В местных отделениях партий «Единая Россия» (ЕР) и «Справедливая Россия» активизировались процессы, связанные с партстроительством (см. «Хронограф» №19 (184) от 21.03.07). Причина — предстоящие выборы в Госдуму, которые пройдут на основе нового законодательства. Одномандатных округов больше не будет. Однако взамен региональные по-литэлиты получили возможность самостоятельно определять границы избирательных территорий, а также формировать сразу несколько партсписков в пределах своего субъекта федерации. Анализ нового закона дает основание для предположений, что наибольший выигрыш на предстоящих выборах в Госдуму получат политтехнологи, специализирующиеся на многомерной оптимизации.
Для альтруистовНовый федеральный закон «О выборах депутатов ГД ФС РФ» №51-ФЗ вступил в действие в мае 2005 г., примерно через полтора года с момента начала полномочий действующего состава Госдумы. Наиболее резонансной особенностью этого закона должна была стать ликвидация 225 одномандатных мажоритарных избирательных округов с соответствующим увеличением количества депутатских мандатов федерального избирательного округа — в 2 раза, т. е. до 450 мандатов. Под каким нажимом пошли на введение этой нормынынешние депутаты Госдумы, половина из которых была избрана в 2003 г. по одномандатным округам, остается только догадываться. К примеру, побеждавший в последних двух выборах 1999 и 2003 гг. по Тольяттинскому одномандатному округу Анатолий Иванов (на фото) теперь фактически потерял возможность утроить свой успех. «Я осознанно пожертвовал личными интересами ради общественного блага, ради развития партийной системы», — заявил корреспонденту «Хронографа» Иванов. Чтобы вновь стать депутатом, ему придется примкнуть к федеральному списку той или иной партии, которая примет участие в предстоящих выборах. Иванов сообщил, что «готов пойти по спискам любой партии, но сам себя чувствует левым социалистом». Стоит отметить, что новый закон позволяет партиям включать до 50% беспартийных в свой федеральный список кандидатов. Второй яркой отличительной особенностью этого закона является обязанность участвующих в выборах партий разбивать свои федеральные списки кандидатов на 100 и более региональных групп, при этом в общефедеральную (титульную) часть федерального списка кандидатов может быть включено не более 3-х кандидатов, в роли которых обычно выступают так называемые «паровозы». Хотя общефедеральной части по решению съезда партии может и не быть вообще. |  | Для псевдолидеровПринципиальной новизной закона является то, что при образовании региональных групп кандидатов партия сама принимает решение о территориальном делении. На территории, которой соответствует региональная группа кандидатов, должно быть зарегистрировано от 650 тыс. до 3 млн. избирателей. При этом ЦИК РФ определяет лишь границы территорий, которым могут (должны) соответствовать региональные группы кандидатов. Что касается Самарской обл. (на ее территории зарегистрировано около 2,4 млн. избирателей. -Прим. авт.), то для местных политиков это дает дополнительный шанс на первое место в списке. По той простой причине, что каждая партия сможет зарегистрировать в пределах Самарской обл. до трех групп кандидатов. При этом закон определяет, что город с количеством избирателей (не путать с количеством жителей. — Прим. ред.) от 300 000 до 650 000, коим и является Тольятти, не может быть разнесен в состав нескольких избирательных территорий субъекта РФ. Таким образом, ЦИК РФ будет вынуждена зарегистрировать тольяттинскую избирательную территорию, с учетом близлежащих сельских поселений, в составе порядка 800 000 избирателей. Помимо этого, партиям предоставляется возможность самим определять границы своих будущих избирательных территорий, т.е. появляется возможность объединять нарезанные ЦИКом территории. Между тем нужно понимать, что избиратель, голосуя за ту или иную партию, будут таким образом голосовать и за свой региональный мини-список. Однако закон не устанавливает никаких ограничений, касающихся ценза оседлости кандидатов, включенных в региональные группы. Нельзя исключать, что федеральные руководящие органы политических партий будут выносить на голосование делегатам съездов своих партий такие составы региональных групп кандидатов, в которых на проходных местах окажутся преимущественно лица, проживающие в пределах Садового кольца и Рублевки. При этом 7-процентный барьер прохождения в Думу сохраняется. |  | Для многомерных оптимизаторовПосле определения партий-победителей и количества депутатских мандатов начнется процедура распределения выигранных мандатов внутри победивших федеральных списков. Первыми мандаты получат кандидаты, состоящие в общефедеральном (титульном) списке (не более 3 чел. — Прим . ред.) Затем очередь дойдет до региональных групп. И вот тут очевидное преимущество получат региональные группы, которым соответствуют территории с наибольшим количеством избирателей. Получив не самый лучший процент на данной территории, но за счет общего количества полученных голосов региональная группа кандидатов от «большой» территории будет иметь несомненное преимущество. Таким образом, руководство региональных партячеек, просчитывая ситуацию, сможет заранее создавать региональных фаворитов, ущемляя при этом активистов прочих объединяемых территорий при создании «большой» территории. Резюмируя вышесказанное, предстоящий думский выборный преферанс представляет большое пространство для маневра политическим математикам, специализирующимся, подобно Борису Березовскому, на многомерной оптимизации. Учитывая складывающиеся в настоящее время рейтинговые показатели основных политических партий, можно достаточно смело предположить, что лишь у ЕР вторые номера в региональных группах кандидатов окажутся с высокой вероятностью проходными. У КПРФ, по-видимому, козырными окажутся все первые номера. Региональным спискам других победивших политических партий придется, по всей видимости, бороться друг с другом во внутривидовом капсоревновании за завоевание большего количества голосов избирателей лишь с тем, чтобы повысить вероятность делегирования своего первого номера в Госдуму. Стоит добавить, что ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» устанавливает предельно минимальную явку избирателей в размере 25 % ОТ количества всех избирателей. Но при этом закон также устанавливает, что если более 40% бюллетеней, обнаруженных в урнах для голосования, окажутся недействительными, то выборы будут признаны несостоявшимися. Это дает шанс лидерам несистемной оппозиции начать собственную президентскую кампанию уже во время выборов депутатов Госдумы V созыва, призвав избирателей перечеркивать бюллетени. Обсудить на форуме |