Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (720) | 2 сентября 2019г.
 

Спасибо мундиалю!

Высадка туй на Московском шоссе принесла дивиденды

Андрей Неретин

В Самаре на финишную прямую вышли работы по высадке новых деревьев взамен погибших туй на Московском шоссе. Утилизация высохших растений на свалке — это вторая и довольно неприглядная сторона помпезной кампании по подготовке города к Чемпионату мира по футболу 2018 г. Заказчиком выполнения работ выступало министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл., которое возглавляет Иван ПИВКИН. Генеральным подрядчиком является ООО «Самаратрансстрой» под руководством Сергея СУРКОВА. В выигрыше оказалась известный самарский садовод Вера ГЛУХОВА, которая в рамках одного госзаказа получила шанс дважды реализовать крупную партию своего товара.

Замполит наук

В Самаре завершается постыдная история о погибших зеленых насаждениях на Московском шоссе. Озеленение обочин главного въезда в Самару с северной стороны спешили завершить к началу Чемпионат мира по футболу 2018 г. (ЧМ-2018). Задача не из простых. Буквально за полгода до начала игр главное футбольное поле Самары, выстроенное за более чем 23 млрд р., оставалось без газона. Понятно, что на этом фоне никому из великих кураторов самарской стройки века не было дела до обочин Московского шоссе. Ведь тот же заместитель председателя правительства Самарской обл. — куратор подготовки Самары к ЧМ-2018 Александр Фетисов никогда не считал себя ботаником. Но это не означает, что ботаники не умеют считать. В т.ч. и ресурсные возможности самого Фетисова.

Крайне сомнительно, что бывший чемпион Самары по боксу, выпускник Минского высшего военно-политического общевойскового училища (МВВПОУ) Александр Фетисов мог представить, что в самый судьбоносный момент своей жизни окажется в зависимости от простых ботаников. Причем не просто в зависимости, а в цейтноте, грозящем разрушить всю набеганную по коридорам власти карьеру.

Либо в МВВПОУ ботанику не преподавали. Либо курсант Фетисов ее прогуливал. Об этом начинаешь думать, когда в очередной раз в памяти всплывает картина обрушившегося зимой сезона 2017/2018 тепличного навеса над местом будущего футбольного газона стадиона «Самара Арена». В январе-феврале там пытались вырастить траву. Просто какая-то лысенковщина XXI в. под кураторством Фетисова. В итоге парник рухнул, и уже в марте организаторы подготовки Самары к ЧМ-2018 направили гонцов в Германию за дорогостоящим еврогазоном.

Мораль истории проста: в крайне короткий срок (всего полгода) под засев газона стадиона «Самара Арена» сумели организовать закупку биоматериала два раза. Причем по самым экстремальным позициям. Отрицать заслуги Фетисова в этом деле было бы крайне несправедливо. Главное, чему учили в военно-политических училищах Советского Союза, — уметь преодолевать любые препятствия, даже специально выдуманные. А также тому, что цель оправдывает средства. Фетисов освоил военно-политическую науку на отлично. «По-настоящему культурная трава обязана расти в любых условиях, если ей было позволено бросить корни», — речь настоящего пламенного замполита, смысл которой должен быть хорошо знаком бывшему замполиту Фетисову. В итоге газон «Самара Арены» раскатали немецкой травой, доставленной рефрижераторами, чемпионат отыграли, награды за немыслимые преодоления раздали, дифирамбы пропели..., но у неблагодарных жителей Самары почему-то остался осадок. Туи на Московском шоссе засохли. Сотни или даже тысячи.

Два года жители Самары обсуждали печальную судьбу десятков сотен молодых деревьев, которые стали жертвой коррупции, помноженной на беспечность и безразличие местных элит.

Все началось осенью 2017 г., когда в рамках реконструкции Московского шоссе на участке от пр. Кирова до АЗС №115 «Роснефть» было высажено 3,8 тыс. туй и можжевельников, а также 3 тыс. других кустов и деревьев: черемух, берез и боярышников. Работы велись в рамках выполнения госконтракта №80-1/50/15 от 5 октября 2015 г. Заказчиком выполнения работ выступал областной Минтранс, генеральным подрядчиком — ООО «Самаратрансстрой» (ИНН 6376021161). В «Самарагрансстрое» должность директора занимает Сергей Сурков, а учредителем является Олег Дорошенко.

Туи и можжевельники — это хвойные растения семейства кипарисовых. В наших широтах за ними нужен бережный уход, особенно он важен на первоначальном этапе, когда саженец только начинает приживаться. Особенно капризны туи. Они не выносят прямого солнечного света и затяжных морозов. Возможно, кураторы мундиальной стройки, принимая решение о высадке данных насаждений, стремились создать гостям из южных стран привычный для них природный ландшафт. Жаль, что на том этапе еще не знали, что в Самару пожалуют болельщики из таких стран, как Уругвай, Колумбия, Сенегал и Коста-Рика (жеребьевка команд завершилась в декабре 2017 г.), а на стадии 1/8 финала сойдутся сборные Бразилии и Мексики. Тогда, наверное, протяженный участок вдоль Московского шоссе был бы засеян другими тропическими и субтропическими культурами, устойчивыми к засушливому климату: кактусами и агавами, столь привычными для жителей Африки и Латинской Америки и неприхотливыми к поливу. Увы, Фетисов и Пивкин оказались не ботаниками. Хотя деньги любят не меньше, чем профессиональные флористы семена редких растений.

Дорогие туи

Изначально высадка туй и можжевельников не предполагалась. Информация об этом попала в публичную плоскость уже после ЧМ-2018. Один из пользователей социальной сети Twitter разместил на странице заместителя министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Андрея Спиридонова скан-копию крайне любопытного документа. Его подготовило управление по контролю в сфере закупок Самарской обл. Документ именуется как «Выписка из акта №3-пкм тематической плановой проверки соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок на выполнении работ по реконструкции (ремонта, капитального ремонта) Московского шоссе и ул. Ново-Садовой г.о. Самара от 6 сентября 2018 г.».

Там сказано: «В связи с неоднократным внесением изменений реализованный проект по реконструкции Московского шоссе на участке от проспекта Кирова до АЗС №115 «Роснефть» г.о. Самара не соответствует первоначальному. Документы, обосновывающие необходимость внесения соответствующих изменений в проектную документацию министерством (в ходе контрольного мероприятия) не представлены. Министерством при исполнении контракта №80-1/50/15 неправомерно произведена замена лиственных пород деревьев на хвойные (туи, можжевельник)». Но об этом в министерстве Пивкина стараются не говорить.

Однако на этом странности озеленения Московского шоссе к ЧМ-2018 на обозначенном участке не ограничиваются. Совсем недавно, 28 июня 2019 г., Счетная палата Самарской обл. (СПСО) сообщила о том, что по результатам проверки использования средств областного бюджета, предоставленных министерству на реконструкцию Московского шоссе на участке от пр. Кирова до АЗС №115 «Роснефть», была вскрыта масса нарушений. «Стоимость посадочного материала, использованного на объекте при благоустройстве, оплаченная субподрядной организацией поставщику, составила 8,2 млн р. Стоимость посадочного материала, отраженная в актах вьшолненных работ, принятая на основании утвержденных единичных расценок, 20,6 млн р.», — говорится в официальном сообщении СПСО. Отчет о результатах контрольного мероприятия был направлен губернатору Самарской обл. Дмитрию Азарову, в Самарскую губернскую думу, а также в Управление ФСБ России по Самарской обл.

Исходя из данного сообщения, можно сделать вывод, что по документам туи и можжевельники закупались за 20,6 млн р., а реальная закупочная стоимость посадочного материала у поставщика составила 8,2 млн р. В этой истории совершенно непонятно, куда же в действительности «растворилось» более 12 млн р. Вероятно, об этом осведомлены только глава областного Минтранса Иван Пивкин и директор «Самаратрансстроя» Сергей Сурков. А ведь могли бы и пальмы закупить ради поднятия настроения прибывающих в Самару гостей ЧМ-2018 из стран тропического и экваториального ареала. Возможно, так бы оно и было, если бы в ближайшей округе было у кого купить от 3 до 5 тыс. пальм. А там уже и смета на озеленение обочин Московского шоссе улетела бы с 20,6 млн р. до как минимум 200 млн р.

Поставщиком зеленых насаждений выступала группа компаний (ГК) «Садовый центр Веры Глуховой». Туи были, но пальм в таком количестве — нет. Пришлось умерить аппетиты. Глава садоводческой фирмы Вера Глухова излучает твердую уверенность в качестве своих саженцев: «Наш садовый центр был одним из поставщиков посадочного материала осенью 2017 г. и только в это время. Посадочный материал поставлялся в хорошем качестве, растения адаптированы к Поволжскому региону, из нашего садового центра в п. Курумоч и питомников Подмосковья». «Все растения были с закрытой корневой системой, в контейнерах или с комом», — поведала Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф» Вера Глухова. При этом она подчеркнула: «Садовый центр Веры Глуховой не участвовал в посадке и не оказывал услуг после посадочного ухода в 2017-2018 гг.».

В продолжение слов Веры Глуховой хотелось бы напомнить, что пока сохли и умирали тысячи туй на обочине Московского шоссе, в усадьбах представителей самарских элит не погибла ни одна туя. Любой уважающий себя патриот собственной земли знает цену каждой купленной за свой счет туе, а потому не даст ей засохнуть. Для этого существует вода и средства ее подачи.

На общение современного человека с туями надо смотреть гораздо шире. В последние годы тую хотят все. Но не всем она по карману. Те же, кто стали ее обладателями, приложат все усилия, чтобы стать настоящими ботаниками. И здесь совсем не важно, кто вы: либо высоко поставленный функционер самарского регионального отделения партии «Единая Россия», либо матерый коррупционер, либо до сих пор на службе и на погонах у вас генеральские звезды. Все любят тую, как, собственно, и свой обширный земельный участок вокруг фешенебельного коттеджа жилой площадью до 1 тыс. кв. м. Перед ее красотой все равны. Но только обочина Московского шоссе открыла вторую, ранее неведомую возможность туи. Быть проданной по второму кругу.

У Глуховой все цветет

Туи и другие зеленые насаждения продержались на обочине Московского шоссе недолго. В первую же зиму практически весь посадочный материал погиб. Уже в мае 2018 г. неравнодушные граждане фиксировали на фото и выкладывали в сеть изображения сотен засохших деревьев. В качестве причины гибели называли неподходящие климатические условия и недостаток полива деревьев. В ответ подрядчик заявил, что в рамках исполнения гарантийных обязательств приступил к замене деревьев. Правильно, зачем было содержать уже высаженные растения, если можно заработать на новой посадке. При этом списать все на суровые условия местного климата: то снег — то жара.

В конце мая 2018 г. получила распространение информация о том, что «Самаратрансстрой» якобы вновь занялся озеленением, меняя высохшие туи на новые. «Работы стартовали 28 мая. Меняем туи, которые совсем не подают признаков жизни. Это участок в районе «Самарских автомобилей», — цитировал слова представителей «Самаратрансстроя» портал 63. ру в своей публикации от 30 мая 2018 г.

Однако в начале сентября 2018 г. появилась новая противоречивая информация. Сообщалось, что высохшие туи на Московском шоссе так и не заменили. Видимо, если что-то и посадили, то оно также быстро погибло. А если уверен, что оно погибнет, то зачем сажать новое?

Наобещай, «осметь», создай видимость работ — и вот тебе результат доказательства гарантийных работ по содержанию обочин Московского шоссе. С трудом верится, что Сурков изначально собирался делать что-то именно в рамках гарантийных обязательств.

Между тем 27 декабря 2018 г. региональный Минтранс обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с иском к «Самаратрансстрою» о соразмерном уменьшении цены контракта 5 октября 2015 г. и взыскании 6,7 млн р. (дело №А55-39141/2018). В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены ГКП Самарской обл. «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской обл.», ООО «Партнерстрой» и ООО «Триумф». В результате разбирательства министерство и «Самаратрансстрой» заключили мировое соглашение, утвержденное определением суда от 5 июня 2019 г. По условиям мирового соглашения «Самаратрансстрой» обязался в рамках исполнения гарантийных обязательств по госконтракту высадить на объекте «Реконструкция Московского шоссе на участке от пр. Кирова до АЗС №115 «Роснефть» г. о. Самара, обеспечивающего подъезд к стадиону» зеленые насаждения общей стоимостью 6,7 млн р. Как говорится в материалах дела, «взамен погибших (неприжившихся) зеленых насаждений, ранее высаженных ответчиком в соответствии с государственным контрактом».

Мировое соглашение предполагает высадку 620 деревьев (разные сорта рябины, липы, клена, березы, яблонь и тополь обыкновенный) и 7 тыс. кустарников (роза, ирга, боярышник). По условиям мирового соглашения «Самаратрансстрой» обязался осуществлять уход за зелеными насаждениями до 1 июня 2020 г., который включает в себя полив, санитарную и формовочную обрезку деревьев и кустарников, подкормку, профилактическую обработку насаждений от болезней и вредителей, обработку восстановительную и стимулирующую.

В силу того, что «Самаратрансстрой» является строительной организацией и не располагает возможностями по высадке и уходу за насаждениями, к выполнению данной работы был привлечен Садовый центр все той же Веры Глуховой. «В настоящее время Садовый центр Веры Глуховой осуществляет посадку деревьев и кустарников по Московскому шоссе, на участке от пр. Кирова до АЗС №115 «Роснефть» в рамках заключенного с генеральным подрядчиком контракта. По условиям контракта мы также осуществляем уход за посадками до 1 июня 2020 г.», — рассказала ОАЕ «Хронограф» Вера Глухова. Получается, Садовый центр Веры Глуховой хорошо нажился в этой скандальной истории, случившейся по вине чиновников и подрядчиков. Первый раз — в 2017 г., когда удалось сбыть крупную партию дорогостоящих туй и можжевельников. Второй раз -уже в 2019 г. Теперь Глухова сделала кассу на малоликвидных породах, привычных для средней полосы. Неспособность министерства и подрядчика выполнить простую задачу обернулась гибелью растений, а это только на руку для садоводческой компании.

Замминистра Андрей Спиридонов в своем ответе на запрос ОАЕ «Хронограф» подчеркнул, что решение высадить новые зеленые насаждения взамен погибших туй было принято не случайно: «Зеленые насаждения подобраны с учетом подходящей для них климатической зоны». Комментируя ситуацию уже другому изданию, он отметил, что чиновники приобрели горький опыт и больше высаживать туи на этой территории не будут (https://news.myseldon. com/ra/news/index/212380141). He радует лишь то, что приобретение горького опыта произошло за бюджетный счет, т.е. на средства налогоплательщиков. И опять же хочется спросить: «Товарищ Спиридонов, а на своем приусадебном участке вы тоже таким же экспериментальным способом обретаете опыт?»

Между тем пока в министерстве чиновники набираются горького опыта, возникают опасения, как бы им не пришлось через два года вновь обращаться за посадочным материалом и услугами к Вере Глуховой. Корреспондент ОАЕ «Хронограф» при визуальном осмотре места гибели туй обратил внимание на то обстоятельство, что вновь высаженный этим летом клен уже выглядит смертельно вялым.

Местные жители отмечают, что земля на обочине Московского шоссе «дубовая» (не в смысле пригодная для высадки дубов, а вообще не предназначена для растительности. –Прим. ред.), и предполагают, что новые деревья долго не протянут. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. На данной территории погибли не только туи и можжевельники, но и травяной газон. Летом текущего года его состояние было похоже на выжженную землю -потрескавшийся грунт с остатками пожелтевшей травы. Видимо, под чутким кураторством Фетисова и чиновников из областного Минтранса у зеленых насаждений шансов на выживание совсем не остается. С другой стороны, очень удобная схема. Хоть каждый год организовывай засадку многокилометровой обочины Московского шоссе дорогостоящими растениями со сроком жизни до 1 года. И все участники сделки будут довольны.

Комментарии

Вера ГЛУХОВА, генеральный директор ООО «Самарский питомник»

- По нашему мнению, гибель посадочного материала связана со сроком посадки и недостаточным послепосадочным уходом, о котором, к сожалению, забывают при составлении проектно-сметной документации. Вернее, не забывают, а намеренно исключают из смет ввиду стоимости. Стройэкспертиза, видимо, считает достаточным однократный полив при посадке деревьев и кустарников с комом земли (техническая часть сборника №47 «Озеленение. Защитные лесонасаждения» сметных нормативов РФ).