Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (209) | 26 ноября 2007г.
 

Поменяют схему

Сергей Иванов ускорит подготовку Моторостроителя к вхождению в госхолдинг

Игорь Осокин

На прошедшем 21 ноября в Самаре выездном заседании военно-промышленной комиссии при правительстве РФ особое внимание вызвала ситуация, сложившаяся вокруг ОАО «Моторостроитель». По неофициальной информации, первый вице-премьер правительства РФ Сергей ИВАНОВ (на фото) потребовал ускорить подготовку предприятия к вхождению в объединенный двигателестроительный холдинг. Фактически это означает, что на совете директоров, запланированном на начало декабря, финансовые схемы Игоря ШИТАРЕВА, загнавшие завод в долговую яму, перестанут существовать.

Процесс превращения оборонной промышленности в «любимое дитя» государства продолжился на прошлой неделе в Самаре. На выездном заседании военно-промышленной комиссии за закрытыми дверями первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, по неофициальной информации, решительно потребовал разобраться в ситуации на серийном производителе двигателей ОАО «Моторостроитель». Сжатые сроки, поставленные Ивановым для выведения из кризиса проблемного предприятия, объясняются скорым включением его в объединенный двигателестроительный холдинг, а также необходимостью выполнения плана по запускам ракет-носителей, выводящих на орбиту навигационную систему ГЛОНАСС и международные спутники связи.

Сейчас ОАО «Моторостроитель» является крупнейшим в России предприятием по производству ракетных и авиационных двигателей. Базовое направление деятельности завода — серийный выпуск широкого спектра высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения: ракетных двигателей для РН «Союз» и «Молния», авиационных двигателей, приводов для газоперекачивающих агрегатов (ГПА), блочно-модульных теплоэлектростанций на основе газотурбинных двигателей (ГТД). ОАО «Моторостроитель» -единственное на территории СНГ предприятие, изготавливающее и проводящее капитальный ремонт двигателей самолетов стратегической авиации Ту-95, Ту-95МС, Ту-22МЗ, Ту-160, а также противолодочного ударного комплекса Ту-142.

Агрессивный тон заявлений вице-премьера имеет под собой основания. По состоянию на июль 2007 г. кредиторская задолженность Моторостроителя составила около 4,7 млрд. р. при объеме годовой выручки в 2006 г. 3 млрд. р. Из общей суммы 1,1 млрд. р. составили банковские кредиты, 1,8 млрд. р. — займы, 0,95 млрд. р. — кредиторская задолженность, а долги перед бюджетом и внебюджетными фондами превысили 0,9 млрд. р. По итогам 2006 г. рост кредиторской задолженности превзошел рост выручки в 1,7 раза.

Предприятие не формирует собственных оборотных средств, вся операционная деятельность осуществляется только за счет привлекаемых кредитов. Большая часть имеющихся активов заложена, что ограничивает распоряжение имуществом. Из-за наличия «непрозрачных» схем работы скромная прибыль у Моторостроителя появилась только к концу года, когда нынешние заказчики полностью расплатились за поставленные силовые установки и ГПА. В таких условиях под угрозу подпадает выполнение ряда контрактов, обеспечивающих оборону и безопасность страны.

Особо взволновала комиссию реакция топ-менеджмента предприятия на назначение заместителем Игоря Шитарева по экономике и финансам с правом финансовой подписи представителя ОПК «Оборонпром» Василия Лапотько. По словам источника, близкого к руководству Моторостроителя, «вместо концентрации оборотных средств Шитарев и его команда занимались изъятием финансовых потоков и распределением их посредническим фирмам».

Одна из таких структур -внешнеторговая ЗАО «ДЭМ» — до недавнего времени занималась поставкой иностранным партнерам гражданской продукции, прежде всего газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Второе общество — сбытовая компания «ЦК ФПГ «Двигатели НК» оформляло продажи. При этом практически вся прибыль завода оседала на счетах дочерних компаний. Когда же возникла необходимость централизации контроля над расходованием бюджетных средств, выделенных на санацию Моторостроителя, «междусобойчик» прежних директоров, по мнению того же источника, «не захотел уступать государству».

Естественно, что такая позиция руководства завода не устроила государство как главного акционера и заказчика его продукции. Оргвыводы в отношении неуступчивого Шитарева последуют уже 4 декабря. На этот день намечены кадровые перестановки. В качестве нового руководителя завода Роскосмосом рассматривается Дмитрий Носов, в настоящий момент являющийся заместителем Александра Кирилина на «ЦСКБ-Прогресс» по коммерческим вопросам. Отраслевые эксперты, впрочем, полагают более высокими шансы Николая Якушина, занимающего один из ключевых постов в Роскосмосе. Не исключается третий вариант, по которому кресло Шитарева займет кандидат Рособоронэкспорта, чья дочерняя структура — ОПК «Оборонпром» — может стать управляющей компанией двигателестроительного холдинга, создаваемого на базе Моторостроителя и СНТК им. Кузнецова. В любом случае, по мнению экспертов, на серийный завод в ближайшее время вернутся финансовые потоки, а объем госзаказов резко возрастет, что будет означать торжество новой схемы укрепления оборонно-промышленного комплекса. Пользу ее подтвердил губернатор Самарской обл. Владимир Артяков, заявивший, что заложенные в схему решения «вселяют уверенность в людей, которые трудятся на этих предприятиях, и создают им отличные перспективы на многие годы вперед».