15 сентября генеральный директор АО «РКЦ «Прогресс» Дмитрий БАРАНОВ сообщил федеральному новостному агентству о приостановке работ по разработке сверхтяжелой ракеты, которая в публичной плоскости получила название «Енисей». Ее планировалось использовать для решения задач, связанных с пусками на Луну и другие планеты Солнечной системы. Проект «забуксовал» после изменений госконтракта в части разработки варианта указанного «звездолета» с топливом на метане. Ранее такую идею озвучивал генеральный директор ГК «Роскосмос» Дмитрий РОГОЗИН (на фото).
Руководитель РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов крайне редко и неохотно в публичной сфере говорит о перспективах разработки сверхтяжелой ракеты «Енисей». 15 сентября получить информацию из первых рук удостоилось федеральное информационное агентство (ИА) «РИА Новости»: «Россия прекратила техническое проектирование сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну, но не исключено, что работы могут возобновить после уточнения программы, сообщил «РИА Новости» гендиректор самарского Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов» ( https://ria.ru/ 20210915/ raketa- 1750097218.html). 15 декабря 2020 г. между ГК «Роскосмос» и РКЦ «Прогресс» был заключен контракт, по условиям которого самарский завод обязался разработать технический проект космического ракетного комплекса (КРК) с ракетой-носителем (РН) сверхтяжелого класса (СТК) и разгонным блоком (РБ). Стоимость контракта составила 1,467 млрд р. В документации было указано, что сверхтяжелая ракета понадобилась для запусков космических аппаратов на околоземную орбиту, на Луну, Марс, Юпитер и к другим космическим телам Солнечной системы. По условиям техзадания, РН СТК следовало спроектировать с кислородно-керосиновыми двигателями. На выполнение работ был отведен срок до 15 ноября 2021 г. Буквально сразу эксперты Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» обратили внимание на то, что генеральный директор ГК «Роскосмос» на ходу менял ключевые элементы концепции проекта, заявляя, что планируется разработка варианта на «метановых технологиях». Резкий поворот породил серьезные сомнения в возможности реализации данной идеи. | | «Если у РН «Енисей» будут метановые двигатели, то и стартовый стол должен быть совершенно другой, которого сейчас попросту нет... Поэтому непонятно, как РКЦ «Прогресс» вообще сможет выполнить госконтракт на 1,467 млрд р.», -писал ОАЕ «Хронограф» 1 февраля т.г. (см. «Хронограф» №3 (784) от 01.02.21). Сентябрьская публикация ИА «РИА Новости» показала, что прогноз ОАЕ «Хронограф» подтвердился. На официальном портале Единой информационной системы в сфере закупок раскрыты любопытные детали в части исполнения вышеназванного контракта. Указано, что по контракту фактически было оплачено 537,4 млн р. Контракт был дополнен двумя допсоглашениями, которые были подписаны 4 февраля и 25 мая 2021 г. По второму допсоглашению были внесены изменения в техзадание. Там появился пункт следующего содержания: «Должны быть проработаны варианты создания КРК СТК с РН на компонентах ракетного топлива кислород и метан, в т.ч. варианты со спасением и повторным использованием ракетных блоков первой ступени РН». Получается, РКЦ «Прогресс» получил вдвойне усложненную задачу: нужен вариант не просто на метановых двигателях, но и с возвращаемой первой ступенью. Таким образом, после заключения госконтракта вдруг выяснилось, что фактически речь идет о многоразовой ракете. В допслогашении указано, что решение о внесении изменений в госконтракт было принято 16 апреля 2021 г. В числе оснований назван перечень поручений от 27 января 2021 г., отданных генеральным директором ГК «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным на оперативном совещании, которое состоялось 18 января 2021 г. Также упоминаются «предложения АО «РКЦ «Прогресс» (исх. от 18 марта 2021 г. №43/1057) и АО «ЦНИИ-маш» (исх. от 22 марта 2021 г. №АМ-4666) по корректировке ТЗ №8502В/20 на ТП КРК с РН СТК и РБ | | в части включения дополнительных требований по рассмотрению вариантов КРК СТК на перспективных компонентах топлива с возможностью повторного использования блоков первой ступени, а также уточнения состава комплекса». Выстраивается ясная хронологическая последовательность. Сначала Дмитрий Рогозин, будучи журналистом по образованию, родил идею по концептуальной переработке проекта РН СТК «Енисей» с разработкой варианта «многоразовой ракеты» на метане. Достоверно известно, что в январе т.г. данная идея была официально озвучена и документально оформлена в виде поручений. Затем, в марте, головные разработчики получили предложения по ее рассмотрению. Видимо, руководитель РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов не смог отказаться от данного предложения, поскольку под допсоглашением стоит его подпись. Однако спустя 3,5 мес. он оказался вынужден заявить о приостановке работ. Похоже, Дмитрий Рогозин в очередной раз показал технологическую отсталось отечественной космонавтики. Рогозин — большой любитель пошутить над успехами американских коллег, но сам так и не привел профильную отрасль к новым вершинам. Он постоянно фонтанирует «прорывными» идеями. То тратит миллиарды на создание многоразовой ракеты на метане, то заявляет о планах по созданию универсального лифта на Луну (см. «Хронограф» №12 (793) от 12.04.21). На деле же в разных модификациях летает все та же «семерка», которую еще в 50-х гг. XX в. разработал легендарный советский конструктор Сергей Королев. В итоге «русский космос» постепенно превращается в банальную болтовню, под прикрытием которой осваиваются бюджетные средства. Хотя в необъятной России еще достаточно много крупных водных объектов, чтобы начать очередной прорывной космический проект. Например, «Обь», «Лена», «Индигирка», «Аргунь». В Самарской обл., между прочим, есть «Кондурча», раз «Енисей» уже слили. Впрочем, на границе в Туве есть еще «Малый Енисей». |