Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (666) | 3 мая 2018г.
 

Александр Курылин:

Toyota и Lexus антикризисные бренды

Борис Кротов

В апреле 2018 г. президент ООО «Тойота Мотор» в России Сюдзи СУГА отметил «Наградой Президента» достижения Тойота Центр Тольятти. Кроме того, 16 апреля в Шотландии тольяттинский дилер Toyota получил еще одну не менее значимую награду — ICHIBAN. Награду присуждает Toyota Motor Europe за высокое качество обслуживания клиентов. Немаловажно то, что Тойота Центр Тольятти подтверждает звание лидера на фоне апатично настроенного автомобильного рынка. О феномене бренда, успешной работе местной команды и тенденциях автопрома в интервью Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» рассказал генеральный директор официального дилера Тойота Центр Тольятти — компании АО «Тон-Авто» — Александр КУРЫЛИН.

- Александр Иванович, первое, на что хотелось бы обратить внимание, — это стабильные лидерские позиции, которые демонстрирует Тойота Центр Тольятти. Если можно, в двух словах об истории награды Тойота Мотор Корпорэйшн и о достижениях, за которые Тойота Центр Тольятти удостаивался звания лучшего дилерского центра России.

- Если говорить о премии ICHIBAN, то она была учреждена в 2007 г. С японского это название можно перевести как «первый». Свой нынешний статус и вид награда приобрела в 2014 г. Этой премией награждаются лучшие дилеры по клиентской удовлетворенности со всей Европы.

В «Награде Президента», как правило, выделяется тройка лидеров из более чем полутора сотен российских дилеров Toyota и Lexus. Победителей определяют примерно по 60 критериям. В прошлом году, т.е. по итогам работы 2016 г., мы получили 94 балла. В 2017 г. список критериев был расширен. Сегодняшние реалии заставляют головной офис внимательно смотреть за выполнением плана продаж дилера и на размер доли Toyota и Lexus на местном рынке.

Тем не менее мы вновь набрали 94 балла. Это, кстати, самый высокий показатель среди лауреатов премии. Наши преследователи, вышедшие на 2-е место, набрали 91 балл.

- Если говорить про авторынок в целом, то в 2017 г. можно было наблюдать несмелое оживление этого сегмента. Но предыдущие периоды, начиная с 2014 г., для многих брендов ознаменовались стагнацией, падением продаж и закрытием дилерских центров. Как резкое удорожание иностранных валют сказалось на реализации автомобилей брендов Toyota и Lexus?

- Период действительно был очень сложный. Причем волатильность рынка напрямую зависела от курса валют. 2014 г. еще не был столь провальным. К концу года продажи почти дотянули до 2,5 млн шт. Но уже в 2015 г. диаграмма резко ушла вниз, опустившись до отметки 1,6 млн шт. Серьезные колебания затронули не только импортеров, но и отечественный автопром. Тем не менее в 2016 г. картина оказалась еще трагичнее. В этом году в России было продано немногим более 1,4 млн новых автомобилей. И только в 2017 г. ситуация начала постепенно выправляться, а уровень продаж вернулся к показателю 2015 г.

Вместе с тем Toyota и Lexus сохраняли стабильные позиции. Более того, хочу сказать, что в наших дилерских центрах продажи только увеличиваются. За последние 3 года рост показателя по реализации Lexus составляет минимум 20% по сравнению с предыдущим годом. В 2017 г., к примеру, нами было продано автомобилей Lexus на 24,5% больше, чем в 2016 г. Сейчас доля рынка Lexus в премиум-сегменте в Тольятти составляет 51,7%. Для того чтобы убедиться в доминировании Lexus перед другими люкс-брендами, не нужно обладать статистическими данными. Достаточно просто посмотреть на поток проезжающих машин. Все очевидно.

В 2017 г. по отношению к 2016 г. рост продаж Toyota составил порядка 17%, или в натуральном выражении с 858 шт. в 2016 г. до 1112 шт. в 2017 г. Toyota остается востребованным автомобилем, и в 2018 г. у нас даже был зафиксирован дефицит машин этой марки. Произошло это по причине некоторого смещения в плане производства, и во II квартале баланс выправится. В данном случае я хочу сказать, что спрос на Toyota остается стабильно растущим. Благодаря такой тенденции нам удалось по итогам 2017 г. увеличить выручку по продажам Toyota до 2,7 млрд р. с 1,89 млрд р. годом ранее. По Lexus этот показатель увеличился с 1,23 млрд р. в 2016 г. до 1,94 млрд в 2017 г. И в настоящее Группа компаний «Тон-Авто» является одним из крупнейших налогоплательщиков Самарской обл.

- Чем можно объяснить успех брендов Тойота и Lexus на фоне падения продаж автомобилей многих других марок зарубежных производителей? И какова роль дилера в сохранении интереса покупателя к определенной торговой марке?

- Это совокупность многих факторов, как глобальных, так и формируемых на местном уровне. Компания Toyota проводит перманентную работу над улучшением автомобилей. Появляются новые модели, новые платформы. Но вот нюанс: если посмотреть на статистику по Toyota в России, то уровень продаж, несмотря на потрясения рынка, за последние годы варьируется на отметке около 100%. И на этом фоне Тойота Центр Тольятти демонстрирует рост продаж. Это объясняется синергетическим эффектом, полученным сопряжением привлекательности бренда и потенциалом местного дилера.

Еще один существенный аспект -соответствие цены качеству товара. В данном случае хочу заверить, что качество выше цены. Кроме того, стоимость владения автомобилем в течение трех лет, т.е. в период гарантии, гораздо ниже, чем у других брендов. Высока востребованность автомобилей на вторичном рынке. Это и позволяет потенциальному клиенту в сложных экономических условиях делать выбор именно в пользу Toyota или Lexus. Я бы сказал, Toyota и Lexus — антикризисные бренды.

На правах рекламы