Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (130) | 3 апреля 2006г.
 

Александр Изосимов:

Живые деньги на здоровье

Анастасия Стрижевская

По информации департамента здравоохранения Тольяттинского городского округа, в город начали поступать средства в рамках национального проекта «Здравоохранение». Однако, по утверждению медиков, данные меры полностью не снимают проблем, накопившихся в системе здравоохранения в последние годы. О том, как реализуется программа и какие существенные изменения она внесла, рассказывает директор департамента здравоохранения мэрии Тольятти Александр ИЗОСИМОВ.

- Александр Николаевич, назовите конкретные суммы, которые получит город в связи с реализацией национального проекта в Тольятти.

- В рамках реализации программы Тольятти получит не только живые деньги, но и медицинское оборудование. Деньги на доплаты врачам конкретных специальностей (участковые терапевты и педиатры, врачи общей практики) и медицинским сестрам идут уже с первого января. За первые два месяца выплачено порядка 12 млн. р. Эти надбавки получили 342 врача участковой сети и 386 медсестер. При этом врач получает 10 тыс. р., а медсестра — 5 тыс. р. В поликлиники и офисы врачей общей практики в этом году будет поставлено оборудования на сумму порядка 17 млн. р. Это 3 рентген-установки, 1 флюорограф, 2 маммографа, 2 ультразвуковых аппарата и 1 лабораторный комплекс. Выделено 15 единиц санитарного транспорта на сумму 8,5 млн. р. Надо отметить, что это только часть из заявленного нами оборудования, необходимого для оснащения поликлиник. Всего на оснащение областных медицинских учреждений первичной помощи выделено 256 млн. р. и 67 млн. р. — на санитарный транспорт. Но это не окончательная сумма, возможно, в этом году она будет еще увеличена. Но в первую очередь средства пойдут на оснащение сельских медицинских пунктов.

- Каковы критерии отбора медицинского персонала, которым полагается доплата?

- Каждый конкретный врач и медсестра, работающие на участке, кроме акушеров-гинекологов, получают эти доплаты. Участки разбиты по количеству жителей. Существует еще оплата работ по диспансеризации населения — в размере 25% от тарифа, рассчитанного на выполнение этих работ. Акушеры-гинекологи, медсестры в женских консультациях за патронаж беременных женщин получают 2 тыс. р. по родовому сертификату. А в роддомах — 5 тыс. Из этих средств 60% идет на заработную плату. Плюс обычная зарплата, которая также зависит от количества проведенных пациентов.

- Российским здравоохранением декларируется право каждого пациента, имеющего страховой медицинский полис, выбирать врача, у которого он хочет наблюдаться. Почему на практике реализовать это право почти невозможно ?

- При нынешних условиях, в которых работает система здравоохранения, этот механизм действительно зачастую не работает. Есть ряд объективных проблем, мешающих реализации этого права пациентов. Во-первых, перегрузка медицинских работников из-за кадровой неукомплектованности. В среднем врач работает на полторы ставки, а медсестра — и того больше.

Во-вторых, те доплаты, о которых мы ранее говорили, не охватывают переработку. Ежемесячно в поликлиниках составляется персональный регистр врачей, по которому приходит доплата. Если кто-то заболел, ушел на учебу — деньги уже не поступают. Таким образом, если врач обслуживает два участка, доплату он получает только за один.

- Какие рычаги воздействия на коммерческую медицину имеются в распоряжении городского департамента здравоохранения?

- Коммерческие медицинские учреждения — это самостоятельные юридические лица. Они действуют самостоятельно и сами несут ответственность. Но есть такое понятие, как качество медицинского обслуживания. С этой точки зрения мы можем номинально на них воздействовать. Лечебные учреждения заявляют свой вид деятельности. Документы, необходимые для получения лицензии, проходят через Москву. Если все требования соблюдены — выдается лицензия, которую через определенный срок учреждение должно подтвердить. Если на него поступает жалоба, мы можем организовать проверку, инициировать отзыв лицензии. Но фактически это реализовать сложно. Цены формирует рынок. Честно говоря, руки не всегда доходят до муниципальных учреждений, не говоря уже о частных структурах. Но им выгодно работать честно, потому что работают в конкурентной среде.

- Департамент влияет на формирование бюджета тех или иных медицинских учреждений?

- Бюджет стационара, например, состоит из ряда пунктов, которые определяет тариф ОМС. В него входят зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные расходы (содержание больницы, питание, медикаменты, мягкий инвентарь). Так что бюджет у всех одинаково недостаточный.

- Тем не менее у кого-то более благополучное учреждение, у кого-то — нет. Благодаря чему удается содержать учреждение в приличном состоянии?

- Я сейчас начал объезжать лечебные учреждения. Действительно, хозяйствуют все по-разному, но в среднем плоховато везде. Особенно в части материального обеспечения. Однако сдвиги определенные пошли. Город взял на себя оплату коммунальных услуг, питания, частично медикаментов. Но на содержание больниц все равно страшно не хватает денег. Департамент проводит большую работу, чтобы не потерять те средства, которые должны поступить в город. А в остальном главному врачу приходится любыми способами удерживать ситуацию, чтобы не развалить стационар совсем. Мы вынуждены разговаривать с пациентами, чтобы за счет благотворительных взносов решить часть насущных проблем.

Придумали благотворительный фонд, потому что за счет ограниченного списка платных услуг проблемы не решить. Нет таких платных услуг, как, например, плата за операцию. Это входит в ту стоимость, которую оплачивает ОМС.

- В свое время бывший директор департамента здравоохранения Михаил Хуторской приказал закрыть благотворительные фонды. Пытались вводить жесткий контроль, но из этого ничего не получилось...

- Тут надо различать. Если эти средства идут в чей-то карман — это один разговор. Если фонд прозрачен и собранные средства централизованно идут на определенные цели — это другое. Надо показывать, на что пошли деньги: на зарплату, на приобретение инвентаря, на ремонт и т.д. Вот тогда можно наглядно доказать, что такая форма работы нужна. Например, у Виталия Александровича Гройсмана эти средства тратятся на реальные нужды. В других учреждениях тоже. Например, на капитальный ремонт и, конечно, на зарплату персоналу.

- Россия переживает демографический кризис. Согласно статистике, к 2030 г. население России сократится в полтора раза. Достаточны ли меры, принимаемые сегодня на государственном уровне, чтобы кардинально решить эту проблему?

- Однозначно нет. Родовые сертификаты — это только первый шаг, но на сегодняшний день хоть какая-то стабилизация ситуации. К сожалению, мы пока не видим ее развития. Наверное, это надо осмыслить. Люди вообще не верили, что эти деньги пойдут.

- Существует ли практика на договорной основе проводить диспансеризацию трудоспособного населения?

- Конечно. Есть информация, что муниципальные лечебные учреждения заключают договоры с заводами, предприятиями на диспансеризацию сотрудников. Это становится правилом. Это выгодно и работодателю, и медицинским учреждениям. На сегодня порядка 90 тыс. работающего населения имеют возможность получить диспансеризацию. Лечение — это уже другое. На это требуются другие средства. Но некоторые работодатели идут на то, чтобы обеспечить лечение своим сотрудникам. Как правило, в форме дополнительного медицинского страхования.

- Вы утверждаете, что ОМС дает лишь 60% средств от необходимых для нормального функционирования медицинского учреждения. Покажите на примере бюджета детской многопрофильной больницы, которую вы возглавляли до недавнего времени, из чего складывается общий бюджет стационарного учреждения?

- Бюджет больницы, выделяемый из средств ОМС, ориентировочно составляет 2,5 млн. р. в месяц. Платные услуги дают порядка 30-50 тыс. р. Это мизер. Из этих средств 18% уходит на заработную плату персоналу, благотворительные взносы и ДМС дают порядка 200 тыс. р. Вот и считайте: если 2,5 млн. р. — это 60%, то, для того чтобы закрыть хотя бы основные направления, требуется как минимум еще 1,5 млн. р. в месяц. Но эти средства — только на содержание больницы, без учета заработной платы. А на сегодня она явно неадекватна. При загруженности врачей в среднем на 1,7 ставки средняя заработная плата врача составляет около 5 тыс. р., а медсестры — 2,5 тыс. р.