10 января АО «Авиакор — авиационный завод» («Авиакор») обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с требованием к судебным приставам приостановить исполнительное производство о взыскании 511 млн р. В требовании заявлено, что правительство РФ якобы собирается реструктурировать задолженность перед Министерством обороны (МО) РФ. История долга уходит к неисполненному контракту на поставку самолетов Ан-140. Российские суды отклонили версию завода о том, что контракт был сорван из-за санкций со стороны и.о. президента Украины (23 февраля — 7 июня 2014 г.) Александра ТУРЧИНОВА.
«Авиакор» обратился в арбитраж с просьбой приостановить исполнительное производство №21076/20/63045-ИП от 11 июня 2020 г., которое было возбуждено судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской обл. Завод якобы ожидает издания акта правительства РФ о реструктуризации задолженности перед МО РФ (дело МА55-38620/2021). В базе данных Федеральной службы судебных приставов указано, что вышеназванное исполнительное производство было возбуждено на основе исполнительного листа от 28 декабря 2018 г., выданного Арбитражным судом г. Москвы. Непогашенная задолженность самарского «Авиакора» составляет 511 млн р., исполнительский сбор превышает 69 млн р. | | В материалах московского арбитража раскрыты подробности, проливающие свет на историю возникновения задолженности самарского завода перед Минобороны (дело №А40-22032/18-34-115). Согласно материалам дела, И мая 2011 г. между МО РФ и «Авиакором» был заключен госконтракт, по условиям которого завод обязался изготовить и поставить заказчику 9 самолетов АН-140 за 5,376 млрд р. Срок исполнения обязательств по контракту — 25 ноября 2013 г. Однако «Авиакор» смог поставить только 4 самолета на общую сумму 2,319 млрд р. При этом министерство перечислило поставщику 4,533 млрд р. Поэтому 6 февраля 2018 г. Минобороны обратилось в московский арбитраж с иском о расторжении госконтракта и взыскании долга. Как следует из материалов московского арбитража, самарский авиазавод пытался оправдать срыв контракта форс-мажором, связанным с ситуацией на Украине. Известно, что «Авиакор» находился в зависимости от поставок комплектующих с Украины. Позиция предприятия изложена следующим образом: «Надлежащее исполнение обязательств по своевременной поставке товара с 15 марта 2014 г. оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, выразившееся введением Украиной и Европейским Союзом в отношении России санкций. | | Датой возникновения обстоятельства непреодолимой силы является 15 марта 2014 г. — дата издания и.о. президента Украины указа №302-8Т/2014». Однако, как установил суд, и.о. президента Украины Александр Турчинов тут якобы ни при чем. «К моменту возникновения обстоятельств непреодолимой силы (15 марта 2014 г.) срок исполнения обязательства по государственному контракту уже истек (25 ноября 2013 г.)», — сказано в решении суда от 14 сентября 2018 г. Суд расторг контракт и наложил взыскание на завод в размере 2,214 млрд р. Позднее суды апелляционной (7 декабря 2018 г.) и кассационной инстанции (22 марта 2019 г.) оставили в силе решение суда первой инстанции. Версия о вине украинских санкций проникла даже в официальную отчетность предприятия. «С учетом политического кризиса на Украине (основная часть поставщиков и КБ разработчика — ГО Антонов — находятся на Украине) программа строительства самолетов Ан-140 завершается», — сказано в годовом отчете предприятия за 2015 г. То же самое отмечал генеральный директор «Авиакора» Алексей Гусев в Кировском районном суде г. Самары, оправдываясь по уголовному делу за злоупотребление полномочиями как раз при исполнении данного контракта. В итоге его спасла не отсылка к украинским проблемам, а истечение сроков давности уголовного преследования (дело №1-9/2019 (1-394/2018). |