Внедрение в производство современных технологий, переоснащение предприятий обнажило серьезную проблему — кадровую. Промышленность в целом, и автомобильная в частности, сегодня испытывает острый дефицит как инженерно-технических кадров, так и квалифицированных рабочих. Взаимосвязь кадры — качество особенно ощутима для небольших предприятий. О том, как в современных условиях ОАО «Завод Автомобильных Компонентов» решает кадровые вопросы и параллельно выводит производство на новый качественный уровень, корреспонденту «Хронографа» рассказал генеральный директор Валерий ЧИНДИН.
- Валерий Николаевич, в чем, по-вашему, причина кадровых проблем и как ее можно решить ? - Думаю, причины две: демографические условия и отсутствие государственной политики в этом вопросе. Вспомните, еще лет 20 назад государство брало на себя обязанности по профессиональной ориентации, обучению подрастающего поколения, у нас были профессионально-технические училища, которые готовили кадры по многим рабочим специальностям. Но лет 10-15 назад эта политика была свернута, стало не до этого. И коммерческие образовательные структуры начали пачками выпускать юристов, экономистов, бухгалтеров и т.д. В итоге мы пришли к дисбалансу на рынке труда, к тому, что одна из самых распространенных раньше профессий -электрогазосварщик — сегодня просто редкость! Их перестали готовить. Сегодня квалифицированные рабочие базовых специальностей -станочники, инструментальщики — в дефиците. В период экономического кризиса произошла деквалификация специалистов: одни от безысходности занялись торговлей, потеряли профессию, а у оставшихся -предпенсионный возраст. Кроме того, рабочие специальности стали непрестижными. Причин тому несколько: развал экономики, спад производства, отсутствие государственной политики в профориентации. Но общество по-прежнему кормят люди рабочих специальностей. В итоге демографические проблемы, смена строя, экономические преобразования привели к тому, что кадровая проблема сегодня встала перед нами в полный рост. Трудно сейчас найти хорошего специалиста рабочей специальности. Гастарбайтеры с лопатами проблему не решат. В итоге отечественный автопром оказался в незавидном положении. Да и западные автопроизводители пришли к нам не с передовыми технологиями, они пришли с «отверточным» производством. |  | - Как ОАО "ЗАК" в сложившейся ситуации обеспечивает необходимый уровень функционирования производства ? - В идеале для решения кадровой проблемы необходимо сбалансировать взаимодействие государства и бизнеса. В части подготовки кадров рабочих и инженерных специальностей, повышения престижа рабочих специальностей необходима поддержка государства. А бизнес со своей стороны должен обеспечить отвечающие времени условия труда, уровень зарплаты, возможность углубленного освоения профессии. Специфика производства металлоконструкции в наших условиях часто связана с отсутствием пакета заказов на длительный период, поэтому возникает необходимость в сжатые сроки резко увеличивать объемы производства. Естественно, содержать значительный штат сотрудников «на всякий случай» невозможно. И мы пошли другим путем. Мы приглашаем квалифицированных работников с других предприятий на договорной основе для решения задачи увеличенного объема. С одной стороны, это позволяет сократить затраты на производство, а с другой — предоставлять возможность дополнительного заработка. Вторая часть нашей деятельности — прессовое производство, где мы систематически занимаемся вопросами повышения квалификации кадров и внедрением на заводе систем менеджмента качества. Сегодня ОАО «ЗАК» находится на стадии аттестации систем качества ИССО, без которых современные предприятия просто не могут работать. - Валерий Николаевич, очевидно, что работа по мировым стандартам требует и модернизации производства, что опять-таки требует квалифицированных специалистов, способных работать на современном оборудовании. Как ваше предприятие совмещает данные процессы? |  | - Переоснащение производства -достаточно трудный путь. Еще 2-3 года назад у нас было сварочное оборудование, разработанное в 90-х годах. Применяемое, но уже устаревшее. В течение года — полутора лет мы переоснастили предприятие. Сегодня у нас есть не только современное сварочное оборудование, но и его наладчики. Запущены в эксплуатацию новые станки для изготовления металлоконструкций, новое прессовое оборудование. Сейчас мы закладываем фундамент для монтажа следующего пресса. Пусть переоборудование идет не так быстро, как хотелось бы, но идет. Естественно, для обслуживания нового, технически сложного оборудования мы привлекаем соответствующих специалистов, не только мотивируя их материально, но и создавая цивилизованные условия труда. Мы уделяем большое внимание культуре производства. Казалось бы, ерунда — убрать территорию, разбить газон, поставить остановочный павильон. Но человек уже видит, что на работу идет, а не в сарай какой-то. И ему не стыдно сказать, где работает... Что касается инженерно-технических работников, то сегодня на предприятии созданы все условия для улучшения квалификации, применения современных методов подготовки производства. Наши специалисты сегодня могут самостоятельно с применением новых программных продуктов производить конструирование таких сложных изделий, как штамповал оснастка. Конструкторы и технологи по производству металлоконструкций имеют положительные отзывы по качеству выполненных ими работ от потребителей. Изучение передового опыта, посещение тематических выставок, применение современных методов проектирования и подготовки производства позволяет нашим специалистам поддерживать и улучшать свой квалификационный уровень. Измерить эти изменения в цифрах сложно, но за последний год сложность нашей продукции значительно возросла, расширилась номенклатура, улучшилось качество. Да дело и не в цифрах, а в том, что возможность предприятия решать более сложные технические задачи растет, а значит, комплекс проводимых нами мероприятий оказался ненапрасным. Обсудить на форуме |