Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (546) | 1 июня 2015г.
 

Зубер — Стежко:

Нефтяные варяги

Егор Кошеров

25 мая пресс-служба ОАО «НК «Роснефть» сообщила о структурных преобразованиях в компании с целью усиления ответственности, эффективности и профессионализма менеджеров корпорации. В качестве одной из мер указывается реструктуризация департамента организации закупок и централизация функций экономики и планирования. Похоже, генеральному директору ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» (НК НПЗ) Виталию ЗУБЕРУ и генеральному директору АО «Сызранский НПЗ» (СНПЗ) Константину СТЕЖКО уже вскоре придется обосновывать многомиллионные траты перед центральным руководством.

Факты

Из открытых источников известно, что Виталий Зубер начинал свою карьеру в ОАО «Московский НПЗ» в 2003 г. В тот период предприятие находилось в оперативном управлении компании Sibir Energy и правительства Москвы. Однако в начале 2011 г. Московский НПЗ ушел под контроль ОАО «Газпром нефть», и Зубер, по всей видимости, там пришелся не ко двору. С 2011 г. он приступил к работе в ТНК-ВР, где занимал руководящие должности: директора департамента переработки, вице-президента по коммерческой деятельности. В марте 2013 г. Виталий Зубер был назначен генеральным директором НК НПЗ.

Константин Стежко с 1998 г. работал на различных должностях в компаниях ТНК и впоследствии ТНК-ВР. В 2011-2013 гг. занимал должность начальника департамента нефтепереработки и нефтехимии ОАО «НГК «Славнефть». В марте 2013 г. Стежко назначен исполняющим обязанности генерального директора СНПЗ. Впоследствии он стал здесь генеральным директором.

И Стежко, и Зубер пришли на новые для себя предприятия в период масштабной модернизации производства. НК НПЗ и СНПЗ готовились к переходу на выпуск продукции стандарта Евро-5. К тому же на тот момент вполне очевидными выглядели перспективы Роснефти в амбициозном проекте «ЮГ» (продуктопровод для транспортировки экспортно ориентированного бензина Евро-5 в порт Новороссийска), а сама Роснефть не ощущала в Самарской обл. большой конкуренции. СНПЗ и НК НПЗ в проекте «ЮГ» могли вполне стать одними из ключевых участников.

Но к 2015 г. ситуация в значительной мере изменилась. В частности, большой интерес к региону проявило ОАО «Лукойл». Позиции этой компании в Самарской обл. начали укрепляться. Переход СНПЗ на Евро-5 был объявлен, но сама модернизация не завершена. И при этом в Сызрани появилась первая АЗС под брендом «Лукойл». На ней также предлагаются продукты стандарта Евро-5. У Роснефти возникли проблемы и с проектом «ЮГ». Параллельно трудности с модернизацией начали возникать на НК НПЗ.

К тому же оба завода покинули ряд менеджеров высшего звена, имеющих большой опыт работы. В адрес СНПЗ и НК НПЗ были предъявлены существенные претензии как со стороны надзорных органов за различные нарушения, в т.ч. и при строительно-монтажных работах, так и претензии контрагентов. Стали достоянием гласности некоторые схемы работы СНПЗ и НК НПЗ, которые при желании можно сравнить с мошенническими. Понятно, что в такой обстановке о сложившейся в Сызрани и Новокуйбышевске репутации Константина Стежко и Виталия Зубера как компетентных руководителей, честных менеджеров говорить приходится с осторожностью.

Мифы

По мнению мифотворцев, назначения Зубера и Стежко были связаны с тем, что на федеральном уровне хотели видеть во главе НК НПЗ и СНПЗ более лояльных и надежных топ-менеджеров. Им, как говорят, вышестоящее руководство настоятельно рекомендовало всячески пресекать деятельность внутрикорпоративной «фронды ЮКОСа», а также бороться с наследием «старых нефтяных генералов», коррупцией, круговой порукой. Однако вместо борьбы с укоренившимися пороками на предприятиях пришельцы якобы сами взялись активно их изучать.

Так, по мнению мифотворцев, Зубер не спешил отказываться от «услуг» юрлиц с криминальным прошлым. При предыдущих руководителях НК НПЗ сомнительные фирмы якобы помогали им осваивать средства, добытые нелегким, а порой и опасным трудом заводчан. Как полагают создатели мифов, услуги по экспертизе промышленной безопасности НК НПЗ в настоящий момент продолжает оказывать ООО «Промэкс», руководителем и совладельцем которой выступает Вадим Власов. Вадима Власова считают родственником Игоря Власова. Последний совместно с бывшим руководителем управления Ростехнадзора по Самарской обл. (позже преобразовано в Средне-Поволжское) Юрием Зольниковым и его сыном Андреем Зольниковым создал организованное преступное сообщество «Штаб». Именно к таким выводам пришли следователи. «В ходе проведения предварительного следствия было установлено, что в период с 1999 по 2006 гг. в г. Самаре Юрий Зольников, являющийся должностным лицом — руководителем Управления по технологическому и экологическому надзору (УТЭН) Ростехнадзора по Самарской обл., а также директор самарского филиала ОАО «Оргэнергонефть» Игорь Власов и теневой директор ООО «НПФ «Промэкспертиза» Андрей Зольников создали и возглавили организованное преступное сообщество «Штаб»... с целью получения доходов от преступного бизнеса на территории Самарской обл. ... путем устранения с рынка иных участников экономической деятельности, в т.ч. путем умышленного причинения им смерти», — говорится в официальном сообщении СУ СК РФ по Самарской обл. За свою преступную деятельность 30 июля 2009 г. Юрий Зольников был приговорен к лишению свободы сроком на 19 лет, а его сын Андрей Зольников — на 21 год. Тем не менее, по некоторым сведениям, это, видимо, не мешает НК НПЗ вновь и вновь обращаться к «авторитетам» в области промбезопасности. Причем, по мнению тех же мифотворцев, активное содействие этому в настоящий момент якобы оказывает и.о. заместителя руководителя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора/начальник межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта, газового и общепромышленного надзора Средне-Поволжского управления Ростехнадзора Сергей Михайлов. Сергей Михайлов приходится сыном Семену Михайлову, который с 1995 по 2000 гг. возглавлял НК НПЗ.

Мифотворцы склонны к оценке, что «услуги» по экспертизе промбезопасности не внушающих доверие организаций существуют лишь на бумаге, зато выделенные средства расходятся по нужным карманам. Видимо, об этом предпочитают молчать представители «старых нефтяных генералов» в Ростехнадзоре, при которых эта схема уже была отработана. В таком случае о реальном соблюдении безопасности на производстве НК НПЗ говорить не приходится.

Уже в начале 2015 г. один из мифотворцев в соцсети высказывал свои опасения по поводу возникновения аварийных ситуаций. К сожалению, опасения подтвердились. 30 апреля 2015 г. на территории НК НПЗ при производстве ремонтно-подготовительных работ на площадке запорной арматуры по сбросу факельного газа с установки стабилизации бензина в факельный коллектор произошел выброс факельного газа. В результате погиб рабочий. На редакционный запрос по данному инциденту служба по связям с общественностью НК НПЗ пояснила, что в настоящее время расследованием происшествия занимается комиссия «под председательством территориального Управления Ростехнадзора». Помимо этого было сказано: «Новокуйбышевский НПЗ относится к соблюдению требований промышленной безопасности с максимальной строгостью, выполняет задачи, поставленные НК «Роснефть» по повышению уровня охраны труда и промышленной безопасности». Спрашивается, кому верить?

Мифотворцы не складывают геройских саг и о Константине Стежко. В сказках он выглядит, мягко говоря, не самым положительным персонажем. Особенно это касается мифа о некой мошеннической схеме внутри самой Роснефти. Мифотворцы почему-то приписывают авторство по разработке этой схемы вице-президенту Роснефти по кадровым вопросам Юрию Калинину и руководителю департамента организации закупок Роснефти Сергею Михайлову (тезка и однофамилец сына того самого Семена Михайлова). Мифотворцы сочинительству ют, что эти схемы могли быть обкатаны еще в ТНК-ВР и Славнефти. Да-да, именно там, где делал карьеру Стежко. Наверное, по этой причине сегодня можно услышать разговоры, что эти схемы с приходом Стежко вдруг оказались востребованы на СНПЗ.

Стежко действительно мог работать с Сергеем Михайловым как минимум в Славнефти. И в Роснефть они пришли в одно и то же время. Нельзя исключать, что Сергей Михайлов просто таскает за собой «своего в доску» менеджера. Что может быть более удобным при реализации каких угодно схем, чем безгранично преданный подчиненный? А порезвиться, пока на СНПЗ продолжается модернизация, есть где.

Прогнозы

Сейчас на СНПЗ может проходить активное сокращение руководящего персонала. Причем процесс, скорее всего, мог быть запущен по указанию из Роснефти. Конечно, если кадровая чистка инициирована сверху, то как корпоративный менеджер Константин Стежко должен безусловно следовать установкам.

С другой стороны, вполне возможно, что под маркой корпоративных установок Стежко может иметь возможность решать и личные вопросы. Ситуация для этого выглядит более чем благоприятной. Скорее всего, у Стежко уже сложились в сызранском коллективе определенные предпочтения. Если это так, то кадровая перетасовка рискует произойти не по профессиональному, а по личностному принципу. Вряд ли те, кто оказывается под угрозой увольнения, с благодарностью примут такие решения. И вряд ли тогда репутация Стежко укрепится в Сызрани. В таком случае здесь его будут продолжать считать временщиком, варягом.

Что касается Виталия Зубера, то ему, по всей видимости, придется продолжать считаться с влиянием бывших руководителей НК НПЗ на предприятие. Проводником этого влияния, в частности, может выступать генеральный директор ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок» (дочернее предприятие НК НПЗ) Владимир Фомин.

Сопротивляется влиянию Зубер с переменным успехом. Примером отказа от сотрудничества с НЗМП может служить недавнее проведение НК НПЗ открытого запроса предложений на поставку синтетических и минеральных масел импортного производства. Хотя ряд заказанных позиций имеет аналоги, производимые «дочкой». Здесь уместно порассуждать на тему, что Зубер в борьбе с влиянием «генералов», похоже, не очень держится курса на импортозамещение, провозглашенного высшим руководством страны.

Цитата:

- Отношения с подрядчиками выстроены конструктивные. На наших объектах работают подрядные организации из Москвы, Татарстана, Башкортостана, примерно 50-60% подрядчиков — из Самарской обл. Работают слаженно, качество хорошее. (Виталий Зубер, в комментариях ИА «Волга Нъюс» в сентябре 2014 г.)

- Компания «Роснефть» является крупнейшей в стране. Но, несмотря на свои большие задачи, является социально ответственной и уделяет очень большое внимание развитию тех территорий, на которых она осуществляет свою деятельность. Очень важно, чтобы находилось взаимопонимание, чтобы проекты реализовывались. (Константин Стежко, на заседании координационного совета по развитию Сызрани в декабре 2014 г.)