29 мая на фондовой бирже ММВБ начнется размещение четвертого облигационного займа ОАО «АВТОВАЗ». АВТОВАЗ планирует привлечь 5 млрд. р. сроком на 7 лет. Этот заем станет самым долгосрочным за всю историю заимствований не только для АВТОВАЗа. Ни одному из российских предприятий машиностроительной отрасли еще не удавалось разместить столь долгосрочный облигационный заем. Впервые в качестве соорганизатора выпуска облигаций выступит ЗАО «Новикомбанк» — банк, дружественный ФГУП «Рособоронэкспорт».
После того как начавшееся 29 мая размещение облигаций завершится, АВТОВАЗ станет не только обладателем самого долгосрочного займа среди российских предприятий машиностроительной отрасли. АВТОВАЗ станет обладателем самой богатой кредитной истории. Нынешнее размещение облигаций для тольяттинского автозавода будет уже четвертым. Помимо этого, АВТОВАЗ имеет положительный опыт двукратного размещения кредитных нот (CLN) на европейских рынках. Решение о выпуске облигаций четвертой серии было принято советом директоров в начале апреля. 3 мая проспект эмиссии был зарегистрирован ФСФР. 23 мая была завершена работа по формированию синдиката по размещению. Этой работой занималось ОАО «Банк ВТБ», давний финансовый партнер АВТОВАЗа. В состав участников синдиката в качестве соандер-райтеров по размещению выпуска вошли: АБСОЛЮТ БАНК, АК БАРС Банк, Газпромбанк, Глобэксбанк, Еврофинанс, Моснарбанк, ИГ КапиталЪ, Кредит Свис, МБРР, Международный Московский Банк, НОМОС-БАНК, БК РЕГИОН, Банк Российский Кредит, Связьбанк и Банк СОЮЗ. Впервые в качестве соорганизатора выступит ЗАО «Новикомбанк». По ряду признаков этот банк считается дружественной структурой ФГУП «Рособоронэкспорт». В совете директоров банка состоит Юрий Артяков, родной брат президента ООО «Группа АВТОВАЗ» Владимира Артякова. Также стоит отметить, что ВТБ выступит в качестве агента АВТОВАЗа по выкупу облигаций с рынка по истечении срока их обращения. Срок обращения облигаций составляет 2 548 дней (7 лет), объем — 5 млрд. р. ($192 млн.). Условиями выпуска облигаций предусмотрен пут-опцион эмитента сроком 2 года с даты начала размещения по цене 100% от номинала. |  | По облигациям предусмотрена выплата полугодовых купонов. Ставки первого -четвертого купонов равны и будут определяться на конкурсе при размещении облигаций, ставки остальных купонов будут определены эмитентом дополнительно. Организатором и андеррайтером выпуска облигаций является ВТБ, депозитарий и платежный агент выпуска — НДЦ. Представители ВТБ прогнозируют доходность к 2-летней оферте при размещении облигаций на уровне 8,16-8,42% годовых, что соответствует ставке 1-го купона в размере 8,00 — 8,25% годовых. Если этот прогноз сбудется, то для АВТОВАЗа этот заем окажется более выгодным, чем все предыдущие размещения на российском рынке. Причем не только по сроку, но главным образом по уровню процентных выплат по купонам. Так, например, при размещении облигаций серии-03 ставка по 1-2 купону была установлена на уровне 9,7% годовых. Между тем участники рынка не склонны разделять оптимизм ВТБ по поводу уровня доходности облигаций серии-04. «Насколько это размещение будет удачным, вопрос открытый. Поскольку в данном случае заявлен более продолжительный срок, возможно, что размещение облигаций будет осуществлено с более высокой доходностью, чем это было раньше», -отметил аналитик ИК «ФИНАМ» по отрасли "Машиностроение" Константин Романов. Немного осторожнее, хотя примерно в том же русле, охарактеризовал перспективы предстоящего размещения АВТОВАЗа аналитик ОАО «Банк Москвы» Михаил Лямин: «Прогнозировать уровень доходности предстоящего размещения АВТОВАЗа сейчас сложно, т. к. в прошлом году АВТОВАЗ перестал публиковать отчетность по МСФО. Отчетность по международным стандартам более полно отражает деятельность группы. Конечно, с одной стороны, это негативный момент, но с другой — критичной ситуации пока на заводе не наблюдается. Поэтому я думаю, что к АВТОВАЗу в данном случае будет применимо правило, что каждый последующий заем более привлекателен для эмитента. Если, конечно, не происходит ухудшение состояния долга». |  | Что касается состояния АВТОВАЗа в качестве заемщика, то, по мнению аналитика ИК «ФИНАМ», у автозавода имеется еще достаточно большой потенциал для осуществления новых заимствований. «В принципе, соотношение долга и собственного капитала в настоящий момент у АВТОВАЗа пока еще далеко от критических уровней. Поэтому компания может продолжать занимать средства без каких-то серьезных проблем», — отметил Константин Романов. Он также склонен считать, что привлеченные средства могут быть использованы АВТОВАЗом в рамках новых инвестиционных проектов: «Я предполагаю, что эти деньги привлекаются в целях инвестирования в совместный проект с Magna. Это долгосрочный заем. Обычно цель таких займов заключается в инвестировании в основные средства». Михаил Лямин придерживается несколько иного мнения насчет использования средств: «Я думаю, что для сделки с Magna этого будет маловато. Скорее всего, средства будут направлены на пополнение оборотных средств. Для компаний, которые уже имеют опыт работы на рынке долговых обязательств, это обычная практика. Тем более что у АВТОВАЗа в течение осени-зимы были сложности со сбытом готовой продукции. Я также не исключаю, что привлеченные средства могут быть направлены на погашение предыдущих займов». Более категоричным в оценке перспектив использования средств от предстоящего займа был управляющий директор AG Asset Management Александр Агибалов: «На фоне объема кредита, который собирается предоставить АВТОВАЗу Reiffeisen Zentralbank, объем четвертого облигационного займа выглядит уже не столь впечатляюще». Соглашение о предоставлении АВТОВАЗу кредитной линии состоялось 25 мая в рамках российско-австрийского бизнес-форума в Вене. Объем кредитной линии Reiffeisen Zentralbank Osterreich AG для АВТОВАЗа составит $500 млн. (13 млрд. р.) «Средства пойдут на финансирование текущих проектов компании, в том числе и на модернизацию производства», — сообщил по этому поводу пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ». Причем первый транш в размере $250 млн. будет перечислен не позднее 31 июля 2007 г. "Хронограф" будет следить за развитием событий. Обсудить на форуме |