27 апреля совет директоров АВТОВАЗа под председательством Владимира АРТЯКОВА (на фото справа) рассмотрел вопрос о величине дивидендов по итогам работы в 2005 г. Озвученные итоги показали, что в IV кв. прошлого года, в период межвластия, завод потерпел убыток в 2 млрд. р. В течение недели капитализация предприятия падала два раза: во вторник — на 14,2%, в четверг — на 11,5%. 20 апреля «Ведомости» озвучили возможность смены власти на АВТОВАЗе в пользу нынешнего топ-менеджера ОАО «РусПромАвто» Алексея БАРАНЦЕВА. После той публикации капитализация завода скакнула вниз сразу на 18%. Учитывая ряд фактов, данную комбинацию событий можно расценить как подгонку цены к наиболее оптимальной величине накануне продажи. Возможно, это произойдет в рамках создания новой автомобильной корпорации, о которой неоднократно заявлял глава Роспрома Борис АЛЕШИН (на фото слева).
На прошлой неделе проявились новые факты, косвенно свидетельствующие о том, что ФГУП «Рособоронэкспорт» появилось на АВТОВАЗе в качестве посредника для его дальнейшей перепродажи. Взять контроль над предприятием, в кратчайшие сроки повысить его капитализацию, после чего выгодно продать объект тем, для кого он имеет профильный вид деятельности, — в этом основа стратегии получения доходов так называемых антикризисных компаний. О том, что Рособоронэкспорту знакомы методы антикризисной работы, свидетельствуют слова Андрея Бельянинова: «В 2000 г. произошло объединение трех компаний, работающих на рынке экспорта вооружения, в одну. Команда Рособоронэкспорта работала в режиме кризис-менеджмента. В последующем этой работе удалось придать инерцию. За последние годы Рособоронэкспорт преобразовался в торгово-промышленную компанию». Андрей Бельянинов был первым генеральным директором ФГУП «Рособоронэкспорт». Передав этот пост в апреле 2004 г. своему бывшему заместителю Сергею Чемезову, он возглавил Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ). По его словам, в начале 2004 г. в планы Рособоронэкспорта не входили действия, связанные с получением контроля над АВТОВАЗом. Таким образом, получается, что руководство Рособоронэкспорта заинтересовалось автозаводом менее чем за год до получения над ним полного контроля. В тандеме с Внешторгбанком в достаточно короткие сроки и без относительно существенных затрат (см. «Хронограф» №47 (119) от 26.12.05) ему удалось переподчинить себе АВТОВАЗ. Причем государственному Внешторгбанку была отведена роль основного кредитора автозавода. На тот момент аналитики ИК «Атон» оценивали совокупный чистый долг АВТОВАЗа в $640 млн. Доминирующую часть в нем составляли обязательства перед государством и подконтрольными ему структурами. Те же эксперты оценивали стоимость контрольного пакета акций АВТОВАЗа в конце октября 2005 г. примерно в $350 млн. За счет устных заявлений и кадровых перестановок новому руководству удалось в разы увеличить уровень капитализации АВТОВАЗа. Максимальный уровень капитализации пришелся на 8 февраля -$2,08 млрд. ($78,8 за акцию). Для сравнения: 26 октября, за день до оглашения Владимиром Каданниковым решения о своей отставке, капитализация АВТОВАЗа, по данным РТС, составляла $0,66 млрд. ($24,5 за акцию). Столь существенная разница может свидетельствовать либо о сверхуспешном менеджменте, либо о наличии особых методов воздействия на общественное мнение, и в том числе на рынок. |  | 
Стоит напомнить, что период наиболее стремительного роста капитализации пришелся на вторую декаду января. В тот же период времени ИК «Тройка Диалог» в два этапа пересмотрела свою оценку справедливой стоимости обыкновенных акций АВТОВАЗа с $26,59 до $55. В начале февраля ее оценка достигла $85. Эксперты «Тройки Диалог» обосновывали свой прогноз начавшимся процессом пересмотра отношений АВТОВАЗа с дилерами, поставщиками и отказом завода от принципов трансфертного ценообразования в работе с компаньонами (см. «Хронограф» №4 (123) от 13.02.06). В интервью «Хронографу» президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Есиповский был более щедрым на прогнозы: «Как может предприятие стоить $800 млн., если оно в год продает продукции на $5,5 млрд.? Думаю, реальная стоимость завода $4 млрд.». Между тем «Тройка Диалог» еще в феврале высказывала предположение о возможном изменении в структуре собственников АВТОВАЗа. «Мы полагаем, что государство переведет 48% акций АВТОВАЗа в разряд казначейских, а завод за это получит крупные инвестиции», — говорилось в ежедневной подборке новостей Market Daily ИК «Тройка Диалог», опубликованной 6 февраля. Причем до этого газета «Ведомости», осуществляющая информационное сопровождение действий Рособоронэкспорта в отношении АВТОВАЗа, сообщила, что на приобретение акций Внешторгбанком будет выделено около $750 млн. Чтобы оформить на эту сумму пакет в 48%, вазовская акция должна стоить $57,5. Между тем в последнее время все более реальной становится версия о том, что в качестве покупателя большого пакета акций могут выступить структуры, связанные с холдингом «РусПромАвто» (владеет Горьковским автозаводом). Руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром), член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин неоднократно в своих комментариях заявлял о возможности создания на основе АВТОВАЗа, КАМАЗа и ГАЗа крупной автомобильной корпорации. Из них лишь ГАЗ неподконтролен госструктурам. Это дает экспертам право предполагать, что создание альянса может происходить с учетом средств собственников ГАЗа, который является автомобильным направлением бизнеса Олега Дерипаски. 20 февраля «Ведомости» опубликовали информацию о возможном переходе на АВТОВАЗ исполнительного директора РусПромАвто Алексея Баранцева с перспективой заменить Есиповского. По оценке наблюдателей, данный вброс информации под видом неофициальной может являться частью работы по подготовке вхождения на автозавод новой команды топ-менеджеров, для которых автопром более знакомый бизнес, чем для людей из Рособоронэкспорта. 28 апреля «Ведомости» разместили очередной материал, способный существенно подготовить общественное мнение к тому, что будущие кадровые перестановки на АВТОВАЗе закономерны и неизбежны. В нем идет речь о крайне неудовлетворительном итоге работы АВТОВАЗа в IV квартале 2005 г., выразившемся в двухмиллиардном убытке, и о том, что это стало результатом управленческих решений команды Рособоронэкспорта. |  | Хотя, по сути, весь квартал оперативным управлением завода занимались люди Каданникова, реально понимающие, что их дни на АВТОВАЗе сочтены. Причем на все эти сообщения рынок реагировал очень оперативно. Сообщения о Баранцеве в тот же день «уронили» капитализацию АВТОВАЗа на 18%. Об итогах IV квартала — на 11,5%. Учитывая сложившееся положение дел, данную комбинацию событий можно расценить как подгонку цены к наиболее оптимальной величине накануне продажи. Стоит отметить, что представителям Рособоронэкспорта удалась работа и по снижению долга АВТОВАЗа перед государством. 29 марта совет директоров АВТОВАЗа согласовал передачу в федеральную собственность испытательного полигона в с. Сосновка в счет погашения государственной задолженности.  | Комментарии |  |
Игорь ЕСИПОВСКИЙ, президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» -Что вы можете сказать по поводу информации о возможном появлении на АВТОВАЗе топ-менеджера РусПромАвто Алексея Баранцева? - Я бы не хотел комментировать прогнозы газет. По моему мнению, для тех, кого касается эта информация, она явилась достаточно неожиданным, будем так говорить, заявлением. Я не могу комментировать, потому что у меня нет информации по этому поводу, и каких-то поводов для того, чтобы эту тему обсуждать, тоже нет. Я просто не готов. У меня нет предмета, на котором можно было бы строить такие умозаключения. Андрей БЕЛЬЯНИНОВ, директор Федерального агентства по оборонному заказу - Под вашим руководством происходило становление ФГУП «Рособоронэкспорт». Как вы можете охарактеризовать ее нынешнее положение? - Пакет заказов, который сегодня сформирован у Рособоронэкспорта, превышает $18 млрд. Таких объемов никогда у нас не было. И думаю, что будет еще больше, потому что подписная кампания идет. Другой вопрос, какими силами и в каком составе теперь выполнять эти контракты. Это большая проблема. Собственно, почему Рособоронэкспорт был вынужден пойти в промышленность? Просто другого выхода не было. Контракты международные, ответственность высокая. Невыполнение заказов в срок — это удар по имиджу государства, это штрафные пени. Рособоронэкспорт сейчас это платит. - В начале 2004 г., когда вы еще продолжали возглавлять Рособоронэкспорт, у компании уже были какие-то планы по поводу АВТОВАЗа ? - Нет, тогда не было таких планов. Не совсем правильно отождествлять этот процесс с одной фамилией. Потому что здесь решается государственная задача. Хочу сказать о команде, которую высадили на АВТОВАЗе: это не те люди, после которых остается выжженная земля. Это люди, отвечающие за свои слова и поступки. Они настроены на конструктив. Было бы гораздо хуже, если бы государство обратило свой взор на проблемы АВТОВАЗа тогда, когда был бы пик его падения. К счастью, этого не произошло. |