ОАО «АВТОВАЗ» продолжает терять покупателя на внутреннем рынке. К такому заключению можно прийти, изучив раскрытую АВТОВАЗом информацию о структуре продаж автомобилей за 9 месяцев 2012 г. Очевидно, что такая ситуация негативным образом может сказаться не только на АВТОВАЗе, но и на поставщиках комплектующих, у которых, судя по всему, накопились и другие проблемы, среди которых стоит выделить необходимость проводить сокращение персонала.
В начале октября официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ» сообщил о том, что по итогам 9 месяцев 2012 г. продано 451779 автомобилей LADA. Представители завода предпочли умолчать, что продажи на территории России за этот же период составили 399 142. Этот показатель получается, если сложить представленные данные за семь месяцев 2012 г. и данные за август и сентябрь. Сравнивая с показателями 2011г., можно отметить, что за три квартала прошлого года на внутреннем российском рынке было продано 443 917 автомобилей вазовского производства. Т. е. в 2012 г. к 1 октября потребление автомобилей LADA в России сократилось на 44 775, или на 10%. Данные обстоятельства объясняются прекращением производства «классических» моделей LADA и завершением государственной программы утилизации, на что и указывает АВТОВАЗ. При этом следует отметить, что экспортные продажи несколько выросли. Если в 2011 г. за 9 мес. на внешний рынок было продано 37 723, то в 2012 г. этот показатель составил 52 637 автомобилей. Одним из крупных потребителей на внешнем рынке до последнего времени оставался Азербайджан. Ежеквартальный отчет ОАО «АВТОВАЗ» за II кв 2012 г. дает наглядное представление об объемах поставок. В I полугодии 2012 г. в Азербайджан было поставлено 5 089 автомобилей, или порядка 15% от общих экспортных поставок за этот период. Однако ИА «ИТАР ТАСС» распространило информацию: «Азербайджан с 1 октября ввел запрет на импорт в страну российских автомобилей «ВАЗ-21144» и «ВАЗ-21154». Изменения на АВТОВАЗе напрямую сказываются на ситуации с объемом производства у поставщиков. Это отчетливо можно было наблюдать в период финансового кризиса. | | Численность работников непосредственно ОАО «АВТОВАЗ» значительно сократилась. Было высвобождено около 30 тыс. человек. Были созданы дочерние предприятия АВТОВАЗа ООО «АВТОВАЗ-перспектива» и ООО «Реформинг-центр», в которые вывели около 20 тыс. вазовских работников. Летом 2011 г. «АВТОВАЗ-перспектива» и «Реформинг-центр» были уступлены АВТОВАЗом в пользу ООО «Управляющая компания (УК) Группа компаний (ГК) «ДСК». Последняя находится под контролем той же группы лиц, что и ОАО «ТЗТО». В 2008-2010 гг. прошла волна сокращений на заводах ОАО «АвтоВАЗагрегат», ООО «ДСК», ОАО «ТЗТО» и ряде других менее крупных предприятий города. Так, например, на одном только АвтоВАЗагрегате в начале 2010 г. в плане сокращения персонала попало 1469 человек. И это при том, что на конец II кв. 2009 г. на предприятии числилось 3449 человек. Подобную ситуацию можно было наблюдать и на ТЗТО. Для наглядности можно представить параллельно происходившие процессы изменения финансовых показателей ТЗТО и показатели кадровой политики. Так, кредиторская задолженность ОАО «ТЗТО» в период со II кв. 2008 г. до III кв. 2008 г. выросла с 736 млн р. до 876 млн р. Дебиторская задолженность предприятия за этот же период также увеличилась с 392 млн р. до 611 млн р. Одновременно стало известно, что численность работников за этот же период уменьшилась с 1695 чел. (в III кв. 2007 г.-1730 чел.) до 1624 чел. Период финансового кризиса для предприятий-поставщиков, так же как и для АВТОВАЗа, мог оказаться роковым. В отличие от АВТОВАЗа, который получил прямую господдержку, поставщики оказались в более уязвимом положении. В настоящее время можно наблюдать выравнивание финансовых показателей предприятий. Однако перспективы сохранения своих позиций на рынке или даже существование самих предприятий, по всей видимости, сейчас выглядят туманно. В свете нынешних событий — снижения объемов производства на АВТОВАЗе — скорее приходится говорить о возможных предстоящих сокращениях в организациях, сохраняющих независимость от ОАО «Объединенные автомобильные технологии». Это около двадцати заводов, производящих комплектующие для традиционных вазовских моделей. | | Очевидно, что вместе с поставкой в массовое производство моделей Renault-Nissan к работе с АВТОВАЗом будут привлечены поставщики альянса. А если снизятся объемы производства на таких предприятиях, как ТЗТО, ДСК или АвтоВАЗагрегат, это, скорее всего, приведет к новым массовым сокращениям. | Комментарии | |
Дмитрий САВЕНКОВ, генеральный директор ЗАО «Мотор-Супер» - Тот, кто не успел перестроиться, тот уйдет. Это понятно. Сейчас социализма нет, поэтому нужно было начинать перестраиваться лет десять назад. Десять лет назад мы знали, что будем вступать в ВТО, мы знали, как развивается мировой автопром, мы знали правила игры в Европе, Америке. Некоторые предприятия два-три года назад начали внедрение у себя системы менеджмента качества ISO. Мы, например, и ВИС в т. ч., лет 10-12 назад начали этим заниматься. Юрий ЦЕЛИКОВ, ветеран ОАО «АВТОВАЗ» - Часть мощностей должна будет, в соответствии с законом, оставлена и загружена под производство запчастей на вторичный рынок. Сразу они не пропадут. Парк огромный, поставщикам пока есть чем заняться. Кроме того, часть номенклатуры переходит на другие модели. В обозримом будущем — лет 10 — им будет чем заниматься, но объемы, конечно, упадут. Придется либо осваивать производство новых комплектующих, либо проводить сокращения. Сергей ДЬЯЧКОВ, социолог - Мне кажется, французских партнеров не совсем устраивает ситуация с поставками комплектующих. Наверняка они имеют претензии по качеству, они могут быть недовольны темпами перестройки производства под меняющийся модельный ряд. Раз будут претензии, потребление будет ниже. Вследствие этого поставщикам придется как-то ужиматься. Проводить увольнения — это слишком рискованно, может, будут сокращать рабочие смены или что-то еще делаться. Я не знаю, как руководители предприятий будут действовать, но думаю, что увольнения будут происходить в последнюю очередь. |