Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (271) | 2 марта 2009г.
 

Доступное имущество

Ответственные за госимущество чиновники предпочли не заметить увода СДП

Илья Круговой

25 февраля на государственном ОАО ИД «Самарский Дом печати» (СДП) прошло собрание сотрудников предприятия, на котором директор предприятия Сергей ПУШКИН обрисовал собравшимся сложившуюся ситуацию. При этом он не строил радужных планов относительно того, каким будет конечный исход дела. 24 февраля в Арбитражном суде Самарской обл. рассматривался иск СДП к четырем фирмам, продавшим имущество предприятия главе ГК «Самарский деловой мир» (СДМ) Алексею ШАПОВАЛОВУ. С учетом недавней коллегии Генеральной прокуратуры, на которой президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ поручил прокурорам проверить, как именно распоряжаются госимуществом в регионах, исход дела может быть не в пользу бизнесмена.

Закономерные совпадения

24 февраля областной арбитражный суд продолжил рассмотрение иска ОАО ИД «СДП» к четырем организациям — ООО «Грант», ООО «Деймос», ООО «Квадро» и ООО «Консенсус». Именно эти фирмы участвовали в отчуждении и продаже имущества Дома печати в качестве посредников. Окончательным покупателем имущества называется самарский девелопер и владелец игровой сети «Лас-Вегас» Алексей Шаповалов.

По одной из версий, имущество СДП начало распродаваться еще в 2005 г., когда была продана летняя база отдыха «Полиграфист», которая располагалась в пос. Волжском Красноярского р-на Самарской обл. По некоторым данным, реальная стоимость базы на тот момент была порядка 40 млн. р., однако продана она была за 1,235 млн. р. Затем, вплоть до 2007 г., распродавалось якобы по чрезвычайно заниженным ценам и остальное имущество СДП, такое как гараж и склад бумаги. Коммерсантов интересовали не сами здания или их инфраструктура, а в первую очередь земля, на которой они расположены. Все схемы по отчуждению собственности реализовывались при прямом участии главы ОАО «Техоборонпром» Алексея Леушкина.

Для начала в мае 2007 г. было зарегистрировано предприятие с аналогичным названием — «Самарский Дом печати», правда, статус у него при этом был не акционерного общества (ОАО), а ООО с уставным капиталом всего 10 тыс. р. На эту фирму и было выведено почти все имущество госпредприятия. При этом довольно любопытно, что руководителем ООО был назначен Александр Прокопович, который одновременно занимал пост заместителя генерального директора ОАО ИД «СДП». Этому обстоятельству в тот момент никто не придал значения. В дальнейшем корпуса Дома печати, а также производственные мощности в виде печатных станков распродавались четырем упоминавшимся выше фирмам. Одна из них, ООО «Квадро», формально является фирмой Леушкина, а руководителем там числится Сергей Алехин, он же одновременно является директором фирмы «Консенсус». Фирма «Квадро» зарегистрирована по адресу: ул. Красноармейская, 251. По этому же адресу зарегистрировано и основное предприятие ГК «Самарский деловой мир» ООО «Лас-Вегас. Игровая система». Хотя с учетом последних событий простым совпадением это назвать сложно.

Запоздалое прозрение

100% акций ОАО ИД «СДП» принадлежит государству и находится под управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ФАУГИ, Росимущество). Основную массу мест в совете директоров СДП на протяжении всего периода подготовки к продаже и уже после продажи имущества СДП занимали представители управления Росимущества по Самарской обл. На протяжении нескольких последних лет его возглавляет Айвар Кинжабаев. Примечательно и то, что до апреля 2007 г. в совет директоров СДП входил Сергей Файнгерш, который на тот момент исполнял обязанности заместителя руководителя территориального управления Росимущества Айвара Кинжабаева. Затем вместо него в совете директоров появились другие сотрудники госведомства.

Примерно в тот же период началось отчуждение основных корпусов СДП вместе с землей, на которой они стоят.

Эксперты «Хронографа» сходятся во мнении, что сделка с имуществом СДП могла бы еще долго оставаться незамеченной, как это часто происходило в области с целым рядом объектов, попавших в сферу интересов спекулянтов и рейдеров. Тем не менее в декабре последний покупатель в лице Алексея Шаповалова перешел к активным действиям. В начале декабря 2008 г. на территорию СДП зашли около двух десятков сотрудников одного из частных охранных предприятий, входящих в структуру Группы компаний СДМ (см. «Хронограф» №46 (261) от 08.12.08).

Поменяли вектор

После прошлогоднего инцидента с участием Алексея Шаповалова на предприятии, в данном случае ОАО ИД «СДП», было принято решение сменить гендиректора. В результате на место Дмитрия Милюкова был назначен Сергей Пушкин. В его задачу входит не допустить, чтобы предприятие окончательно ушло в чужие руки. Тем более что в нынешней ситуации это повлечет очередную волну безработицы, т. к. СДП может просто прекратить свое существование. Естественно, что самый главный объект СДП — административные корпуса — интересовали Шаповалова не как некие производственные мощности. Гораздо привлекательней выглядит сам земельный участок на пр-те Карла Маркса, где в дальнейшем может пройти магистраль Центральная. Разумеется, при этом новый собственник земельного участка в дальнейшем сможет диктовать властям свои условия.

На прошлой неделе Сергей Пушкин провел встречу с сотрудниками СДП, на которой обрисовал ситуацию так, как она есть на самом деле. Пушкин сразу дал понять собравшимся, что от него сейчас мало что зависит, т. к. процесс вывода активов к моменту его назначения ушел достаточно далеко. Он может лишь представлять интересы предприятия в арбитражном суде, где уже начались первые слушания. Но относительно их исхода новый гендиректор не строит радужных перспектив. «Я здесь уже два месяца, и за это время в суде пока не принято ни одного решения. Я думаю, что первое решение будет принято не ранее чем через месяц, и мне кажется, не в нашу пользу. Это видно даже по настрою судьи», -сказал Сергей Пушкин работникам Дома печати. Примечательно, что на собрание в СДП пришли и бывшие сотрудники ОАО «Самарабланкиздат», к покупке и продаже которого причастны те же самые лица — Алексей Леушкин и Алексей Шаповалов. Стоит напомнить, что

Самарабланкиздат тоже являлось госпредприятием и находилось в ведении управления Росимушества по Самарской обл. Представители Шаповалова в интервью одному из СМИ даже заявляли, что либо переделают здание под гостиницу, либо снесут и построят на этом месте что-нибудь другое. По словам Пушкина, он также сейчас оказывает Самарабланкиздату юридическую и иную помощь, пытаясь предотвратить обстоятельства, при которых за долг в 1,5 млн. р. Самарабланкиздат может быть ликвидирован.

25 февраля в Москве должно было состояться заседание совета директоров ОАО ИД «СДП». Как заявил корреспонденту «Хронографа» Сергей Пушкин, мероприятие перенесли на первые числа марта. По словам гендиректора ОАО ИД «СДП», именно от результата заседания зависела и дальнейшая судьба Дома печати. По информации источника «Хронографа», в совете директоров взяли своеобразный тайм-аут, чтобы не принимать скоропалительного решения.

С большой долей вероятности, этому могло поспособствовать заявление, сделанное президентом РФ Дмитрием Медведевым на коллегии Генеральной прокуратуры в тот же день: «Уже в ближайшее время надо организовать проверки законности использования государственного имущества, в том числе денежных средств. Опыт работы в этой сфере у прокуратуры более чем достаточный. /.../ Не могу не поддержать то, что говорилось про рейдерство, захваты, всякого рода коммерческий передел в условиях глубокого финансово-экономического кризиса. Всякие преступления на эту тему всегда носят повышенную общественную опасность, потому что они затрагивают интересы значительного числа людей. /.../ Поэтому надо жестко преследовать за такого рода поползновения», — заявил Дмитрий Медведев. Не исключено, что слова Медведева могут серьезно изменить вектор действий силовых ведомств в отношении не только Дома печати, но и ряда других объектов недвижимого имущества государственной собственности, которые находятся в ведении Росимущества. Например, в Тольятти таким объектом является здание, в котором располагается центральный офис ЗАО «АИСТ». Руководство АИСТа пытается получить здание в собственность путем судебных разбирательств (см. «Хронограф» №30 (245) от 21.07.08). Удивляет то, что не видно активной позиция Кинжабаева и в этом случае.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

За период с мая 2006 г. по январь 2008 г. у ОАО «Самарский Дом печати»- было отчуждено следующее имущество: летняя база отдыха «Полиграфист», примерная стоимость 40 млн. р., продана за 1235 тыс. р.; санаторий-профилакторий издательства г. Самары, Промышленный р-н, 7-я просека, 19, примерная стоимость — 300 млн. р., продан за 15 млн. р.; гараж на ул. Санфировой, 5, примерная стоимость- 100 млн. р., продан за 1783 тыс. р.; склад бумаги на ул. Товарной, 56, примерная стоимость — 180 млн. р., продан за 6974 тыс. р.; административно-редакционный корпус на пр-те Карла Маркса, 201, примерная стоимость — 350 млн. р., продан за 7 млн. р.; административно-редакционный корпус на пр-те Карла Маркса, 201, примерная стоимость- 350 млн. р., продан за 14,5 млн. р. Все объекты, кроме базы отдыха, продавались по цене с учетом земельного участка.

Комментарии

Сергей ПУШКИН, директор ОАО ИД «Самарский Дом печати»

- Как представители Росимущества не заметили, что здесь происходит?

- Вы можете думать на кого угодно, но здесь, по моему мнению, все исходит из Москвы. Конкретно здесь я не вижу ни одного ни «за», ни «против». Скорее наоборот: все «за». Мы пытаемся остановить этот процесс, но обращения в орган, который мог бы это сделать, пока безрезультативны. Здесь именно из-за того, что был поднят шум, процесс начал развиваться совершенно по-иному. С Шаповаловым я иногда встречаюсь, и он пытается свою позицию обозначать как здравую, но есть позиция, а есть конкретные действия. Купил он это все не у каких-то фирм, а у Леушкина. Это все чисто рейдерские штуки, которые я знаю и понимаю.

- А сейчас в рабочий процесс никто не вмешивается?

- Шаповалов обещает предъявить мне иск за убытки по той причине, что мы не вывозим оборудование. Но нам даже везти его некуда. У нас нет ни корпусов, ничего. У нас осталось только то оборудование, на которое Леушкин не успел оформить бумаги и вывезти его. Он же не мог знать, что меня назначат 16 декабря. Они просто собирались все это сделать тихо и спокойно. А ждать сейчас можно все что угодно. Вплоть до обвинения меня, что это я здесь все развалил.