Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (773) | 2 ноября 2020г.
 

Рубить по живому

Страховой холдинг «АСКО» столкнулся с серьезными вызовами

Георгий Кизельгур

До 3 ноября оставлен без движения иск АО «Крымский страховой альянс» (КСА) к АО «Объединенная страховая компания» (ОСК) под руководством Андрея РАЗДЬЯКОНОВА (на фото). КСА, направляемое рукой ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), намерено вытащить из ОСК свыше 2,2 млн р. Эта неприятность стала еще одним вызовом для страхового холдинга «АСКО», фундаментом которого являются ОСК и АО «СК «АСКОМЕД». Технологии передела бизнеса, практикуемые АСВ, хорошо известны. Резкое удаление с рынка ОМС того же АСКОМЕДа грозит коллапсом системы компенсации медпомощи в Самарской обл. Причем в самый разгар пандемии COVID-19.

Исковое заявление КСА с ИНН 9106002935 к ОСК с ИНН 6312013969 Арбитражный суд Самарской обл. зарегистрировал 1 октября т. г. Делу присвоен №А55-26630/2020. АСВ, как конкурсный управляющий КСА, требует взыскать с ОСК 2,214 млн р., в т.ч. 1,957 млн р. задолженности, 257,2 тыс. р. — процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 1 октября 2018 г. по 23 сентября 2020 г., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24 сентября 2020 г. до момента фактического исполнения обязательства.

8 октября иск КСА был оставлен без движения до 3 ноября. Истцу предложено направить копии искового заявления и приложенных к нему документов ответчику и показать квитанцию об отправке суду.

Характерно, что к моменту предъявления иска к ОСК КСА уже почти два года как числился банкротом. Несостоятельным КСА был признан решением Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2018 г., конкурсным управляющим суд назначил АСВ. Проблемы КСА начались с банального неисполнения предписания регулятора в лице Центробанка (ЦБ) РФ об устранении нарушений в деятельности. Как результат — действие лицензий КСА на осуществление страхования было приостановлено. Однако и после приостановки нарушения устранять никто не спешил. В итоге приостановленные лицензии были отозваны у КСА. Это несчастье постигло крымского страховщика 6 сентября 2018 г. Вскоре АСВ приступило к его банкротству. Однако до такого партнера КСА, как ОСК, руки у АСВ дошли почему-то только сейчас.

Как пояснили Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф» в пресс-службе АСВ, конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. «В рамках осуществления указанных мероприятий, а также по итогам проведенной инвентаризации конкурсным управляющим КСА установлен факт неисполнения ОСК перед КСА обязательств по договорам факультативного перестрахования», — уточнили в АСВ.

Выяснилось, что в рамках досудебного урегулирования спор сторонам разрешить не удалось. В результате 30 сентября т.г. был направлен иск в самарский арбитраж. По мнению АСВ, помимо долга по договорам ОСК обязана заплатить проценты за удержание чужих денег, начисление которых началось сразу после отзыва у КСА лицензий.

Кстати, по схожему сценарию, по сообщениям источников ОАЕ «Хронограф», в ближайшее время рискуют развернуться события и вокруг ОСК. В последние месяцы внимание ЦБ РФ к компании Раздьяконова опять обострилось в связи с несоблюдением сроков рассмотрения заявлений о страховых возмещениях (см. «Хронограф» №24 (760) от 29.06.20). Некоторые наблюдатели сочли иск от признанной банкротом страховой компании к ОСК, инициированный АСВ, чем-то вроде плохой приметы, предвещающей неотвратимые санкции со стороны регулятора. В госкорпорации на этот предмет распространяться пока не стали. «Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляет Банк России. АСВ не уполномочено проводить оценку финансового положения АО «ОСК», -скромно сообщила заместитель директора департамента общественных связей — начальник отдела по работе со СМИ АСВ Валерия Ряховская.

Между тем бенефициарам страхового холдинга «АСКО», который цементируют ОСК Раздьяконова и СК «АСКОМЕД», созданная ушедшим из жизни 4 октября 2020 г. Юрием Цветковым (см. «Хронограф» №34 (770) от 12.10.20), лучше заранее озаботиться поиском парламентеров и нестандартных решении на случай усиления давления со стороны госорганов. Ведь неприятности, одолевающие холдинг (в т.ч. смерть гениального переговорщика Цветкова), не могли остаться незамеченными федеральными конкурентами самарских страховщиков. Для конкурентов, учитывая наличие у них людей в ЦБ и АСВ, несложно запустить обкатанные технологии перераспределения привлекательных активов страховых и финансовых учреждений абсолютно в любом регионе. Готов ли отразить атаку на ОСК Раздьяконов — большой вопрос. Что касается АСКОМЕДа, то лидерские качества официально сменившего Цветкова с 15 октября на посту президента компании Олега Козлова уже были скомпрометированы. Подчиненный Козлову юрист АСКОМЕДа забыл поставить подпись под апелляционной жалобой, поданной 9 октября на решение о взыскании задолженности в пользу одной из медицинских организаций (дело №А55-34970/2019). Что будет дальше?

С другой стороны, кураторам рвущихся в нишу АСКОМЕДа федеральных игроков необходимо понимать, что реформаторский зуд отлаженной за два десятилетия сфере услуг по компенсации медпомощи в Самарской обл. противопоказан. В условиях ожесточенной борьбы с распространением COVID-19 деньги клиентам АСКОМЕДа из числа медучреждений нужны не завтра и не в следующем месяце, а прямо сейчас. Любые резкие движения по отношению к холдингу Цветкова-Раздьяконова могут привести к кратному росту задолженности перед больницами и их персоналом (см. «Хроногораф» №28 (764) от 27.07.20). А это уже чревато появлением очагов социальной напряженности, которыми в канун выборов в Госдуму РФ в 2021 г. (см. «Хронограф» №34 (770) от 12.10.20) воспользуются оппозиционные силы.