Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (727) | 21 октября 2019г.
 

Отпрессовка Бирюкова

Условия концессионного соглашения с СКС проверяет прокуратура

Георгий Кизельгур

В течение октября прокуратура г. Самары завершит проверку отдельных условий концессионного соглашения, заключенного 13 июня т.г. с ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС). В концессию на срок до июля 2047 г. по инициативе главного управляющего директора (ГУД) СКС Владимира БИРЮКОВА (на фото) передали водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ) областного центра. Это произошло в тайне от широкой общественности. Свое возмущение привилегиями для СКС уже успели выразить конкуренты из Екатеринбурга.

Секретное заключение

17 апреля 2019 г. было опубликовано постановление администрации г.о. Самара №235, предусматривающее заключение концессионного соглашения с СКС в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения г.о. Самара, отдельных объектов таких систем. Документ гласил, что ВКХ Самары предполагается отдать СКС в концессию без обязательного в подобных случаях проведения конкурса до 1 июля 2047 г. и с концессионной платой в размере ноль рублей ноль копеек. При этом было оговорено, что вся выручка остается в распоряжении концессионера (СКС. – Прим. ред.), а концедент (администрация г.о. Самара. – Прим. ред.) обязуется возместить фактически понесенные концессионером расходы. Подготовкой указанного постановления со стороны администрации г.о. Самара занималась Ирина Панфилова. С июня 2019 г. Панфилова заняла пост руководителя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора (см. «Хронограф» №20 (713) от 17.06.19).

Подписание концессионного соглашения на заведомо невыгодных для города и его жителей условиях планировалось в срок не позднее шести месяцев с даты принятия постановления №235. Т.е. не позднее 17 октября 2019 г. О прохождении проектом соглашения антикоррупционной экспертизы ничего не сообщалось. В результате уже 13 июня 2019 г. соглашение было заключено. Его сторонами выступили муниципальное образование г.о. Самара, МП г.о. Самара «Самараводоканал», СКС и правительство Самарской обл. Факт заключения соглашения был сокрыт от широкой общественности. На официальных сайтах правительства Самарской обл., администрации г.о. Самара и СКС до настоящего момента отсутствуют сообщения о совершении концессии. Зато с 1 июля 2019 г. рост тарифов на водоснабжение и водоотведение, устанавливаемых для концессионера, побил все рекорды.

Подключение надзора

Умалчивание факта достижения соглашения с сомнительной для областного центра эффективностью, равно как и установление рекордных тарифов для потребителей, имеет несколько объяснений. С одной стороны, просьба не афишировать имеющую признаки кабальности концессию могла поступить из Москвы, где расположен мозговой центр СКС в лице оператора ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС). РКС входит в ГК «Ренова», основанную одним из лидеров списка российских миллиардеров Forbes Виктором Вексельбергом. С другой стороны, молчание может быть вызвано присутствием в структуре собственников СКС фирмы ООО «Сетистрой» с ИНН 6311134150. Компанию «Сетистрой» и ее конечного владельца Виталия Зайцева в федеральных информресурсах ранее позиционировали как близких высшим должностным лицам Самарской обл.

Можно предположить, что, если бы соглашение отвечало интересам Самары и ее жителей, о нем трубили бы на всех медиаресурсах, в частности подконтрольных правительству региона. На деле крохотная заметка о подписании соглашения без подробностей о параметрах концессии появилась только в июле 2019 г. в частной газете «КоммерсантЪ». При этом месяцем ранее, 19 июня, т.е. спустя 6 дней после совершения концессии, на публичных слушаниях по годовому отчету СКС за 2018 г. председатель совета директоров РКС Григорий Терян и ГУД СКС Владимир Бирюков скромно умолчали о «присвоении» ВКХ Самары. В целях исследования законности передачи ВКХ Самары в концессию СКС на странных условиях Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» обратился с запросом в прокуратуру Самарской обл. В конце сентября был получен ответ за подписью заместителя прокурора г. Самары Алексея Клещева. Он сообщал: «Законность постановления администрации г.о. Самара от 17 апреля 2019 г. №235 и правомерность принятия решения о заключении с СКС концессионного соглашения без проведения конкурса на основании имеющихся договоров аренды муниципального имущества являлась предметом рассмотрения в Арбитражном суде Самарской обл. по заявлению ООО «Объединенная теплоснабжающая компания» с ИНН 6658447960 (ОТСК) к администрации г.о. Самара о признании недействительным ненормативного правового акта». «Законность отдельных условий соглашения требует дополнительной проверки, которая в настоящее время проводится прокуратурой города», — добавил Клещев.

Заложили «мину»

Пока прокуратура завершает проверку, стоит рассказать про инициативу ОТСК. Изучение аффилированных связей зарегистрированной в г. Екатеринбурге ОТСК (ОТСК занимается теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением в Свердловской обл. – Прим. ред.) позволяет сделать вывод, что она входит в структуру бизнеса одного из крупнейших частных энергетических холдингов России — ООО «Корпорация «СТС». Информационный портал «Правда УрФО» называет бенефициарами Корпорации «СТС» предпринимателей Артема Бикова и Алексея Боброва, близких губернатору Свердловской обл. Евгению Куйвашеву (http:// pravdaurfo.ru/articles/loyalnost-kuyvasheva-stolknet-interesy-ek-vostok-i-vekselberga). Тот же источник намекает о намерении Бикова и Боброва потеснить энергетические структуры Виктора Вексельберга в Свердловской обл. Если это действительно так, то появление ОТСК в Самарской обл. может свидетельствовать о глобализации планов Корпорации «СТС».

Любопытно, что ОТСК, располагая профессиональным штатом юристов и инсайдерами в штабе конкурента, вела себя в суде против администрации Самары довольно пассивно.

Обращение в арбитраж последовало 25 апреля 2019 г., через семь дней после выхода постановления №235, что говорит о хорошей информированности ОТСК (дело №А55-12273/2019). Далее истец лишь указал на нарушение его прав и интересов в сфере предпринимательской деятельности из-за несоблюдения администрацией требования, приведенного в ст. 51 ФЗ №115 от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях». Согласно этому требованию, концессия без проведения конкурса в отношении ВКХ Самары может быть заключена только с лицом, имеющим действующие договоры аренды имущества. При этом ОТСК полагала, что сроки договоров аренды с СКС истекли еще 1 января 2015 г. и не были возобновлены в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а потому необходимо объявлять конкурс. В итоге 12 июля 2019 г. суд принял решение об отказе в требованиях ОТСК, «зацепившись» за п. 2 ст. 621 ГК РФ. Данный пункт считает договор аренды возобновленным после истечения его срока при отсутствии возражений со стороны арендодателя. Однако если принять во внимание, что арендодатель в лице МП «Самараводоканал» имеет основания не быть лояльным СКС, такие возражения при желании могут и найтись.

Странным выглядит отсутствие попыток со стороны ОТСК обжаловать спорное решение. По мнению наблюдателей, существует несколько версий развития событий. Корпорация «СТС» могла договориться с Вексельбергом о том, что ее подразделения станут подрядчиками концессионера в Самаре. Согласно второй версии, ГУД СКС Владимиру Бирюкову пришлось на местечковом уровне надлежащим образом мотивировать ОТСК на отказ от борьбы.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий РАКИЦКИЙ, и.о. главного управляющего директора ООО «СКС»

- Концессионное соглашение между муниципальным образованием г.о. Самара, МП г.о. Самара «Самараводоканал», ООО «СКС» и правительством Самарской обл. в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем муниципального образования г.о. Самара заключено 13 июня 2019 г. в порядке и сроки, согласованные с администрацией г.о. Самара и правительством Самарской обл.

Алексей КЛЕЩЕВ, заместитель прокурора г. Самары

- Постановление администрации г.о. Самара №235 от 17 апреля 2019 г. «О заключении концессионного соглашения с ООО «СКС» нормативным правовым актом не является, поскольку не обладает признаками нормативности (не устанавливает, не изменяет и не отменяет правовые нормы для неопределенного круга лиц, не рассчитан на применение в течение определенного или неопределенного срока). В связи с изложенным данное постановление не подлежало антикоррупционной экспертизе в органах прокуратуры и не проходило такую экспертизу в прокуратуре г. Самары.