Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (732) | 25 ноября 2019г.
 

Маленькая победоносная война

Прокурор Владимир Исаев рвется поуправлять Тольятти

Егор Кошеров

20 ноября на сайте Прокуратуры Самарской обл. появилась информация о том, что и.о. прокурора г.о. Тольяти Владимир ИСАЕВ (на фото в центре) вынес представление в адрес главы г.о. Тольятти Сергея АНТАШЕВА. От последнего требуется активнее участвовать в государственных программах по реализации мероприятий реформы по обращению с TKO. Ведомство не готово считаться с тем, что бюджет города дефицитный, что мероприятия реформы все равно исполняются в Тольятти. Причем не хуже чем по области в целом. Видимо, желание избавиться от приставки «и.о.» сильнее, чем принцип беспристрастности в выводах и оценках.

Прокурорские сентенции

У человека, который ознакомится с представлением и.о. прокурора Тольятти может возникнуть ощущение, что власти Тольятти напрочь забыли о том, что в регионе идет реформа по обращению с ТКО. По версии надзорного органа, администрация Тольятти не пользуется тем инструментарием наведения чистоты и порядка в городе, который предоставили муниципалитетам региональные власти. «Государственными программами по вопросам содействия развитию благоустройства и совершенствования системы обращения с отходами предусмотрено предоставление субсидий на проведение мероприятий по ремонту и устройству контейнерных площадок, от получения которых администрация г.о. Тольятти отказалась при наличии потребности в местах сбора отходов», — считают в прокуратуре.

Далее, видимо для усиления своей позиции, ведомство разразилось нравоучениями в духе «Чистота -залог здоровья». «Решение вопросов по обустройству контейнерных площадок необходимо рассматривать как возможность обеспечения чистоты и порядка. Оборудование мест сбора контейнерными площадками в достаточном количестве является экологическим решением ликвидации отходов жизнедеятельности человека. Отсутствие организованных мест сбора отходов приводит к образованию стихийных свалок. На их ликвидацию городской округ ежегодно затрачивает значительные средства, которыми возможно распорядиться для решения иных, не менее значимых для города вопросов», — назидательно изрекло ведомство.

Мусорная капитализация

Примечательно, что представление появилось практически сразу после того, как в Москву, на новое место работы, отбыл прокурор города Альберт Москалев. Его обязанности исполняет Владимир Исаев. Видимо, Исаеву вскружили голову кадровые перспективы, связанные с возможностью избавится от приставки «и.о.» и стать полноправным прокурором г.о. Тольятти.

Для «маленькой победоносной войны», которая бы выгодно подчеркнула принципиальность нового прокурора, в рамках отдельного муниципалитета была выбрана очень острая, социально напряженная тема — реализация «мусорной» реформы в Самарской обл. Примечательно, что Исаев далеко не первый, кто, видимо, решил заработать репутационный капитал на отходах. До него свою часть народного признания на «мусорном» капитале не получил только ленивый. Дивиденды срезали и депутаты, и политические партии, и общественные организации. Но если общественники и депутаты оспаривают тарифы на вывоз и нормативы накопления, призывая их снизить, то представитель «ока государева» пошел совсем в другую сторону, императивно указав на необходимость увеличить расходы бюджета на реализацию мероприятий реформы.

Те, кто следит за реализацией реформы ТКО исключительно через призму сообщений прокуратуры, должны сделать вывод о том, что чиновники ничего не делают ради общественного блага. Тем временем стоимость вывоза мусора увеличилась. Иные выводы из прокурорских пассажей сделать сложно. Стоит ли удивляться, что социальная напряженность в обществе растет, после таких-то официальных заявлений?

Избирательный надзор

Сказать, что в Тольятти ничего не делается для оборудования контейнерных площадок, было бы не совсем верно. Министерство ЖКХ Самарской обл. организовало приобретение контейнеров и бункеров для нужд муниципалитета. Доля софинансирования областного бюджета составляет 95% (4,8 млн р.), доля бюджета г.о. Тольятти — 5% (253,5 тыс. р.). На эти средства администрация предполагает приобрести 357 контейнеров и 10 бункеров. Не знать этого в надзорном ведомстве города не могут. Тем не менее все-таки решили вынести представление. Сейчас, пока не утверждена скорректированная или новая версия схема обращения с ТКО Самарской обл., собирается реестр мест (площадок) накопления ТКО. Этот реестр, как известно, формируется по сведениям заявителей. От администрации тут зависит далеко не все. Существенную роль играют те, кто так или иначе пользуется площадками. По состоянию на конец октября 2019 г. в реестре содержались сведения о 420 местах накопления ТКО. Формирование такого реестра с закреплением в схеме позволит более четко участвовать в мероприятиях «мусорной» реформы, инициированных как правительством Самарской обл., так и регоператором.

Процесс еще не завершен, но виновные уже должны быть наказаны. Вернее назначены с подачи надзорного ведомства.

Финансирование мероприятий по охране окружающей среды дело дорогостоящее. К примеру, в середине ноября было объявлено о завершении четырех аукционов на ликвидацию несанкционированных свалок из 46 выявленных. На больший объем работ в бюджете Тольятти попросту не нашлось средств. Поэтому было решено просить крупные предприятия Тольятти подключиться к ликвидации на добровольных началах. Что интересно, желающие были найдены. Однако на этом сенсации не сделаешь и звезд на погоны не заработаешь. Так что ничего удивительного в том, что надзорное ведомство данный факт попросту «не заметило».

Не дало ведомство оценки и другим обстоятельствам. Например, из 37 муниципальных образований Самарской обл. в мероприятиях по устройству новых контейнерных площадок не участвуют десять. В госпрограмме по ремонту площадок решили не участвовать 27 муниципалитетов, в т.ч. 4 городских округа. Ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов за счет средств государственной программы не будут проводить 5 городских округов и 18 муниципальных районов. Такой объем «отказов» может свидетельствовать об одном: либо цена участия, либо какие-то другие условия госпрограмм пока неприемлемы для муниципалитетов. Ведь даже сама стоимость вывоза мусора существенно увеличилась и создала дополнительную нагрузку на бюджет.

Кроме того, если вернуться в Тольятти, то здесь можно отметить особую роль местной думы в выделении средств для реализации мероприятий, входящих в реформу ТКО. Те же поправки, предусматривающие приобретение контейнеров, депутаты думы приняли не с первого раза, устроив политические игры вокруг бюджета. Такие статьи расходов в местном бюджете, как охрана кладбищ и недостроев, и вовсе ранее были отметены народными избранниками как нецелесообразные. Ожидать от них одобрения увеличения объема средств, выделяемых на ликвидацию каких-то свалок, было бы наивно. Что характерно, к непринятию думой решений по поводу охраны кладбищ и недостроев прокуратура претензий не имеет. Зато указывать напрямую исполнительной власти, как ей участвовать в госпрограммах и на что просить деньги, -совсем другое дело. Это обязательно заметят в области и, возможно, дадут новый статус.