28 сентября в администрации губернатора Самарской обл. прокомментировали отсутствие опубликованных сведений о доходах вице-губернатора — руководителя департамента внутренней политики (ДВП) Дмитрия КОЧЕРГИНА (на фото). Вопреки конспиративным версиям, молчанию о деньгах и имуществе чиновника дали вполне логичное объяснение: в период декларационной кампании Кочергин был уволен с одной должности и принят на другую. Столь изящный способ обойти требования законодательства вряд ли недооценят те представители власти, за чьей честностью поручено присматривать главе ДВП. Пример Кочергина может усилить у них жажду к непрозрачности собственных доходов.
Белая воронаВ начале сентября т.г. были опубликованы сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих, являющихся сотрудниками администрации губернатора Самарской обл., за период с 1 января по 31 декабря 2019 г. Одновременно были опубликованы сведения о доходах губернатора, вице-губернаторов, заместителей председателя правительства, членов правительства Самарской обл., руководителей иных госорганов Самарской обл. за 2019 г. Данные лица относятся уже к категории лиц, замещающих государственные должности. Практически сразу некие недовольные авторы в социальных сетях принялись вбрасывать информацию о том, что единственным «нераскрывшимся» оказался вице-губернатор — руководитель ДВП Самарской обл. Дмитрий Кочергин. С целью проверки Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» изучил декларации высокопоставленных чиновников как из числа государственных гражданских служащих, так и из числа замещающих госдолжности в регионе. Ни в том, ни в другом перечне сведений о доходах, имуществе и обязательствах Кочергина найти действительно не удалось. Хотя героя можно отнести как к сотрудникам администрации губернатора, так и к вице-губернаторам. Должность вице-губернатора с сохранением функционала руководителя ДВП администрации губернатора Кочергин занимает со 2 июня 2020 г. (см. «Хронограф» №21 (757) от 08.06.20). Кстати, схожая картина была зафиксирована по итогам работы Кочергина в администрации губернатора Забайкальского края. На сайте органов исполнительной власти края сведения о его доходах и имуществе как зампреда правительства края — руководителя администрации губернатора в последний раз были раскрыты по итогам 2017 г. (см. справку). По итогам 2018 г. такие данные раскрыты не были. ОАЕ «Хронограф» в запросе на имя Кочергина увязал их отсутствие с его переходом на работу в правительство Самарской обл. в феврале 2019 г., т.е. в период формирования деклараций для опубликования (см. «Хронограф» №5 (698) от 18.02.19). Льгота для претендентовВыяснилось, что анализ ситуации, проведенный ОАЕ «Хронограф», в очередной раз оказался верным. По крайней мере, в департаменте кадровой политики и государственного управления администрации губернатора Самарской обл. (ДКПГУ) постарались подобрать такие слова, которые по максимуму бы обосновывали молчание чиновников о деньгах и имуществе в подобных случаях с точки зрения закона. |  | 
В неназываемых нормативных актах, как следовало из объяснений руководителя ДКПГУ Натальи Баландиной, содержится понятие т.н. переходного периода: когда лицо, обязанное раскрывать доходы, увольняется с одной должности и ожидает назначения на другую. Если декларационная кампания протекает в момент увольнения со старой должности и вплоть до принятия на новую (а возможно, и чуть позже), претендент на замещение должен, как и все, подать декларацию. Однако обязанность принявшей документ стороны публично раскрыть сведения из него не наступает. В применении к Кочергину Баландина сослалась на некие «методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах в 2020 г.». Согласно этим рекомендациям, со слов Баландиной, «представление сведений о доходах гражданским служащим, уволенным в период декларационной кампании, не требуется». «Кочергин Д.В. был уволен с государственной гражданской службы Самарской обл. и назначен на государственную должность Самарской обл. в период декларационной кампании 2020 г.», — утверждала Баландина в обоснование предыдущего тезиса. По всей видимости, два описанных ею события относились к концу мая — началу июня 2020 г., когда Кочергина с руководителя ДВП повысили, как уже говорилось, до вице-губернатора с сохранением прежнего функционала. Причем он, что похвально, успел наперекор Баландиной соблюсти протокол и подать декларацию в крайне сжатом промежутке времени между записями в трудовой книжке. «В администрацию губернатора были представлены сведения о доходах как гражданином, претендующим на замещение государственной должности Самарской обл.», — доложила о рвении Кочергина Баландина. И резюмировала, что обязанность госоргана по размещению поданных сведений в случае с таким претендентом предусмотрена не была (см. комментарий). Наживка для уклонистовМало кто сомневается, что Дмитрий Кочергин не имел умысла на сокрытие своей декларации. До 2019 г., когда случился резкий поворот в его политической карьере, чиновник исправно отчитывался перед жителями Забайкалья о движении активов. Включая такие подробности, как выбытие из собственности автомобиля премиум-класса и приобретение менее дорогого автомобиля супругой. Дальше судьба распорядилась так, что сначала доходы Кочергина по итогам 2018 г. не были опубликованы из-за увольнения со сменой региона, а затем — из-за увольнения со сменой должности. Вероятно, в первой половине 2021 г. с учетом выборов в Самарскую губернскую думу и Госдуму РФ Кочергина опять ждет повышение, к примеру до уровня первого вице-губернатора. В том, что сведения о его доходах за 2020 г. при таких обстоятельствах не будут преданы огласке уже третий раз кряду, вины Кочергина, разумеется, не будет. |  | Правда, невольным личным примером Кочергина способны воспользоваться те обладатели государственных должностей и чинов госслужбы, кому в отличие от заведующего внутренней политикой есть что скрывать. Отдельным чиновникам, одновременно занимающим высокие посты в региональном отделении партии «Единая Россия», накануне масштабного избирательного цикла — 2021 может оказаться жизненно необходимо обеспечить непрозрачность своего благосостояния в целях воспроизводства во власти. А потому гарантии, что курируемые Кочергиным персонажи из числа местных элит вдруг массово не станут перемещаться с места на место через несколько месяцев, дать сложно. С позиции элит недооценивать ноу-хау, демонстрируемые кураторами, поставленными федеральным центром, — значит выпасть из тренда. Справка:Сведения о доходах Дмитрия Кочергина и его супруги в период работы заместителем председателя правительства Забайкальского края — руководителем администрации губернатора Забайкальского края: 1 января 2016 г. — 31 декабря 2016 г.: Кочергин Д.В. — 3,818 млн р., а/м BMW X6 xDrive35i, квартира 50,9 кв. м (в пользовании), жилой дом 309 кв. м (в пользовании). Супруга — 3,534 млн р., жилой дом 309 кв. м, квартира 90,1 кв. м (в пользовании), земельный участок 1500 кв. м (в пользовании). 1 января 2017 г. — 31 декабря 2017 г.: Кочергин Д.В. — 3,682 млн р., квартира 50,9 кв. м (в пользовании), жилой дом 309 кв. м (в пользовании). Супруга — 4,15 млн р., а/м Land Rover Range Rover Sport, земельный участок 1500 кв. м, жилой дом 309 кв. м, квартира 90,1 кв. м (в пользовании). (По данным сайта администрации губернатора Забайкальского края)  | Комментарии |  |
Наталья БАЛАНДИНА, руководитель департамента кадровой политики и государственного управления администрации губернатора Самарской обл. - Размещению на официальных сайтах государственных органов Самарской обл. подлежат сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Самарской обл., лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Самарской обл. категории «руководители», а также должности государственной гражданской службы Самарской обл., замещение которых связано с коррупционными рисками. Обязанность государственного органа по размещению на официальном сайте сведений о доходах претендентов на государственную гражданскую службу (на государственные должности) и предоставлению этих сведений общероссийским и региональным СМИ для опубликования действующим законодательством не предусмотрена. |