Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (812) | 27 сентября 2021г.
 

Кошелев в законе

Бизнесмен получил депутатскую неприкосновенность на фоне разоблачений в картельном сговоре

Андрей Неретин

24 сентября Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ объявила фамилии депутатов, которые прошли в новый состав Государственной думы (ГД) РФ. В их числе основатель «Корпорации Кошелев», бывший депутат Самарской губернской думы фракции «Единая Россия» Владимир КОШЕЛЕВ (на фото). Он прошел в ГД РФ по федеральному списку ЛДПР. Причем сумел сделать это через голову губернатора Самарской обл. Дмитрия АЗАРОВА. Накануне комиссия УФАС по Самарской обл. в очередной раз уличила в картельном сговоре фирмы, которые Кошелев еще недавно возглавлял. Действующим законодательством за данное нарушение предусмотрена уголовная ответственность.

Передал бизнес жене

ЦИК РФ огласила состав ГД РФ VIII созыва. От ЛДПР по федеральному списку прошел известный самарский бизнесмен Владимир Кошелев. Изначально было понятно, что Владимир Кошелев находился на проходном месте, поэтому предприниматель стал заблаговременно готовиться к новой для себя роли. ФЗ №3 от 8 мая 1994 г. «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной думы ФС РФ» запрещает депутатам ГД РФ заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении хозяйственным обществом или иной коммерческой организации. Поэтому Владимир Кошелев накануне оставил все руководящие должности в подконтрольных организациях. По данным ЕГРЮЛ, в АО «Кошелев — проект» (ИНН 6312120181) с 2 сентября должность генерального директора занимает супруга новоиспеченного депутата Марина Карпяк. В ООО «СЗ «Корпорация Кошелев» и АО «Кошелев-проект Самара» с 16 сентября должности генерального директора занимает Галина Христолюбова. Галина Христолюбова является директором ООО «Советник», зарегистрированного в мкрн Крутые Ключи. Учредителем ООО «Советник» записана Марина Карпяк.

Владимир Кошелев формально покинул свой бизнес. При этом вместе с депутатским мандатом обрел нечто более ценное — депутатскую неприкосновенность. Согласно вышеназванному федеральному закону, депутат ГД РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Его нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности без согласия нижней палаты Федерального собрания РФ. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается лишь по представлению генерального прокурора РФ.

Картель доказан дважды

Владимир Кошелев получил депутатскую неприкосновенность очень вовремя. Самарское УФАС завершило расследование двух дел о картельном сговоре в отношении АО «Кошелев-Проект Самара» и АО «Кошелев-проект» (ИНН 6312040240, до 8 апреля 2021 г. -ЗАО «Проектно-промышленное строительное объединение» АО «Авиакор» (ППСО АО «Авиакор»)). Одно из дел было возбуждено 28 июня 2019 г., касалось подрядов на строительство двух школ и двух детских садов. По решению УФАС от 10 марта 2020 г. организации были признаны виновными в картельном сговоре, их оштрафовали на 138 млн р.

Арбитражный суд Самарской обл. подтвердил обоснованность выводов антимонопольного органа (см. «Хронограф» №21 (757) от 8.06.20: №8 (789) от 15.03.21).

Приказом Самарского УФАС от 21 мая 2020 г. №52 было возбуждено второе дело по признакам нарушения ППСО АО «Авиакор» и СЗ «Кошелев-Проект Самара» п. 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ №135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции». Расследовались обстоятельства проведения шести торгов в 2017-2018 гг., по результатам которых с ППСО АО «Авиакор» были заключены муниципальные контракты на строительство четырех дорог и двух школ в мкрн Кошелев Парк на общую сумму 1,2 млрд р. Решением Самарского УФАС от 9 сентября 2021 г. организации были признаны виновными в нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия УФАС установила, что организации выдали электронные цифровые подписи одному лицу, использовали единую инфраструктуру для участия в торгах, выходили в сеть Интернет с использованием одинаковых IP-адресов. Кроме того, их заявки на участие в конкурсе, как сказано в документе, «являются идентичными по содержанию и оформлению, подавались в один день с незначительной разницей во времени».

В решении УФАС сказано: «Обществами выработана антиконкурентная модель поведения при участии в аукционах, направленная на поддержание цены на торгах». Представители СЗ «Кошелев-Проект Самара» и ППСО АО «Авиакор» возражали, указывая, что на их совместные действия при участии в торгах не распространяются положения ст. 11 закона о защите конкуренции, поскольку в ней сделаны исключения для соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц. Владимир Кошелев, который был на тот момент единственным акционером и директором СЗ «Кошелев-Проект Самара», также занимал пост председателя совета директоров ППСО АО «Авиакор». Однако данный довод оказался неубедителен. «Комиссия пришла к выводу о том, что ответчики в период проведения торгов являлись независимыми хозяйствующими субъектами, соперничающими между собой за право победы в конкурентных процедурах, и на их действия распространялись запреты, установленные п. 2 ч. 1 ст. 11 закона о защите конкуренции», — сказано в решении Самарского УФАС.

Кроме того, решение гласит: «Значимым является также то обстоятельство, что проектно-сметная документация по всем объектам разрабатывалась непосредственно участниками торгов, а не заказчиком торгов с учетом муниципальных нужд... Указанные действия не соответствуют положениям ст. 33 закона о контрактной системе». В решении говорится, что проектно-сметная документация легла в основу технического задания, в результате чего организации получили возможность на неконкурентных,

преимущественных условиях принять участие в электронных аукционах, имея не только доступ к проектно-сметной документации ранее всех прочих участников рынка, но и фактически являясь ее разработчиками.

Самарское УФАС в своем решении также отразило, что по факту заключения антиконкурентного соглашения при проведении аукционов, состоявшихся в 2017 г., уже истекли сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В решении перечислено 4 таких аукциона. Однако по двум другим сроки давности еще не истекли.

Через голову Азарова

Важно отметить, что по ст. 178 УК РФ за заключение антиконкурентных соглашений (картелей) предусмотрена уголовная ответственность. Нанесение ущерба даже на 10 млн р. может обернуться лишением свободы сроком до 3 лет. При ущербе на 30 млн р. — до 6 лет. Но Владимир Кошелев получил контракты на миллиарды рублей. Проектно-сметную документацию муниципальным органам власти готовили его фирмы, соответственно, стоимость работ могла быть завышена. Стало быть, в таком случае можно и ущерб бюджету рассчитать, если он имеется.

На этом фоне становится понятно, почему Владимир Кошелев так настойчиво рвался в ГД РФ. Причем сделал это даже через голову губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова. Ради мандата пришлось отступить от партии «Единая Россия» и встать под знамена ЛДПР. Впрочем, Кошелева понять можно. Чего только не сделаешь, чтобы получить депутатскую неприкосновенность. С ней спокойнее. Однако и через губернатора перешагивать — дело опрометчивое. Так можно и заказов лишиться.

Хотя, как, наверное, полагает Кошелев, через Азарова можно. Другое дело губернаторы (2007-2012 гг.) Владимир Артяков и (2012-2017 гг.) Николай Меркушкин, с ними так поступать Кошелев не решался. В то же время названные губернаторы охотно использовали статистические данные по вводу в эксплуатацию жилья, которые им обеспечивал Кошелев. Симбиоз закончился с приходом в регион Дмитрия Азарова (см. «Хронограф» №25 (718) от 22.07.19). Возникшие проблемы сподвигли застройщика к активным действиям. Причем Кошелев продемонстрировал завидную последовательность. Если начинал он с устных выступлений в отношении министра строительства Самарской обл. (2018-2021) Евгения Чудаева (см. «Хронограф» №41 (693) от 24.12.18), то закончил уже в ГД РФ, когда и азаровского министра на посту не было. Причем в качестве теневого инициатора кампании по отставке Чудаева «осведомленные эксперты» называют именно Кошелева (см. «Хронограф» №25 (718) от 22.07.19). Что же касается Азарова, то он предпочтет сделать вид, что ничего не произошло и, скорее всего, продолжит пассивно наблюдать за тем, как бизнес-группа теперь уже супруги Владимира Кошелева будет, как и прежде, беспрепятственно наполняться ресурсами за счет потока государственных и муниципальных заказов.