Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (814) | 11 октября 2021г.
 

В режиме консервации

Самарский куст заводов Роснефти может оказаться лишним в системе

Георгий Кизельгур

1 октября ПАО «НК «Роснефть» сообщило о начале возведения причалов на р. Енисей для развития транспортной логистики мегапроекта «Восток Ойл». При этом остается ряд вопросов к проекту «Юг», на который должны были быть завязаны активы компании в Самарской обл. При окончательном переключении Роснефти на другое направление заводы самарского куста могут оказаться отрезанными от стратегических путей развития. Известно, что глобальные проекты Группы «Роснефть» находятся на личном контроле главного исполнительного директора, председателя правления ПАО «НК «Роснефть» Игоря СЕЧИНА.

Разворот на 90 градусов

1 октября появилось официальное сообщение: «Роснефть начала возведение причалов на р. Енисей для развития транспортной логистики мега-проекта «Восток Ойл». Строящиеся базы Точино, Таналау и бухта «Север» расположены в Таймырском Долгано-Ненецком р-не Красноярского края. Для строительства причальных сооружений в период навигации завезены тысячи тонн трубной продукции, щебня, дорожных плит и металлоконструкций... Также для выполнения логистических задач проекта «Восток Ойл» планируется задействовать речной порт г. Дудинка».

«Восток Ойл» назван крупнейшим проектом не только российской, но и мировой экономики. По данным Группы «Роснефть», его ресурсная база превышает 6 млрд т премиальной малосернистой нефти. В проект входит 52 лицензионных участка на севере Красноярского края и в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ранее Роснефть можно было считать главным интересантом другого амбициозного проекта — «Юг», который должен был охватить Среднее Поволжье, Нижнюю Волгу вплоть до портовых зон Таманского п-ва. Лоббистские усилия Игоря Сечина в рамках заявленного проекта «Юг» поначалу выглядели весьма удачными. Роснефть могла бы не просто стать одним из главных участников стратегического проекта, но и подогнать его в основном под собственные интересы.

Целью проекта называлось создание трубопроводной системы для экспорта российских светлых нефтепродуктов с Черноморского побережья России в Европу. Проект «Юг», по официальной информации, реализовывался в соответствии с генеральной схемой развития нефтяной отрасли до 2020 г., утвержденной приказом Министерства энергетики РФ №212 от 6 июня 2011 г., для чего предусматривалось строительство нефтепродуктопровода «Сызрань -Саратов — Волгоград — Новороссийск» протяженностью около 1465 км, а также 10 перекачивающих станций.

Трасса нефтепродуктопровода должна была пройти по пяти регионам: Самарская обл., Саратовская обл., Волгоградская обл., Ростовская обл., Краснодарский край. Предполагалось, что перевалка нефтепродуктов будет осуществляться на причалах нефтебазы «Шесхарис». Предполагаемая мощность нефтепродуктопровода — 8,7 млн т в год.

Проект «Юг» в числе прочего должен был вывести самарскую группу нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Роснефти на Краснодарский край. Это дало бы огромный стимул развития для Самарского региона. Под этот проект во многом, вероятно, и была задумана модернизация трех НПЗ в Самарской обл. Но уже в 2016 г. было похоже, что инициативу здесь перехватывает ПАО «Транснефть». Тема включения самарского куста Роснефти в проект уже тогда оказалась под вопросом (см. «Хронограф» №34 (644) от 30.10.17).

Наиболее вероятным вариантом для проекта выглядел уже путь «Волгоград-Новороссийск». Скорее всего, он мог быть более выгоден Транснефти, а реализовываться должен был в т.ч. в содружестве с ОАО «Лукойл». Президентом Лукойла является Вагит Алекперов. Так и вышло.

Без Самары

2 сентября, за месяц до сообщения Роснефти о масштабных работах по проекту «Восток Ойл», информацию о долгосрочной программе развития (ДПР) на 2021-2025 гг. обнародовала Транснефть, президентом которой является Николай Токарев. В сообщении Транснефти было отмечено: «В связи с завершением в 2019 г. основных наиболее крупных инвестиционных проектов компании ключевой задачей откорректированной ДПР является модернизация и реконструкция действующей инфраструктуры. В состав программы включен новый инвестиционный проект «Обеспечение надежности системы магистральных трубопроводов и сохранение качества экспортных потоков нефти». Ни о каком-либо широкомасштабном строительстве, ни о самом проекте «Юг» здесь ни слова. Все уже было сказано раньше, и необходимый вариант Транснефтью реализован. В конце 2017 г. Транснефтью было заявлено о начале транспортировки топлива в черноморский порт с завода Лукойла в Волгограде. С компанией было подписано соглашение о сдаче в систему 3 млн т дизельного топлива в год.

В Транснефти тогда отметили: «После завершения строительства железнодорожной эстакады с Орского НПЗ пойдет около 900 тыс. т дизельного топлива в год и 1,1 млн т — с Саратовского НПЗ. В перспективе в систему смогут поставлять топливо заводы Краснодарского края, а также Уфимская группа НПЗ» (https://www. transneft. ru/pressroom/rg8-6).

Более того, здесь же было указано: «Проект в полном объеме удовлетворяет всем заявленным потребностям. Строительство третьего этапа -участка Самара — Волгоград (самого протяженного — более 750 км) — будет зависеть от потребностей нефтяных компаний... По словам заместителя вице-президента Транснефти, директора департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов Владимира Назарова, реализация проекта «Юг-3» пока под вопросом. Проект есть в долгосрочной программе компании с примерными сроками реализации в 2023-2025 гг. Но его осуществление зависит от конъюнктуры рынка. Пока мощностей уже построенной трубопроводной системы Волгоград — Тихорецк — Новороссийск хватит, чтобы закрыть потребности южного направления на ближайшие годы». Такое положение дел могло стать причиной резкого падения интереса Роснефти к развитию своих НПЗ самарского куста.

В погоне за евростандартом

Сведения о том, что НПЗ компании Роснефть на территории Самарской обл. полностью перешли на выпуск бензинов «Евро-5», Роснефть опубликовала еще в марте 2015 г. В пресс-релизе большое внимание уделялось модернизации, которая якобы состоялась, например, в ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод» (НкНПЗ). «Одним из важнейших этапов на пути к переходу на полный выпуск топлива класса «Евро-5» на Новокуйбышевском НПЗ стал запуск в феврале 2015 г. двух новых объектов — процесса низкотемпературной изомеризации и комплекса каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора», — утверждала Роснефть (см. «Хронограф» №25 (595) от 5.09.16).

Почти в это же время в отношении заводов самарского куста Роснефти появлялась и другая, не столь парадная информация. 23 августа 2016 г. в судебном порядке было привлечено к ответственности по линии Средне-Поволжского управления (СПУ) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» (СНПЗ). Еще в январе 2016 г. Ростехнадзором было выдано СНПЗ предписание по объекту капитального строительства «Реконструкция установки каталитического риформинга ЛЧ-35/11-600». В одном из пунктов предписания было отражено, что в нарушение законодательства эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется без полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию.

Каталитический риформинг -один из важнейших процессов, обеспечивающих глубокую переработку нефти. Для такого предприятия, как СНПЗ, эта установка является одной из основных мощностей. Реконструкция ее, как и модернизация производства в целом, затевалась под переход к производству топлива класса «Евро-5». Однако именно с объектами каталитических процессов у заводов самарского куста Роснефти и возникали проблемы. И не только в Сызрани, но и в Самаре и в Новокуйбышевске.

Летом 2016 г. наказание в виде административного приостановления деятельности аналогичного объекта было назначено Ростехнадзором в отношении АО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод» (КНПЗ). Руководитель СПУ Ростехнадзора Михаил Михайлин сообщил в тот момент Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф» следующее: «По результатам проверки АО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод» назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности опасного производственного объекта «Площадка установки каталитического риформинга Л-35/11-300 №2 цеха №1» на срок 90 суток» (см. «Хронограф» №23 (593) от 18.07.16).

Все это могло стать плодами заявленной Роснефтью модернизации заводов самарского куста или особенностями освоения отпущенных на нее средств. Соответственно, вполне логично возникали вопросы о том, когда и как введены в эксплуатацию ключевые установки, как они функционируют и какую угрозу несут населению, почему они оказываются на грани остановки. Да и вообще, как же все-таки на практике, а не по бодрым рапортам головной компании обстоит дело с переходом на пресловутое «Евро-5». Эти вопросы окончательно не сняты и сегодня. Кроме того, появились дополнительные факты и сомнения. Так, в августе-сентябре 2021 г. Арбитражный суд Самарской обл. удовлетворил ряд исков Ростехнадзора к НкНПЗ. Сейчас генеральным директором НкНПЗ является Роберт Хусаинов.

Претензии надзорного органа касались объектов капитального строительства «Комплекс гидрокрекинга АО «Новокуйбышевский НПЗ» (I этап)», а также «Комплекс гидрокрекинга АО «Новокуйбышевский НПЗ» (II этап)». Всего в рамках четырех арбитражных дел (№ А55-21104/2021, А55-21105/2021, А55-21108/2021 и А55-21109/2021) на НкНПЗ были наложены штрафы в общей сумме 200 тыс. р.

Важно понимать, что не были выполнены технические мероприятия, предусмотренные постановлением правительства РФ №802 от 30.09.2011 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства». Это необходимо на случай возобновления строительства на объекте, работы на котором приостанавливаются на срок более 6 мес. О факте неисполнения этих технических мероприятий стало известно из материалов судебных дел. В соответствии с представленными документами работы по строительству производственного здания приостанавливались с 3 июля 2015 г. по 16 сентября 2019 г.

Несложно заметить, что названные даты близки: первая — к официальным заявлениям о переходе на «Евро-5», вторая — к завершению наиболее крупных инвестиционных проектов Транснефти. Если же обратить внимание на то, что возможность участия в проекте «Юг» может увязываться с переходом на «Евро-5» и модернизацией производства, то многое становится понятно.

Более того, как удалось выяснить ОАЕ «Хронограф», названные объекты на НкНПЗ не запущены и сейчас. Врио руководителя СПУ Ростехнадзора Руслан Комалев подтвердил в ответе на официальный запрос информации ОАЕ «Хронограф»: «Работы по строительству объектов капитального строительства «Комплекс гидрокрекинга АО «Новокуйбышевский НПЗ» (I этап)» и «Комплекс гидрокрекинга АО «Новокуйбышевский НПЗ» (II этап)» не завершены, указанные объекты не эксплуатируются».

Однако и это не всё. 8 сентября Арбитражный суд Самарской обл. в рамках дела №А55-13524/2021 удовлетворил иск администрации г.о. Новокуйбышевск к НкНПЗ о взыскании около 2 млн р. задолженности по арендной плате и пени по договору аренды земельного участка. В документах суда отмечено, что между администрацией города и ЗАО «Новокуйбышевск-Терминал» в 2001 г. был заключен договор аренды. Он касался расположенных на территории НкНПЗ участков общей площадью почти 35 га: «Под товарно-сырьевой парк 1-й очереди и установку ЭЛОУ-4, под размещение насосной станции, товарно-сырьевого парка 2-й очереди, под установку ЭЛОУ-6 и товарно-сырьевой парк 3-й очереди».

Дополнительными соглашениями в договор вносились изменения. Арендатором в итоге стал НкНПЗ. Сначала речь шла об участке с КН 63:04:0301025:30 площадью около 18,6 га, а затем об участке с КН 63:04:0301025:2627 площадью чуть более 4 га, с разрешенным использованием «под товарно-сырьевой парк 1-й очереди». А еще один участок, к примеру, как это отмечено в суде, «был 1 декабря 2020 г. возвращен арендодателю по акту приема-передачи». Он имел площадь около 14 га и КН 63:04:0301025:30.

Суд взыскал с НкНПЗ в пользу администрации около 2,11 млн р., но важно здесь не это. Если ориентироваться на данные администрации Новокуйбышевска, то, видимо, позже участок был вновь возвращен в аренду. В любом случае в судебных документах сказано уже только об участках меньшей, чем 35 га, площади и именно о товарно-сырьевом парке 1-й очереди. Стоит предположить, что часть как минимум потенциально производственных площадей могла оказаться ненужной.

Тем не менее с учетом новых глобальных планов Группы «Роснефть» в рамках проекта «Восток Ойл» о правилах проведения консервации объектов теперь придется вспомнить не только на НкНПЗ, но и на других предприятиях самарского куста.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Лариса КОНСТАНТИНОВА, советник главы г.о. Новокуйбышевск

- Между администрацией г.о. Новокуйбышевск и АО «НкНПЗ» 6 июня 2001 г. был заключен договор, согласно которому арендатору был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с КН 6304:0301025:30. Поскольку в добровольном порядке оплата не была произведена, администрация обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд. Относительно использования земельного участка с КН 63:04:0301025:30 поясняю, что в настоящее время земельный участок передан в аренду АО «НкНПЗ».