30 января в топонимическую комиссию г. Тольятти поступило ходатайство о присвоении одной из городских площадей имени первого генерального директора Волжского автомобильного завода (ВАЗ), почетного гражданина г. Тольятти Виктора ПОЛЯКОВА (на фото). С такой идеей выступила инициативная группа во главе с депутатом думы г. Тольятти (ТГД) Дмитрием САВЕНКОВЫМ.
Присвоение улицам и площадям имен людей, внесших значительный вклад в развитие города, имеет своей целью сохранение памяти о тех, кого принято называть «героями нашего времени». Для г. Тольятти одним из таких героев является первый генеральный директор ВАЗа Виктор Поляков. Недавно в городе была создана инициативная группа, решившая подарить имя Полякова площади, располагающейся в границах улиц Юбилейной, Фрунзе и Революционной, южнее Дворца культуры и техники ОАО «АВТОВАЗ». Такая идея возникла не случайно. Даже самое краткое перечисление заслуг Виктора Полякова займет немало времени и места. Напомним лишь самые значимые моменты его долгой и нетривиальной жизни. Виктор Поляков родился 3 марта 1915 г. в г.Томске. Свою трудовую жизнь он начал в 15-летнем возрасте. Работал учеником слесаря, слесарем, техником, мастером, заместителем начальника цеха на Московском авторемонтном заводе. В 1938 г. без отрыва от производства закончил вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института, получив профессию инженера-механика по эксплуатации автотранспорта. Но вскоре началась война. С июля 1941 г. по май 1945 г. Виктор Николаевич находился в армии. Его воинское звание — инженер-майор. Служил в ремонтно-восстановительном батальоне Западного и Карельского фронтов. Командовал подразделениями автомобильных войск. В октябре 1941-го был ранен и месяц лечился в госпитале г. Омска. Фронтовые заслуги Виктора Полякова отмечены орденами Красной Звезды (1945 г.), Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги» (1943 г.), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 г.), «За оборону Советского Заполярья» (1947 г.). | | С 1946 г. Виктор Поляков работал на Московском заводе малолитражных автомобилей. Исключительная работоспособность, деловитость, инженерный талант способствовали выдвижению Виктора Николаевича в число крупных организаторов производства. В эти годы он назначался директором завода, первым заместителем председателя, а затем председателем Мосгорсовнархоза. В 1966 г. Поляков был назначен генеральным директором строящегося ВАЗа, при этом он одновременно являлся заместителем министра автомобильной промышленности СССР. Под руководством Виктора Полякова завод был создан в рекордно короткие сроки (всего за 3,5 г.): строительство началось в январе 1967 г., а уже в апреле 1970-го на главном конвейере были собраны первые автомобили ВАЗ-2101. Первый гендиректор ВАЗа активно содействовал применению передовых методов создания промышленного комплекса, в том числе метода параллельного проектирования, строительства, монтажа оборудования и освоения производства, что позволило сдать автогигант в промышленную эксплуатацию уже в декабре 1973 г. К этому времени с конвейера сошел миллионный автомобиль марки ВАЗ. Реализацией автомобилей предприятие окупило все расходы государства на строительство заводского промышленного узла. Виктор Поляков добился, чтобы на новостройке, каким был в те годы Автозаводский р-н г. Тольятти, сразу началось капитальное строительство, причем не только жилья, но и детских садов, школ, торговых центров, домов культуры, спортивных комплексов. | | Он пробил на правительственном уровне изменение нормативов по ширине городских магистралей. Виктор Николаевич смог предвидеть будущее Автограда, рассчитанного тогда всего лишь на 200 тыс. жителей. В начале 70-х гг. на ВАЗе под руководством Полякова началась разработка конструкции полноприводного автомобиля «Нива», впоследствии завоевавшего популярность во всех странах мира. В 1971 г. за вклад в развитие машиностроения Виктору Николаевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он кавалер 4-х орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции, ордена Дружбы народов, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 1975 г. Виктор Поляков назначается министром автомобильной промышленности страны и покидает пост гендиректора ВАЗа. В 1994 г. он становится начальником консультационно-экспертного отдела представительства ОАО «АВТОВАЗ» в Москве. С 1999 г. Виктор Поляков трудился в аналитическом центре ОАО «АВТОВАЗ», оказывая неоценимую помощь руководителям и специалистам предприятия в анализе ценообразования и себестоимости материалов и комплектующих изделий поставщиков, в разработке предложений по снижению материальных затрат на производство автомобилей. Его имя занесено в заводскую Книгу почета. Ему присвоено звание «Почетный гражданин города Тольятти». Весной 2003 г., накануне 88-летия Виктора Николаевича, в типографии ОАО «АВТОВАЗ» издана книга «В.Н. Поляков глазами современников». Представители инициативной группы убеждены, что присвоение площади имени Виктора Полякова не потребует от города больших затрат и не займет много времени. Обсудить на форуме |