29 марта ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» (ЮЗТНП) начало обосновывать свои претензии к правительству Самарской обл. в суде. ЮЗТНП намерен получить с регионального Министерства финансов 9,4 млн р. убытков, якобы причиненных истцу в результате принятия приказа УГРиКЭ №80 от 28 декабря 2009 г. Ранее данный приказ был оставлен в силе всеми арбитражными инстанциями, несмотря на противодействие ЮЗТНП. За спорами по непрофильному для себя вопросу в ЮЗТНП, похоже, не слишком заботятся о безопасности основной деятельности. Об этом косвенно свидетельствуют результаты недавних проверок, проведенных на предприятии специалистами МЧС и Ростехнадзора.
Приказ УГРиКЭ по Самарской обл. №80 от 28 декабря 2009 г. устанавливал индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями региона с 1 января 2010 г. Пунктами № 27, 32, 59, 73 приложения №1 к названному приказу были определены двухставочные тарифы за содержание электрических сетей и оплату технологического расхода (потерь) между ЮЗТНП и четырьмя компаниями – ООО «СПЕКТР», ООО «Сызранская городская электросеть», ОАО «МРСК Волги» и ООО «Самара-Терминал». Изменение схемы взаиморасчетов за услуги по передаче не устроило ЮЗТНП. По мнению представителей ОАО АК «Транснефтепродукт», в структуру которого входит ЮЗТНП, после получения приказа и анализа расчетных таблиц индивидуальный тариф в компании сочли экономически необоснованным. В результате ЮЗТНП обратился в УГРиКЭ с заявлением о выходе из реестра сетевых организаций, осуществляющих деятельность в электроэнергетике, с 1 января 2010 г. Примечательно, что это произошло только 9 марта 2010 г. В качестве мотива ЮЗТНП указал на то, что тарифы, установленные приказом №80, являются для общества невыгодными, а следовательно, нарушают его права и законные интересы. Рассмотрев обращение, УГРиКЭ приказом №23-р от 29 июня 2010 г. исключило ЮЗТНП из вышеуказанного реестра. В этот же день был подписан приказ №22 об признании утратившими силу индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов ЮЗТНП между сетевыми организациями Самарской обл. на 2010 г. «Новым приказом индивидуальные тарифы были отменены, но только с 1 июля 2010 г. и без решения вопроса о возмещении убытков», — пояснил начальник отдела по связям с общественностью Транснефтепродукта Илья Архипов. Пока остается неизвестным, с какого момента в ЮЗТНП исчисляют убытки. Однако учитывая, что до момента подачи заявления и в ходе его рассмотрения ЮЗТНП обязан был подчиняться приказу, а также то, что УГРиКЭ вряд ли нарушило сроки рассмотрения обращения компании, можно предположить, что никаких убытков в действительности не было. Другими словами, если в ходе судебного разбирательства выяснится, что расходы, понесенные ЮЗТНП до 1 июля 2010 г., обоснованы действием приказа, то убытками их признать станет невозможно. |  |  ОАО «ЮЗТНП» слишком долго готовило претензии Минфину
Любопытно, что спустя два месяца после отмены тарифов для ЮЗТНП и исключения общества из реестра сетевых организаций ЮЗТНП обратился в арбитраж с требованием признать недействительным приказ УГРиКЭ №22 от 29 июня 2010 г. и обязать регулятора отменить приказ №80 от 28 декабря 2009 г. Такое заявление могло свидетельствовать о намерении ЮЗТНП вернуться в реестр сетевых организаций на удобных для него условиях и в то же время подготовить почву для взыскания убытков. Чуть позже требования ЮЗТНП видоизменились. Определением от 25 октября 2010 г. предмет иска был утвержден как признание недействительными только вышеуказанных пунктов № 27, 32, 59, 73 приложения №1 приказа №80. Т. е. теперь речь шла об оспаривании тарифов, назначенных исключительно для ЮЗТНП. По всей видимости, в компании начали опасаться того, что отмена приказа №80 целиком приведет к претензиям к ЮЗТНП со стороны других сетевых организации, которых назначенные тарифы могли вполне устраивать. В итоге суд отказал компании в удовлетворении требований, указав на пропуск заявителем срока подачи иска, хотя о существовании оспариваемого приказа ему было известно заблаговременно. «Тот факт, что заявитель обращался с заявлением об исключении его из реестра сетевых организаций, не мог служить препятствием для обращения в суд, тем более что у ответчика (УГРиКЭ) не имеется законодательно установленной возможности отмены приказа об установлении тарифов с момента его издания», — комментируются в судебном решении от 24 декабря 2010 г. причины опоздания ЮЗТНП. Несмотря на все усилия, обжаловать данное решение в судах вышестоящих инстанций, вплоть до ВАС РФ, ЮЗТНП не удалось. Тем не менее в декабре 2012 г., по истечении более года с момента отказа в пересмотре дела президиумом ВАС РФ, ЮЗТНП все же решился заявить в суде о своих убытках. Причем претензии на сумму свыше 9,4 млн р., как сообщается в ответе ЮЗТНП на запрос редакции, «о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий государственных органов», были адресованы Министерству управления финансами Самарской обл. 5 марта 2013 г. Минфин ходатайствовал о замене себя как ответчика на Министерство энергетики и ЖКХ, являющееся правопреемником УГРиКЭ. Вопрос о замене был рассмотрен 29 марта. Наблюдатели оценивают шансы ЮЗТНП взыскать деньги с правительственных органов как весьма скромные, т. к. приказ УГРиКЭ, якобы нанесший убытки компании, так и не был отменен, а значит, сохранил свою силу. |  | Вероятно, разбирательства по поводу невыгодных тарифов могли отвлечь внимание ЮЗТНП от обеспечения безопасности основной деятельности по транспортировке нефтепродуктов. В пользу недоработок по ряду направлений косвенно свидетельствуют результаты недавних проверок, проведенных на предприятии МЧС и Ростехнадзором. Отсюда напрашивается вывод, что вместо апелляций к региональным властям ЮЗТНП следовало бы усилить контроль над организацией собственной работы.  | Комментарии |  |
Сергей КАНДЕЕВ, министр управления финансами Самарской обл. - В 2010 г. ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» обращалось в суд с заявлением об отмене приказа УГРиКЭ Самарской обл. №80 от 28 декабря 2009 г. Решением Арбитражного суда Самарской обл. от 24 декабря 2010 г. в удовлетворении исковых требований отказано. В апелляционной и кассационной инстанциях решение суда первой инстанции оставлено в силе. В настоящий момент обществом подано заявление о взыскании с казны Самарской обл. убытков в размере 9,404 млн р., возникших, по мнению ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт», вследствие установления приказом УГРиКЭ №80 от 28 декабря 2009 г. экономически необоснованного тарифа. Илья АРХИПОВ, начальник отдела по связям с общественностью ОАО АК «Транснефтепродукт» - Приказ №80 от 28 декабря 2009 г. обжаловался ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» в арбитражном суде, однако в удовлетворении заявления судом было отказано, при этом законность ненормативного правового акта по существу судом не рассматривалась. Результаты проверок объектов ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт», расположенных в Самарской обл., удовлетворительные. В ходе проверок органами государственного пожарного надзора в 2012 г. было предложено 18 мероприятий. В настоящее время выполнено 16 мероприятий, по двум мероприятиям сроки не истекли. Юрий ИВАНОВ, начальник ГУ МЧС России по Самарской обл. - Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Самарской обл. 21 ноября 2012 г. проведена проверка в отношении ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» по адресам: г. Самара, ул. Льва Толстого д. 75; г. Самара, ул. Уральская, д. 46а; г. Сызрань, ул. Нефтебазная, д. 16; г. Сызрань, ул. Нефтепроводная, д. 10. По результатам проверки выявлены нарушения требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности. О ходе устранения выявленных нарушений информация в адрес ГУ МЧС России по Самарской обл. не поступала. Валерий САФРОНОВ, руководитель Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Последняя проверка филиала ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» проводилась 23 ноября 2012 г. По результатам проведенной проверки выдано предписание и привлечено к административной ответственности четыре должностных лица. Все замечания, отраженные в предписании, устраняются в установленные сроки. |