Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (150) | 2 октября 2006г.
 

Николаев – Сахаров:

Жизнь по сценарию

Егор Кошеров

Бывших членов совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Алексея НИКОЛАЕВА и Константина САХАРОВА связывают не только долгие годы совместной работы. Они старые друзья. Их общая страсть — охота и рыбалка — не раз становилась объектом шуток со стороны коллег. Между тем они оба являлись, пожалуй, самыми доверенными людьми Владимира КАДАННИКОВА. Он использовал их на протяжении долгих лет для удержания завода под своим контролем. Сегодня можно однозначно сказать, что бывшие «генералы» являются одними из самых обеспеченных пенсионеров Тольятти.

Факты

Каданников вывел их с завода по-разному. Сахаров лишился всех своих постов на АВТОВАЗе в течение более короткого срока, чем Николаев. Для него все решилось на январском совете директоров 2004 г. Заявление об уходе на пенсию с должности вице-президента по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» удовлетворили без лишних обсуждений. Соответственно отпала необходимость вносить его кандидатуру в новый состав совета директоров на 2005 г. Для Николаева же уход растянулся почти на 2,5 года: отставка с должности генерального директора — президента ОАО «АВТОВАЗ» случилась в конце января 2002 г., предложение вывести его из состава совета директоров было зафиксировано лишь в апреле 2004 г.

Никто из аналитиков крупнейших российских инвестиционных компаний даже в самых резких комментариях не назвал эти отставки революционными. Все прекрасно понимали, что председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Каданников всего-навсего пару своих людей заменил другими. Более молодыми.

Николаев и Сахаров были одними из немногих, кто своей преданностью Каданникову помогал ему удерживать контроль над АВТОВАЗом. С начала 90-х гг. Каданников остро ощущал свою уязвимость со стороны таких харизматичных и достаточно самостоятельных лидеров, как Николай Ляченков и Александр Зибарев. Они были центрами сосредоточения сил, способных сместить Каданникова. Словно гроссмейстер в шахматной партии он блокировал противника, расставляя свои фигуры в нужной конфигурации. Именно этим объясняется решение о назначении в 1996 г. Николаева гендиректором -президентом. Каданников тогда был вынужден покинуть этот пост, получив предложение стать вице-премьером правительства РФ. Примечательно, что основная масса вазовцев, не посвященных в тайны интриг борьбы за власть, предпочитала увидеть в тот момент на этом высоком посту именно Ляченкова, но никак не Николаева. Мало кто из них понимал, что Каданников просто не мог покинуть Тольятти, передав Ляченкову всю полноту власти. Консерватизм и неамбициозность Николаева в плане создания собственного околозаводского бизнеса его устраивали. Очевидцы отмечают, что своими методами и стилем работы Николаев как никто другой на АВТОВАЗе олицетворял образ «красного директора». Конечно, он не отличался такой коммуникабельностью, умением ладить со всеми и публичностью, как Сахаров. Но этого от него и не требовалось. Николаев должен был следовать другой установке — обеспечивать непрерывность работы главного конвейера, невзирая ни на какие трудности.

Судя по тому, что удалось сделать Сахарову, возглавляя сектор научно-технического развития завода, можно сказать, что он удачно справился с ролью человека, перед которым стояла задача не допустить появления новых амбициозных лидеров из среды НТЦ и прочих подконтрольных ему направлений. Стоит отметить, что на рубеже 80 — 90-х гг. НТЦ на АВТОВАЗе был самым предрасположенным для зарождения оппозиции местом. Назначая в 1988 г. Сахарова в качестве своего преемника на пост директора НТЦ, Каданников прекрасно понимал, что делает ставку на кадровика, а не на опытного конструктора.

Но для него куда важнее оказалось такое ценное качество Сахарова, как «умение мыслить на несколько ходов вперед». И Сахаров не подводил. Он управлял вверенным ему направлением именно так, как мог бы пожелать того сам Каданников. При Сахарове рядовые вазовцы стали называть НТЦ не иначе, как «новый торговый центр». «Будучи директором НТЦ, Сахаров сам зарабатывал и не мешал зарабатывать другим», — вспоминают очевидцы, объясняя причину, из-за которой работа Сахарова в НТЦ устраивала многих. Поэтому стоит ли удивляться, что за все эти годы Сахарову не удалось получить славу руководителя, сумевшего добиться высоких показателей в сфере разработки новых автомобилей. В воспоминаниях тысяч вазовцев он запечатлен как президент хоккейного клуба «Лада» и президент фирменного автомобильного клуба «Лада-Автоспорт», в бытность которого спортсмены этих клубов блистали призовыми местами на чемпионатах России. Но самым «пророческим» деянием Сахарова на АВТОВАЗе, безусловно, можно считать создание технического музея. История с подводной лодкой стала апофеозом всего процесса сбора экспонатов. Усилиями современных бурлаков субмарина, пропахав с десяток километров по полям с. Подстепки, стала, пожалуй, самым основательным памятником сахаровского увлечения. Когда на пустыре возле НТЦ он начал собирать военную технику со всей страны, никто и представить себе не мог, что через каких-то 5 лет АВТОВАЗ станет вотчиной торговцев оружием.

Мифы

Иметь возможность общаться с такими людьми, как Сахаров и Николаев, почитали за честь многие тольяттинские бизнесмены. Оба в силу своего высокого статуса относились к тем, кто давал «путевку в жизнь». Наиболее ярким примером можно считать нынешнего вице-губернатора Сергея Сычева. Путь от дилера до генерального директора предприятия, являющегося крупнейшим поставщиком АВТОВАЗа, мало кому удавался. Словно в знак благодарности Сычев, уже будучи гендиректором и совладельцем ОАО «АвтоВАЗагрегат» (с 2001 г. ООО «Лада- Интер- Сервис- Инвестиция» контролировала 75% компании), трудоустраивал у себя двух этих вазовских генералов по мере их отставок на АВТОВАЗе. В начале 2002 г. бывший генеральный директор — президент Николаев был не просто введен в совет директоров АвтоВАЗагрегата, ему была предоставлена честь возглавить совет директоров. Уступить пост председателя совета директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» ему пришлось уже в начале 2004 г. Он без доли сожаления передал его своему другу Константину Сахарову, тоже оставшемуся к тому моменту без работы. О патологической замкнутости Николаева исключительно на проблемах обеспечения бесперебойной работы конвейера можно судить по мифу, рассказывающему о том, что он не был посвящен в ряд схем вывода денег с АВТОВАЗа. По сведениям мифотворцев, содержание представительств в странах Западной Европы обходилось АВТОВАЗу в весьма крупную сумму. Нецелевые расходы загранпредставительств превышали все мыслимые пределы. Однако все это аккурат вписывали в статью расходов на сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей. Списание средств осуществлялось преимущественно во II кв. Однажды Виктор Поляков обратил внимание, что затраты на гарантийно-сервисное обслуживание в себестоимости автомобилей составили 30%. При самых неблагоприятных обстоятельствах они не должны были составлять 10%. Мог разразиться большой скандал. Спасло Николаева то, что он ничего не знал о случившемся, поясняют мифотворцы.

Но, пожалуй, самой крупной «черной дырой» для вазовских финансов была техническая дирекция, обращают внимание мифотворцы.

Всевозможные закупки импортного оборудования, загранпоездки, командировки, испытания, строительство полигонов и прочие проекты, под которые легко было списать неимоверное количество средств, всегда осуществлялись во имя самой святой для АВТОВАЗа цели — разработки и создания новой техники. Между тем развитие профессионального хоккея и автоспорта Сахаров тоже умудрялся вписать во все это. Один из мифотворцев раскрыл «Хронографу» историю, полностью развенчивающую миф о том, что ХК «Лада» получил толчок к развитию именно благодаря безмерной любви Сахарова к хоккею. Не меньше его хоккеем увлекался Николаев. Говорят, что в бытность главным тренером ХК «Лада» Дмитрия Богинова Николаев поднял вопрос о взятии команды под опеку завода. В силу своей загруженности он не стал взваливать на себя почетное бремя президента клуба, предоставив такую возможность Сахарову.

Но не только хоккей, автоспорт и военная техника нравились Сахарову. Любил он и лошадей. И этой любовью однажды даже хотел поделиться с Каданниковым. На конюшне клуба «Белая лошадь» в пос. Приморском была у Сахарова своя лошадь. Как-то под Новый год пожелал он сделать своему боссу подарок, говорится в мифе. Обратился к хозяину клуба с просьбой подобрать достойного коня. «Возьму я этого коня, поскачу утром 1 января к дому Владимира Васильевича. Скажу: вот тебе мой подарок. И поскачем мы с ним вместе», — пересказал мечты Сахарова один из очевидцев.

В одном из распространенных на АВТОВАЗе мифов по поводу отставки Николаева говорится, что случился у него неожиданный роман с одной из молодых секретарш, грозящий даже перейти в женитьбу. Однако Каданников к этому служебному роману отнесся весьма неодобрительно.

Прогнозы

Сахаров и Николаев не отличались такой плодовитостью на почве создания и соучреждения различных коммерческих бизнес-проектов, как, например, их коллега Ляченков. Их дети, а точнее будет сказать, дочери, не были замечены в должностях вице-президентов банков или первых заместителей генеральных директоров предприятий, как, например, сыновья того же Николая Ляченкова или Виталия Вильчика. При всем при этом их можно по праву считать сейчас, пожалуй, самыми обеспеченными пенсионерами в Тольятти. А то, что у них по уходу с АВТОВАЗа не оказалось такого большого количества компаний, как у Ляченкова, так это только способствует спокойной и размеренной жизни на пенсии и защищает от излишних стрессов. Теперь они могут всецело предаться своему любимому хобби — охоте и рыбалке.

В такой обстановке, оглядываясь на опыт прожитых лет, многие начинают задумываться о написании мемуаров. Несомненно, им есть о чем написать. И эти труды могли бы стать бестселлерами. Но при одном условии: если они не будут написаны в стиле официальной вазовской хроники, растиражированной различными юбилейными глянцевыми изданиями.

Ссылки:

Влияние Николаева было тяжело переоценить, не использовать этот ресурс было бы непростительно. Ему и по сей день приписывают участие в деятельности АКБ «Автомобильный банкирский дом», АО «АвтоВАЗагрегат», АО «Лада-Фарм», ГК «Арлан». Тем не менее с июня на АВТОВАЗе Алексея Николаева не станет. Официальная причина ухода — по состоянию здоровья. Но, по мнению многих, без определенного давления все же не обошлось. («Площадь Свободы» №60 за 2003 г.)

- Не стоит искать причины и тем более виновных в том, что сегодня происходит. Надо исходить из нашего состояния с тем, чтобы обеспечить развитие и не растерять накопленного за эти годы. Не дай Бог, мы начнем копошиться: это так, это не так, это то, это се. Тогда нас разорвут по частям, по одиночке. Надо собраться и думать, как в нынешней ситуации двигаться вперед, как победить. (Из интервью Константина Сахарова в книге «ВАЗ: страницы истории», ч. 3)