что отражено в выписке из ЕГРЮЛ. Не представляет труда отыскать информацию, что человек с аналогичными ФИО работал главным инженером ООО «СУ-905». Учредителем ООО «СУ-905» является АО «Ханты-Мансийскдорстрой». До апреля 2020 г. роль управляющей организации ООО «СУ-905» исполняло АО «ДСК «Автобан». Фактически, ООО «СУ-905» является частью холдинга «Автобан». Как видно, «Автобан» миллиардера Андреева решил осесть в регионе (а заодно и в Тольятти) надолго, отодвинув от бюджетной кормушки местное бизнес-сообщество (см. «Хронограф» №29 (894) от 18.09.23). На данный момент в портфеле АО «ДСК «Автобан» 695 государственных контрактов на сумму 200,09 млрд р. В 2023 г. организация получила выручку в сумме 160 млрд р. Это на 18,2 млрд р. больше, чем годом ранее. Прибыль общества составила 5,5 млрд р.

Комментарии

Михаил СМИРНОВ, председатель правительства Самарской обл.

- Довольно долго по этому вопросу все сводилось к одному — ждать. Ждать решения судов, ждать, когда подрядчик выполнит гарантийные обязательства, ждать, пока дорога разрушится все сильнее. А жители тем временем продолжали ездить по разбитой магистрали. Мы этот порочный круг разрываем. Правило «ждать» отменяем. Одновременно продолжаем судиться с прежним подрядчиком и взыскивать стоимость гарантийного ремонта. Принципиально важно, что непосредственно устранение колейности в рамках нового контракта составляет лишь седьмую часть от общего объема и стоимости капитального ремонта. Речь идет о полноценном ремонте 9 км восьмиполосной магистрали с дублером. Работы запланированы на 2024-2025 г. Наиболее сложные для автомобилистов участки постараемся выполнить в текущем году. Мы не можем продолжать годами ждать. Моя позиция однозначна: время «делать как привыкли» закончилось. Будем действовать.