8 декабря в Тольятти разрешилась интрига, которую местные парламентарии нескольких созывов думы г.о. Тольятти (ТГД) умудрялись держать почти 10 лет. Речь идет о принятии экономически обоснованных коэффициентов начисления арендной платы за пользование земельными участками. Решение, принятое коалицией депутатов от «Единой России» (ЕР), КПРФ и ЛДПР, прошло с незначительным перевесом. Одним из основных противников новых условий аренды в Тольятти последние несколько лет являлся депутат Самарской губернской думы Владимир ДУЦЕВ (на фото). Его политический сателлит в ТГД, единоросс Владимир БОБРОВ, оказался верен убеждениям своего патрона и резво совершил смелый политический кульбит, проголосовав не так, как это сделала фракция ЕР. Готовность Боброва голосовать вопреки установкам ЕР усилила позиции депутатов от фракции КПРФ, что и проявилось в ходе голосования. Фракция ЕР все больше зависит от готовности носителей красных мандатов идти на компромисс по принципиальным вопросам.
Библия арендатораВопросы размера арендной платы за использование земельных участков, собственность на которые не разграничена, ранее регулировались решением ТГД от 01.10.2008 № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставленных в аренду без торгов» (Решение №972). При разработке и принятии этого документа ответственные лица не стали привлекать к работе лицензированных оценщиков, а просто сформировали перечень коэффициентов, исходя из собственных представлений о правильной аренде. Сколько лоббистов приложило к этому руку, история за давностью лет умалчивает, однако на выходе получился странный документ — почти десятилетие депутатский корпус предпочитал терять бюджетные деньги от его изъянов, но принципиально в земельных отношениях ничего не менять. Вообще все последние годы депутаты местного представительного органа достаточно ловко уворачивались от того, чтобы наконец-то навести порядок в землепользовании. VI созыв ТГД вообще умудрился просидеть полный срок своих полномочий, деликатно не прикасаясь к арендным обязательствам местной бизнес-элиты. Как бы там ни было, но с 2008 г. арендные отношения регулировались местным актом, адекватность которого вызывала большие сомнения. В 2016 г. самарское УФАС России оспорило ряд положений Решения №972, доказав их дискриминационность для хозяйствующих субъектов. Причем позиция антимонопольщиков устояла во всех инстанциях -вплоть до Верховного суда РФ. Тогда депутатам удалось выкрутиться, отменив часть положений спорного документа, но оставив в силе документ в целом. С 2016 г. претензии к документу, регламентирующему арендное ценообразование в Тольятти, только усилились. Представители предпринимательского сообщества пошли по судам, отменяя один коэффициент за другим. И основным доводом для них стало как раз таки отсутствие экономического обоснования при разработке документа — иными словами, взятые с потолка коэффициенты. Причем из года в год бизнес, использующий городскую землю, все больше входил во вкус сокращения арендных платежей. | | В 2019 г. сложился один судебный прецедент по отмене коэффициента. В 2020 г. собственники бизнеса отменили уже два коэффициента. В 2021 г. процесс принял лавинообразный характер, землепользователям уже 4 раза удалось доказать в суде экономическую несостоятельность применяемых методик. Выгодная арендаВ результате с 2016 г. по 2021 г. коммерсантам удалось «обнулить» коэффициенты на земельные участки под объектами торговли (включая магазины, универсамы, гастрономы, рынки, ярмарки АЗС), объектами общественного питания, объектами бытового обслуживания, гостиницами, офисами, заводами и производственными объектами, складами, колхозами и административными зданиями. И это притом что коэффициенты, заложенные в Решении №972, были ниже, чем аналогичные в Самаре, Сызрани и даже Новокуйбышевске. После каждого такого решения по «обнулению» коэффициента местной думе приходилось принимать поправки в Решение №972. Депутаты собирались, под видеотрансляцию публично горевали об утраченных деньгах, вычеркивали скомпрометированный пункт, но что-либо менять в арендных отношениях не спешили. Привлечь лицензированных оценщиков не предлагали. Разработать новый акт не торопились. Суммарно эти парламентские спектакли обходились населению города в 120 млн р. в год. Таковы объемы выпадающих доходов местной казны. Обоснования очередного откладывания решений с арендой земли в долгий ящик были сплошь благообразными — то страхом за то, что бизнес поднимет цены на товары и услуги для конечных потребителей, то ожиданием новой кадастровой оценки земли, то ожиданием снижения кадастровой оценки, то необходимостью привести региональную нормативную базу в соответствие с планами местных политических деятелей. Бизнес, что характерно, подобного рода рефлексией не страдал и спокойно поднимал свои цены на товары и услуги, одновременно экономя на аренде земли. Помимо 120 млн р. выпадающих доходов в структуре арендных платежей уже числится более 70 млн р. переплаты. Если сказать совсем уж грубо — бюджет Тольятти должен эти деньги коммерсантам за то, что те арендуют землю в городе. Авторитетный лоббистПервая попытка изменить существующее положение была предпринята в начале 2019 г., когда чиновники вышли в ТГД с проектом нового документа. Тогда при помощи рабочей группы, которую местные парламентарии оперативно сколотили, вопрос удалось отложить на неопределенный срок. Одним из членов рабочей группы стал депутат Самарской губернской думы Владимир Дуцев, которого ряд блогеров, журналистов и СМИ почему-то именуют авторитетным предпринимателем. Судя по всему, Дуцев взял на себя нелегкое бремя борьбы за интересы страдающего от поборов бизнеса. | | В своей переписке с тольяттинскими чиновниками по мотивам введения новых коэффициентов для расчета арендной платы можно найти такие обороты: «негативные последствия принятия такого нормативного документа для экономики города», «имеют беспрецедентный повышательный характер», «окажет крайне негативное воздействие на экономику города». Дуцев счел, что разработанное оценщиками обоснование новых коэффициентов имеет изъяны, поскольку «вызывает сомнения достоверность подходов и правильность приведенных расчетов коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы, что, безусловно, приведет к необоснованному завышению расходов предприятий малого и среднего бизнеса, а следовательно, снижение их маржинальности и капитализации вложенных инвестиций». Эта цитата приведена из письма депутата №6.9 Д-337 от 27.11.2019 г. Как бы там ни было, историю с упорядочиванием аренды в Тольятти удалось дотянуть до пандемии коронавирусной инфекции. Новый проект решения, регламентирующего вопросы арендной платы в Тольятти, чиновники смогли представить только в ноябре 2021 г. Фракция депутатов от ЕР, хорошо проинформированная о чаяниях местного бизнеса, по годами отработанной схеме попыталась в очередной раз отложить вопрос на неопределенный срок, но, как утверждают информированные источники, получила окрик откуда не ждали. Местным политическим деятелям от фракции ЕР непрозрачно намекнули, что ситуация с арендной вакханалией в Тольятти уже давно выглядит неприлично. Источники в политбомонде утверждают, что вопрос с принятием новых коэффициентов был поставлен на контроль непосредственно в правительстве Самарской обл. Источники разнятся на предмет того, кто, кого и какими словами убеждал в стане местных единороссов. Но факт остается фактом — на заседание ТГД фракция ЕР вышла с консолидированным решением проголосовать за принятие новых арендных коэффициентов. Так оно в итоге и произошло, за исключением верного политического сторонника Владимира Дуцева депутата Владимира Боброва. Он от единой позиции фракции ЕР решил отколоться, воздержавшись при голосовании. Позднее в социальной сети VK.com, в профиле пользователя «Владимир Бобров» появилось следующее заявление: «В связи со сложившейся ситуацией, я предложил отложить принятие данного документа до 2023 года, когда в городе будет проведена новая кадастровая оценка. К сожалению, данное предложение было отклонено и документ был принят большинством депутатов, включая членов КПРФ. Я воздержался от голосования по данному вопросу, потому что считаю данный документ «сырым» и в условиях пандемии нецелесообразным». Впрочем, особый интерес представляет даже не само заявление Боброва, а внутренняя математика принятого решения. Для принятия абсолютного большинства решений требуется простое большинство в 18 голосов депутатов. Непосредственно за новые коэффициенты арендной платы проголосовали 19 чел. Пятеро из них оказались представителями фракции КПРФ в ТГД. Влияние красных депутатов на принятие ключевых городских решений от кульбитов Боброва только усилилось. Ожидаемый рост доходов бюджета от принятия новых коэффициентов составит около 130 млн р. в год. |